Система оценки кредитоспособности клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия кредитоспособность, определение основных методик оценки кредитоспособности заемщиков, а также выявление возможных направлений совершенствования системы оценки кредитоспособности в современных условиях.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть понятие кредитоспособность заемщика;
выявить основные методики оценки кредитоспособности заемщиков;
провести оценку кредитоспособности заемщика ОАО «Банк Москвы»;
выявить возможные направления совершенствования системы оценки кредитоспособности в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА.………………………….....5
1.1. Понятие кредитоспособности клиента банка………….………………….5
1.2. Основные методы оценки банком кредитоспособности заемщиков – юридических лиц……………………………………………………………..…...7
1.3. Основные методы оценки банком кредитоспособности заемщиков – физических лиц…..………………………………………………………………16
2. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА…………………………………………………………………………....19
2.1.Характеристика ОАО «Банк Москвы» и основные показатели его деятельности.………………………………………………………….…………19
2.2.Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица ОАО «Банк Москвы»………………………………………………………………...………..26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………..…..……………………..32
3.1.Оценка кредитоспособности заемщиков российскими банками в условиях кризиса ……………………………………………………………….…………..32
3.2.Направления совершенствования оценки кредитоспособности заемщиков…………………….…………………...…………………..…………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

 –  содействовать реализации важных  социально-экономических программ  и направлению инвестиций в реальный сектор экономики [14].

     Получаемая  банком прибыль является, по существу, главным показателем его деятельности, непосредственно влияющим на его эффективное развитие и стабильное финансовое положение. Прибыль банка в 2008 г. составила 5 159 194 тыс. руб., в 2009 г. – 1 690 007 тыс. руб. Основное влияние на величину прибыли оказывают процентные доходы банка, а также величина ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям). Величина прибыли в 2009г. по сравнению к 2008г. снизилась на 67,24%. Уменьшение прибыли в 2009 году связано с кризисными явлениями в экономике, в результате которых выросли процентные расходы по привлеченным средствам за период, увеличились резервы на возможные потери, снизились чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток, снизились чистые доходы от операций с иностранной валютой, также в условиях кризиса увеличились комиссионные доходы и расходы банка.

    Показатель  эффективности работы активов банка  ОАО «Банк Москвы» в 2008 г. составил 0,68%, а в 2009 г. – 0,21%. Таким образом, в 2009 г. наблюдалось падение эффективности работы активов. Этот процесс связан с уменьшением прибыли банка в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

    Важным  показателем оценки эффективности  использования ресурсов, эффективности управления активами банка, уровня ценовой конкурентоспособности банковских услуг, темпов и тенденций развития банковской деятельности банка в целом является показатель рентабельности. Рентабельность активов банка повысилась: в 2008 г. на 1 руб. активов приходилось 3 коп. прибыли, а в 2009 г. – 7 коп. Данная тенденция свидетельствует о повышении эффективности функционирования банка.

    В целом собственные средства банка  имеют положительную динамику –  за 2008-2009 гг. данный показатель увеличился на 86,43% (на 62 093 658 тыс. руб.), что говорит о стабильной работе банка. Показатель эффективности использования собственных средств банка в 2008 г. составил 0,12, а в 2009 г. – 0,24. Увеличение данного показателя на 0,12 пунктов свидетельствует о повышении эффективности использования собственных средств банка, т.е. в 1 руб. предоставленных кредитов банка было вложено 12 коп. собственных средств в 2008 г., а в 2009 г. – 24 коп. Увеличение данного показателя говорит о повышении степени покрытия кредитных вложений собственными источниками банка, что означает снижение платы за привлеченные ресурсы и повышение доходности.

    Значение  показателя отношения собственного капитала к уставному в 2008 г. составило 5,23, а в 2009 г. – 8,46. Динамика данного показателя является благоприятной для банка, так как произошло увеличение собственных средств относительно уставного капитала. Данный процесс означает, что банк работал эффективно и его стоимость на текущий момент выше суммы, вложенной акционерами или учредителями. Банк, у которого значение данного коэффициента меньше единицы, уже неликвиден. Из расчетов видно, что показатели банка значительно превышают единицу и имеют тенденцию к росту, а это свидетельствует о повышении эффективности и стабильности банка [15].

