Совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание

В последнее время в законодательстве Республики Беларусь происходит ряд значительных изменений относительно системы деятельности и налогообложения предпринимателей, поэтому тему дипломной представляется особенно актуальной.
Целью курсовой работы стоит рассмотрение порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, изучить особенности и порядок ведения и учета предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Вся курсовая.docx

— 98.35 Кб (Скачать документ)

 

       В таблице 3.8 отражены поступления  в разрезе на одного плательщика. 

     По  результатам работы за  2011 год  поступления в расчете на одного плательщика (из числа, состоящих на учете в инспекции) составили:

  • по государственному сектору – 941,7 млн. руб., 
  • по организациям негосударственного сектора – 127,7 млн. руб.,
  • по индивидуальным предпринимателям – 4,7млн. руб.

     Поступления в расчете на одного плательщика (из числа, отчитавшихся перед налоговыми органами) составили:

  • по государственному сектору – 948,3 млн. руб. 
  • по организациям негосударственного сектора – 131,3 млн. руб.,
  • по индивидуальным предпринимателям – 4,7 млн. руб.

     Темп  роста поступлений по индивидуальным предпринимателям в расчете на одного отчитавшегося плательщика не обеспечен  и составил 97,8%

     Анализ  уплаты начисленных сумм в разрезе  форм собственности приведен в таблице 3.9.

     Таблица 3.9.Анализ уплаты начисленных сумм в  разрезе форм собственности по ИМНС РБ по Фрунзенскому району г. Минска № 1 (млн . рублей).

Виды  плательщиков начислено поступило по начислениям % уплаты начисленных  сумм
Государственные унитарные предприятия 38 542 ,7133 39 342, 5155 102,1%
Объединения (концерны, союзы) 13, 6717 13 ,7631 100,7%
Акционерные общества с долей гос. Собственности 23 251, 3720 22 765 ,1304 97,9%
Учреждения 1 462 ,7784 1 507, 8136 103,1%
Государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия 463, 3488 463 ,5743 100,0%
Прочие  плательщики государственного сектора  экономики 21 698 ,4802 21 855, 2454 100,7%
Итого по государственному сектору экономики 85 432, 3644 85 948, 0423 100,6%
Банки 1 035, 5299 1 022, 0637 98,7%
Коммерческие  организации с иностранными инвестициями 16 332, 3097 13 450 ,8236 82,4%
Иностранные юридические лица 139 ,6791 138 ,0501 98,8%
Другие  коммерческие и некоммерческие организации 158 966 ,8626 155 855, 5431 98,0%
Общественные  и религиозные организации (объединения), фонды 366, 2055 456 ,3914 124,6%
Итого по негосударственному сектору экономики 204 556, 0695 193 418, 4303 94,6%
Итого по организациям негосударственного сектора  экономики 176 842, 0045 170 922 ,8727 96,7%
Итого по организациям 262 274, 3689 256 870, 9150 97,9%
Индивидуальные  преприниматели 26 148, 4382 21 034, 6258 80,4%
Физические  лица 1 737, 6403 1 630, 3911 93,8%
Итого по налогам 290 160, 4474 279 535, 9319 96,3%

 

     Согласно  таблице 3.9 сумма начисленных платежей (налогов) по плательщикам инспекции  составила 290160,4 млн. руб. Уплата начисленных  платежей обеспечена на 96,3 % , в том  числе по организациям – 97,9 % .  По организациям госсектора –процент уплаты начисленных сумм составил 100,6, по организациям негоссектора – 96,7 % .

     Процент уплаты начисленных сумм по индивидуальным предпринимателям составил 80,4 % .

     Одной из важнейших характеристик эффективности  работы налоговых органов является уровень задолженности по платежам в бюджет.

       Задолженность по платежам в  бюджет на 01.01.2011 г. составила 15,8 млн. руб. (в местный бюджет  – 9,2 млн. руб., в республиканский   – 6,6 млн. руб.), и увеличилась  на 3,8 млн. руб.(31,7%) по сравнению   с отчетными данными на 01.01. 2010. Однако по сравнению с данными  на 1 октября нам удалось добиться  ее снижения на 75,3% (на 48,2 млн. руб.).

     Вся сумма задолженности по платежам в бюджет образовалась по  плательщикам негосударственного сектора экономики, а именно:

     организации – 7,6 млн. руб.;

     индивидуальные  предприниматели - 8,2 млн. руб.

     Удельный  вес задолженности к годовому плану консолидированного  бюджета  составил 0,005 %. Таким образом, инспекцией обеспечена  задача, состоящая в  недопущении превышения уровня  задолженности по платежам в бюджет от планируемых доходов более 1%.

