Система оценки кредитоспособности клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия кредитоспособность, определение основных методик оценки кредитоспособности заемщиков, а также выявление возможных направлений совершенствования системы оценки кредитоспособности в современных условиях.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть понятие кредитоспособность заемщика;
выявить основные методики оценки кредитоспособности заемщиков;
провести оценку кредитоспособности заемщика ОАО «Банк Москвы»;
выявить возможные направления совершенствования системы оценки кредитоспособности в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА.………………………….....5
1.1. Понятие кредитоспособности клиента банка………….………………….5
1.2. Основные методы оценки банком кредитоспособности заемщиков – юридических лиц……………………………………………………………..…...7
1.3. Основные методы оценки банком кредитоспособности заемщиков – физических лиц…..………………………………………………………………16
2. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА…………………………………………………………………………....19
2.1.Характеристика ОАО «Банк Москвы» и основные показатели его деятельности.………………………………………………………….…………19
2.2.Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица ОАО «Банк Москвы»………………………………………………………………...………..26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………..…..……………………..32
3.1.Оценка кредитоспособности заемщиков российскими банками в условиях кризиса ……………………………………………………………….…………..32
3.2.Направления совершенствования оценки кредитоспособности заемщиков…………………….…………………...…………………..…………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

     Мировой экономический кризис привел к  существенным изменениям во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования. Так, в современных условиях высокие риски банковской деятельности в большей степени связаны с условиями и результатами деятельности клиентов банка. В связи с этим предложения по совершенствованию системы оценки кредитоспособности заемщиков с целью повышения эффективности кредитных операций коммерческих банков должны быть направлены на обеспечение финансовой устойчивости банков благодаря квалифицированному выбору партнеров на рынке потребителей банковских услуг [21].

     Финансовый анализ заемщика предоставляет банку информацию, которая позволяет оценить вероятность выполнения заемщиком своих обязательств и принять соответствующие управленческие решения.

     В современных условиях к проблемам, возникающим при составлении методик оценки качества заемщиков, можно отнести:

  • качественный подбор показателей, необходимых для проведения достоверной оценки заемщиков, так как именно от данных показателей зависит результат анализа финансовой отчетности заемщика, а, следовательно, и группа риска, к которой будет он будет отнесен.
  • информация, которая является основанием для проведения оценки заемщиков. Данная информация статична и не позволяет определять тенденции улучшения или ухудшения деятельности заемщика.
  • коэффициенты применяемые при оценке кредитоспособности не всегда могут дать достоверную характеристику финансового состояния заемщика в связи с инфляцией, нестабильностью в экономике, спецификой деятельности заемщика в зависимости от отраслевой принадлежности.
  • предоставляемой заемщиком информации не достаточно для проведения качественного финансового анализа.

     Объективная оценка качества заемщиков позволит:

  • снизить риск формируемого банком кредитного портфеля в целом;
  • регулировать уровень риска кредитного портфеля  еще на стадии его формирования, с целью повышения его качества;
  • более эффективно управлять своими кредитными ресурсами.

     Для получения достоверных выводов  и правильной интерпретации полученных коэффициентов, необходимо дополнительно проводить следующие сопоставления:

  • сравнить фактические коэффициенты текущего года с коэффициентами предыдущего года, а также с отдельными коэффициентами за ряд лет.
  • сравнить фактические коэффициенты с нормативами, принятыми предприятием (внешние пользователи финансовых отчетов редко могут провести такое сопоставление).
  • сравнить коэффициенты с показателями наиболее удачливых конкурентов (данные можно получить из публикуемых финансовых отчетов).
  • сравнить фактические коэффициенты с отраслевыми показателями.

     Исследование  данных проблем позволит сделать  вывод о необходимости внедрения  в банковскую практику комплексной  методики оценки качества заемщиков. Это  позволит банкам повысить эффективность  своих кредитных операций и качество кредитного портфеля [22].