    Кроме того, важное значение для банка имеет коэффициент рентабельности уставного капитала банка в 2008 г. – 0,77, в 2009 г. – 1,06. Таким образом, за анализируемый период рентабельность уставного капитала значительно увеличилась: в 2008 г. 1 руб. средств акционеров приносил 77 коп. прибыли, а в 2009 г. – 1,06 руб. Показатель рентабельности имеет тенденцию к увеличению, что свидетельствует о повышении эффективности функционирования ОАО «Банк Москвы».

    Таким образом, можно с достаточной  степенью достоверности констатировать, что деятельность банка за анализируемые периоды финансово устойчива, прибыльна и эффективна. Банк Москвы имеет хорошие перспективы для успешного роста и развития в современных условиях.

    Так как в активах ОАО «Банк  Москвы» наибольший удельный вес приходится на кредитные вложения (76%), степень риска активов в первую очередь определяется качеством кредитного портфеля. Поэтому целью кредитной работы ОАО «Банк Москвы» является получение банком стабильных доходов на условиях максимального снижения уровня риска по предоставлению коммерческих кредитов и полной их возвратности, что может быть обеспечено грамотным подходом к оценке кредитоспособности заемщиков.

    Кредитная политика отражает основные направления  кредитной работы банка по достижению поставленных в области кредитования целей:

    1) создание обширной клиентской  базы, состоящей из крупных компаний, предприятий среднего и малого  бизнеса и частных лиц, путем  привлечения их на кредитное  обслуживание в банк;

    2) формирование качественного кредитного  портфеля банка, диверсифицированного по видам заемщиком, отраслям экономики и срокам кредитования при приемлемом уровне кредитного риска;

    3) дальнейшее развитие кредитования  в регионах присутствия филиалов  банка;

    4) получение максимальной прибыли  от кредитных операций.

    Главной задачей банка в области кредитования является увеличение высокодоходного  кредитного портфеля с обязательным сохранением приемлемого качества кредитного портфеля.

    Приоритетным  для банка является кредитование следующих проектов:

    • с короткими и средними сроками окупаемости;
    • с высокой эффективностью и минимальным кредитным риском;
    • внешнеэкономической деятельности клиентов [16].

     Рассмотрение  кредитных заявок заемщиков, анализ кредитоспособности заемщиков, предоставление, сопровождение и мониторинг кредитных продуктов, взаимодействие структурных подразделений банка при осуществлении кредитного процесса происходит в соответствии с внутри банковскими нормативными документами.

     Кредитные заявки клиентов рассматриваются в  банке в соответствии с процедурой, устанавливаемой инструктивными документами банка по различным видам кредитования.

     Предоставление  кредитных продуктов осуществляется в соответствии с внутри банковскими  документами на основании комплексного анализа кредитной сделки, включающего:

  • анализ информации нефинансового характера, его организационной и производственной структур, уровня менеджмента, репутации заемщика, его кредитной истории;
  • оценку общей ситуации в основной отрасли деятельности заемщика;
  • комплексную оценку финансового состояния заемщика;
  • наличие ликвидного и достаточного обеспечения;
  • оценку возвратности кредита.

     К анализу кредитных заявок привлекаются подразделения банка: Управление экономической  безопасности; Департамент рисков; Планово-экономический департамент  и Юридический департамент [17].

     На  основании рассмотрения материалов по сделке кредитующее подразделение  составляет заключение на приобретение кредитного продукта, которое выносится  на рассмотрение уполномоченного органа.

     По  процедуре рассмотрения кредитные  продукты подразделяются на:

  • стандартизированные, анализ и решение, по которым осуществляется по стандартной процедуре, установленной специальными нормативными документами, регулирующими порядок предоставления конкретных продуктов;
  • стандартные кредитные продукты, анализ и решение по которым осуществляется в соответствии с общей процедурой, установленной общими нормативными документами;
  • кредитные продукты, решение по которым принимает уполномоченный орган головного офиса на основании заключения кредитующего подразделения [16].
 
