Совершенствование финансового состояния в части использования дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение анализа дебиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложены мероприятия по совершенствованию анализа и контроля расчетов с дебиторами в исследуемой организации.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить сущность, задачи анализа и управления дебиторской задолженностью предприятия.

2. Проанализировать состояние дебиторской задолженности на предприятии.

4. Предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью в анализируемой организации.

Содержание

Введение

Глава 1. Дебиторская задолженность как часть финансовых ресурсов предприятия

Экономическая сущность дебиторской задолженности
Структура дебиторской задолженности
Управление оборачиваемостью дебиторской задолженности
Глава 2. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ прибыли и рентабельности

2.2.1 Исследование факторов, влияющих на сумму прибыли реализации продукции

2.2.2. Анализ рентабельности

2.3. Анализ финансового состояния предприятия

2.3.1. Общая оценка динамики и структуры статей баланса

2.3.2. Анализ финансовой устойчивости

2.3.3. Анализ ликвидности баланса

2.4. Анализ финансового состояния предприятия в части дебиторской задолженности

Глава 3. Рекомендации по улучшению финансового состояния в части использования дебиторской задолженности

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятия.docx

— 145.38 Кб (Скачать документ)

      При анализе дебиторской задолженности прежде всего рассматривается изменение величины дебиторской задолженности в целом и по отдельным ее видам, а также выясняются факторы, повлиявшие на динамику показателей.     

      Как объект учета дебиторская задолженность  по сроку платежа классифицируется на:

    • отсроченную (срок исполнения обязательств, по которой еще не наступил);
    • просроченную (срок исполнения обязательств, по которой уже наступил).

     Образование дебиторской   задолженности   экономически объяснимо недостатком оборотных  средств.

     Дебиторская задолженность - это элемент оборотного капитала, т.е. сумма долгов, причитающихся  организации от юридических или  физических лиц. По существу увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота предприятия.     

      Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям, например, по причинам образования ее можно разделить на оправданную и неоправданную.     

      Так, к оправданной дебиторской задолженности следует отнести дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил и составляет менее 1 месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота;     

      К неоправданной следует отнести просроченную дебиторскую задолженность, а также задолженность, связанную с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.    

      Существует  и так называемая безнадежная дебиторская задолженность, что представляют собой суммы неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли.     

      По  статьям бухгалтерского баланса  дебиторская задолженность делится  на следующие виды:

    • покупатели и заказчики;
    • векселя к получению;
    • задолженность дочерних и зависимых обществ;
    • авансы выданные; прочие дебиторы.
 

     В Бухгалтерском балансе (форма №1) дебиторская задолженность подразделяется на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты) и краткосрочную (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты).  
     В форме №5 долго- и краткосрочная  задолженности подразделяются на следующие виды:

  1. задолженность покупателей и заказчиков за товары, работы и услуги;
  2. задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками в части авансов выданных;
  3. прочие виды дебиторской задолженности, включающие:
    • задолженность за подотчетными лицами;
    • другие виды задолженности.
 

     Величина  дебиторской задолженности определяется многими разнонаправленными факторами.     

      Условно эти факторы можно разделить  на внешние и внутренние.

К внешним факторам следует отнести:

    • состояние экономики в стране - спад производства, безусловно, увеличивает размеры дебиторской задолженности;
    • общее состояние расчетов в стране - кризис неплатежей однозначно приводит к росту дебиторской задолженности;
    • эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ, поскольку ограничение эмиссии вызывает так называемый "денежный голод", что в конченом итоге затрудняет расчеты между предприятиями;
    • уровень инфляции в стране, так при высокой инфляции многие предприятия не спешат погасить свои долги, руководствуясь принципом, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма;
    • вид продукции - если это сезонная продукция, то риск роста дебиторской задолженности объективно обусловлен;
    • емкость рынка и степень его насыщенности, так в случае малой емкости рынка и максимальной его насыщенности данным видом продукции естественным образом возникают трудности с ее реализацией, и как следствие ростом дебиторских задолженностей.
 

     1.3. Управление оборачиваемостью  дебиторской задолженности

     Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivables turnover ratio — RTR) — отношение выручки от реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.

RTR = (продажи  в кредит или выручка) / (средняя  дебиторская задолженность).

     Коэффициент показывает, сколько раз счета  к получению превращались в денежные средства или сколько единиц выручки  получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Чем выше его значение, тем меньший  период времени проходит между отгрузкой  продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого  показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности.

     Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности  в днях (day’s sales outstanding — DSO) рассчитывают по формуле:

DSO = (Средняя  деб. задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).

     Характеризует средний период времени, в течение  которого средства от покупателей поступают  на расчетные счета предприятия. Отсюда его другое распространенное название и аббревиатура — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие.

     Управление  дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

   Основные  задачи:

  • комплексная проверка дебитора на начальном этапе
  • юридическое сопровождение сделок
  • финансирование дебиторской задолженности
  • учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
  • взыскание просроченного долга
  • претензионная работа с недисциплинированными дебиторами

   Функции:

  • планирование (определение финансовых и управленческих целей)
  • организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей)
  • мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью)
  • контроль
  • анализ результатов и обратная связь

   Участники:

   В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно  вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В  современной коммерческой организации  в процессе управления задействованы  следующие лица и структурные  подразделения:

  • Генеральный директор
  • Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)
  • Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)
  • Юридический отдел и служба безопасности

     Проблема  ликвидности дебиторской задолженности  – становится ключевой проблемой  почти каждой организации. Она, в  свою очередь, расчленяется на несколько  проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

     Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской  задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности  за счет внутренних резервов предприятия  и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

     Планирование  – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию  организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры  действий.

     Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся  область действий должна быть сгруппирована  по выбранным функциям; лицам, которые  ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.

     Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в  целом.

     Действия  по контролю – это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических  результатов со стандартными.

   Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы  лежит принятие финансовых решений  по следующим фундаментальным вопросам:

  • учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
  • разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

     Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в  оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении  своевременной ее инкассации.

     Задачами  управления дебиторской задолженностью являются:

  • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
  • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
  • ускорение востребования долга;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
 
 

    Глава 2. Анализ финансово  хозяйственной деятельности предприятия 

2.1. Технико-экономическая  характеристика предприятия 

      ОАО «Уральский завод резиновых технических  изделий» осуществляет свою деятельность в отрасли химической промышленности с 1941 года, является одним из ведущих  предприятий России, выпускающих  резиновые технические изделия, и единственным предприятием в отрасли  по многообразию ассортимента (более 15 тысяч наименований). Предприятие  работает с такими видами специфических  каучуков, как фторкаучуки и кремнийорганические  каучуки, позволяющими выпускать изделия, работающие в диапазоне температур от минус 60°С до 250°С, обеспечивающие любые требования потребителей.

      Основным  видом деятельности Общества является выпуск резиновых технических изделий. По объему товарной продукции, выпущенной предприятиями резинотехнической отрасли за 2009 год, ОАО «Уральский завод РТИ», занимает четвертое место, произведя 13,1% от общего выпуска продукции среди 11 крупных предприятий. 

        В разрезе ассортимента продукции  предприятие занимает:

  • по ленте конвейерной - второе место среди 6 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции;
  • по ремням плоским - третье место среди 6 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции;
  • по рукавам резиновым - седьмое место среди 16 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции;
  • по формовым РТИ - семнадцатое место среди 40 предприятий РФ, выпускающих данный вид продукции.

Информация о работе Совершенствование финансового состояния в части использования дебиторской задолженности