     В настоящее время имеется необходимость информационного обмена кредитными историями для эффективной оценки кредитоспособности заемщиков. Так, кредитную информацию о заемщике можно разделить на:

 –  «черную» - негативная кредитная информация, которая может негативно повлиять на решение кредитора о предоставлении кредита, включает сведения о фактах непогашения кредита, просрочках платежа, банкротствах;

 –  «белую» - позитивная информация, которая может включать сведения об остатке задолженности или открытых кредитных линиях;

 –  «общую» - информация, связанная с кредитоспособностью заемщика.

    В России принцип использования кредитных  историй исключителен только для  заключения договора займа. Это закреплено в положениях законодательства о кредитных историях и связано с конфиденциальностью, ограниченной оборотоспособностью кредитных историй, допустимостью сбора, хранения, использования и распространения информации.

    Преимущества  от создания кредитных бюро:

    1. Кредитные бюро повышают степень сведений банков о потенциальных заемщиках и дают возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд, основанного на реальной оценке надежности заемщиков. Для кредитора это ведет к значительному снижению кредитных рисков, уменьшению резервов на возможные потери по ссудам, повышению ликвидности;

    2. Уменьшение расходов на поиск  информации. Обмен информацией между  кредиторами стимулирует рост  банковских кредитов и повышает  эффективность финансового посредничества  между банками;

    3. Формирование положительного имиджа региона (страны) за счет повышения степени транспарентности заемщиков, включающей достоверность, своевременность и полноту раскрытия информации, благоприятный инвестиционный климат.

    В настоящее время российским банкам необходимо более тщательно подходить к оценке финансовых возможностей заемщика. При этом должны использоваться современные программы экспресс-анализа финансового состояния предприятий, движения денежных потоков. Одновременно необходимо создавать информационную клиентскую базу, содержащую сведения о кредитной истории заемщика, его деловой репутации, состоянии счетов и т.д.

    Результатом кредитоспособности заемщика должно быть определение класса кредитоспособности. В развитых странах существуют рейтинги финансового состояния надежности и кредитоспособности фирм, которые дают возможность кредитору оценить свой риск при выдаче кредита. Создание единой нормативной базы для определения финансового состояния предприятий и системы рейтингов их надежности и кредитоспособности привело бы к минимизации рисков в банковской деятельности России [20].

    Необходимо  совершенствование показателей  кредитоспособности и на их базе создание методик, учитывающих не только количественные величины, но и качественные характеристики (например, репутация заемщика, показатели контроля). Для снижения кредитного риска необходимо знать возможности и потребности бизнеса заемщика, перспективы его развития, технологический процесс, отраслевые особенности и т.д. При условии «прозрачности» бизнеса банк становится финансовым партнером заемщика, что максимально снижает риск невозврата кредита.

    В целом оценка кредитоспособности заемщика должна быть направлена то, чтобы ускорить и удешевить процедуру кредитования, получить более точный и обоснованный результат, что в итоге снизит риски кредитования, обеспечит необходимую стабильность работы банка и заданный уровень доходности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Кредитоспособности  клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита.

    Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.

     Способами оценки кредитоспособности клиента  банка являются: оценка менеджмента; оценка финансовой устойчивости клиента; анализ денежного потока; сбор информации о клиенте; наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

    В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.

     Оценка  кредитоспособности физического лица основана на соотношении испрашиваемой  ссуды и его личного дохода, общей оценке финансового положения  заемщика и стоимости его имущества, состава семьи, личностных характеристиках, изучении кредитной истории.

     В ОАО «Банк Москвы» предоставление кредитных продуктов осуществляется в соответствии с внутри банковскими документами на основании комплексного анализа кредитной сделки, включающего:

       – анализ информации нефинансового  характера, его организационной и производственной структур, уровня менеджмента, репутации заемщика, его кредитной истории;

       – оценку общей ситуации в  основной отрасли деятельности  заемщика;

       – комплексную оценку финансового  состояния заемщика;

       – наличие ликвидного и достаточного обеспечения;

       – оценку возвратности кредита.