 
    1. Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица  ОАО «Банк Москвы»

    В случае если заемщиком ОАО «Банк Москвы» выступают юридические лица, то для определения их кредитоспособности проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный  анализ рисков, что необходимо для выявления возможности, его размера и условий.

     Положительное влияние на выдачу кредита в ОАО  «Банк Москвы» оказывают следующие  моменты:

     1. Наличие займа в ОАО «Банк  Москвы» и хорошей кредитной  истории заемщика.

     2. Функционирование бизнеса более 6 месяцев.

     3. Наличие ликвидных активов у  заемщика.

     Кредитование  юридических лиц в ОАО «Банк  Москвы» происходит в настоящее  время по двум направлениям:

      1. Кредиты на развитие бизнеса  – крупные суммы до 25 млн рублей.

      2. Скоринговое кредитование–исходя из определенных данных решения о возможном лимите заемщика принимает компьютерная программа [18].

      Рассмотрим  на примере ОАО «Завод» методику оценки кредитоспособности заемщиков  ОАО «Банк Москвы».

    Анализ  данных о заемщике опирается на комплект документов. Так, заемщик предоставляет в банк следующие документы:

  • Юридические документы:
    • регистрационные документы: устав организации; учредительный договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные копии);
    • карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально;
    • документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия);
    • справка о паспортных данных руководителя и главного бухгалтера предприятия – заемщика.
  • Бухгалтерская отчетность в полном объеме, заверенная налоговой инспекцией, по состоянию на две последние отчетные даты;
  • За последние три месяца - копии выписок из расчетного и валютных счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям в течение указанных месяцев;
  • По состоянию на дату поступления запроса на кредит: справка о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров;
  • Письмо - ходатайство о предоставлении кредита с краткой информацией о предприятии  и его деятельности, основных партнерах и перспективах развития (Приложение 1).

    Основная  цель анализа документов на получение  кредита - определить способность и  готовность заемщика вернуть испрашиваемую  ссуду в установленный срок и в полном объеме. Так, бухгалтерская отчетность (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках») дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.

            Важным позитивным фактором оценки кредитоспособности ОАО «Завод» является наличие хорошей кредитной истории, в частности ОАО «Завод» являлся заемщиком ОАО «Банк Москвы» и погасил задолженность по кредиту без просроченных платежей. Данный факт дает возможность судить о благоприятных перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита.

            ОАО «Завод» имеет  хорошую репутацию в своей  отрасли функционирования. Предприятие  действует в перспективном секторе  рынка, который имеет тенденцию  к росту. Данное предприятие ориентировано  на конкретный круг потребителей, предъявляющих стабильный спрос на продукцию данной фирмы. Кроме того, ОАО «Завод» имеет налаженные деловые связи со своими поставщиками и партнерами.

    Определение кредитоспособности заёмщика ОАО «Завод»  проведено  на основе его бухгалтерского баланса (Приложение 2) и отчета о прибылях и убытках (Приложение 3) за 2008г. и 2009 г.

        Для оценки финансового состояния  ОАО «Завод»  используются  три группы оценочных показателей:

    1. Коэффициенты ликвидности (К1, К2, К3);

    2. Коэффициент автономии  (К4);

    3. Показатель рентабельности (К5).

    Для расчета названных показателей  составим агрегированный баланс ОАО  «Завод».

    Таблица 2 – Агрегированный баланс ОАО «Завод» за 2008-2009гг.

Показатель Статьи баланса Строка баланса На 31.12.2008, тыс. руб. На 31.12.2009г., тыс. руб.
Актив
А1 Наиболее ликвидные  активы 250+260 1814     2799
А2 Быстро реализуемые  активы 240+270     1734     6150
А3 Медленно реализуемые  активы 210+220     8596     13249
А4 Трудно реализуемые  активы 190+230     15086     15826
Баланс А1+А2+А3+А4       27230     38024
Пассив
П1 Наиболее срочные  обязательства 620     4810     4370
П2 Краткосрочные пассивы 610+630+660     1500     2500
П3 Долгосрочные  пассивы  590+640+650     -     4600
П4 Постоянные  пассивы     490     20920     26554
Баланс П1+П2+П3+П4           27230     38024

Информация о работе Система оценки кредитоспособности клиентов банка