    Положительное влияние на выдачу кредита в ОАО  «Банк Москвы» оказывают следующие  моменты:

1. Наличие  займа в ОАО «Банк Москвы»  и хорошей кредитной истории  заемщика.

2. Функционирование  бизнеса более 6 месяцев.

3. Наличие ликвидных активов у заемщика.

    На  основе проведенной оценке кредитоспособности заемщика ОАО «Банк Москвы»  ОАО  «Завод» был сделан вывод о  финансовой устойчивости, стабильном развитии данного предприятия. ОАО  «Завод» был отнесен к первому  классу кредитоспособности. Кредитование ОАО «Завод» не вызывает сомнений - испрашиваемая ссуда может быть предоставлена.

    Изменения, происходящие в системе оценки кредитоспособности заемщиков в настоящее время, объясняются адаптацией кредитной стратегии банков к меняющимся условиям рынка.

    В настоящее время российским банкам необходимо более тщательно подходить  к оценке финансовых возможностей заемщика. При этом должны использоваться современные  программы экспресс-анализа финансового  состояния предприятий, движения денежных потоков. Одновременно необходимо создавать информационную клиентскую базу, содержащую сведения о кредитной истории заемщика, его деловой репутации, состоянии счетов и т.д.

    В целом оценка кредитоспособности заемщика должна быть направлена то, чтобы ускорить и удешевить процедуру кредитования, получить более точный и обоснованный результат, что в итоге снизит риски кредитования, обеспечит необходимую стабильность работы банка и заданный уровень доходности. 
 
 

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Положение ЦБ РФ № 254-П от 26.03.2004г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» - http:// www.consultant.ru.
  2. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело): уч. пособие/ под ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: ИНФРА-М,2005.
  3. Тютюнник А.В. Банковское дело / А.В. Тютюнник, А.В. Турбанов. – М.: Финансы и статистика,2006.
  4. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: учебник/ под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  5. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская. – М.: Омега  - Л, 2008.
  6. Свиридов О.Ю. Банковское дело: учеб. пособие/ О.Ю. Свиридов. – Ростов н./Д.: Март, 2007.
  7. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке/ А.Д. Шеремет, Г.И. Щербакова. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  8. Коробова Г.Г. Банковское дело. / Под ред. Г.Г. Коробовой .- М.: Экономистъ, 2008.
  9. Ильина Л.В. Показатели кредитоспособности предприятия и практика их применения/ Л.В. Ильина// Деньги и кредит. – 2008. - №5. – с.49-54.
  10. Иода Е.В. Основы организации деятельности коммерческого банка: учеб. пособие/ Е.В. Иода, И.Р. Унанян. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
  11. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии: учеб. пособие для ВУЗов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  12. Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов/ И.Д. Мамонова// http://www.cfin.ru
  13. Банк Москвы «Устав ОАО «Банк Москвы»» от 26 июня 2002 г.
  14. Официальный сайт ОАО «Банк Москвы» - http:// www.bm.ru
  15. Колесников В.И. Банковское дело: учебник/ В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая. – М: Финансы и статистика, 2006.
  16. Банк Москвы. Положение о кредитной политике ОАО «Банк Москвы».
  17. Банк Москвы. Порядок кредитования малого бизнеса подразделениями ОАО « Банк Москвы».
  18. Никитенко И. Кредиты для бизнеса становятся доступными/ И. Никитенко// Банковский курс. – декабрь 2009. – спецвыпуск.
  19. Даллакилян А.А. Управление кредитным риском/ А.А. Даллакилян// Банковское дело. – 2008. - №1. – с.44-49.
  20. http://bankir.ru
  21. Иванова Н. Оценка кредитоспособности заемщика/ Н. Иванова// Бухгалтерия и банки. – 2008. - №8. – с.8-13.
  22. http:// rbc.ru

Информация о работе Система оценки кредитоспособности клиентов банка