     Инспекцией  принимались меры, предусмотренные  законодательством, для обеспечения  погашения задолженности по платежам в бюджет. В результате принудительного  взыскания за  январь-декабрь  2011 года в бюджет поступило 9470,4 млн. руб. или 2,66 % от суммы поступлений  в консолидированный бюджет. Этот показатель на 3,85 процентного пункта ниже, чем за январь-декабрь  2009 года.

     Таким образом, на основании проведенного анализа налогообложения индивидуальных предпринимателей за  2009-2011 г. на основании  данных ИМНС по Фрунзенскому району г. Минска можно сделать следующие выводы: по состоянию на 01.01.2011г. в инспекции МНС Республики Беларусь по Фрунзенскому району г. Минска № 1 состоит на налоговом учете 9552 индивидуальных предпринимателей, Из них плательщиков единого налога – 2291 человека. По сравнению с  2010 годом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 826 человек.

     Увеличилось число индивидуальных предпринимателей, подлежащих ликвидации - на 41 человека.

     Поступления по единому налогу с индивидуальных предпринимателей  и иных физических лиц  снизились на 4,5% % , или на 427,6 млн. руб. и составили 9054,1 млн. руб. (план выполнен на 100,1 % ).

     От  индивидуальных  предпринимателей (1340) при ввозе товаров из РФ на территорию РБ уплачено в бюджет 6949,9 млн. руб. налога на добавленную стоимость, что в 1,7 раза превышает уровень  2009 г.

     Задание по увеличению поступлений в бюджет от индивидуальных предпринимателей и  физических лиц в размере не менее 6 %  к уровню прошлого года выполнено. Поступления составили 26734,2 млн. руб., что к уровню прошлого года составляет 127,3 % . Прирост  составил 5729,9 млн. руб.

     Процент уплаты начисленных сумм по индивидуальным предпринимателям составил 80,4 % .

     В итоге отечественная налоговая  система в 2011 году стала более  стабильной, либеральной и прагматичной. Об этом свидетельствует не только стабильная положительная динамика налоговых поступлений последних  лет, но и ощутимое повышение общего уровня налоговой культуры и ответственности  в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Совершенствования  налогообложения  индивидуальных предпринимателей

    3.1 Проблемы и пути совершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь

    Создание  эффективной  системы налогообложения предпринимательской деятельности, создающей стимулы для развития предпринимательства, является  в  настоящее  время  в Республике  Беларусь одной  из  актуальных задач.

    Предпринимательство занимает особое место в структуре  экономики Республики Беларусь и  играет существенную роль в социальной жизни населения, способствуя формированию конкуренции, росту производства потребительских  товаров, развитию сферы услуг, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма[2].

    Создание  благоприятных условий для предпринимательской  деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого  социально-экономического развития республики.

    Раскрепощение деловой инициативы граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению  рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

    Со  стороны государства требуется  принятие комплекса мер, которые  могли бы существенно поднять  роль предпринимательства, реально  повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение  высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной  инициативы.

    Задача  оптимизации  налоговой  системы  не может иметь однозначного и  окончательного решения. Совершенствование  налогов в разных государствах  не  было  разовым  мероприятием,  а  было  и  есть  непрерывный  процесс, обусловленным изменениями  экономических ситуаций. Стабильными  и неизменными остаются лишь сложившиеся  налоговые традиции. Корректировке  периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными  словами, налоговые системы  являются  воплощением  налоговой  политики  государств, которая проводиться в  реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

    Реформирование  налоговой системы нельзя рассматривать  как одномоментный акт. Его целесообразно  осуществлять поэтапно с ориентацией  на принятые приоритеты. При этом требуется  абсолютно четкость экономической  стратегии государства, определение  регулирующей роли и границ хозяйственных  функций.

    Позиция правительственных структур, как  правило, основывается на интересах  бюджета и склоняется к необходимости  лишь частичных корректировок налоговой  системы, тогда как представители  реального сектора экономики  отстаивают существенный пересмотр  налогового законодательства исходя из интересов отдельных отраслей и  предприятий.

    В этой полемике четко отражается двойственная природа налогов. С одной стороны, основная задача налоговой системы - обеспечить достаточные поступления  в бюджет, с другой - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены  те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную  доходность налоговой системы, и  одновременно ее нейтральность по отношению  к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран  минимуме и составе применяемых  налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов[7].

    Всемирный банк (World Bank) опубликовал традиционный аналитический доклад «Ведение бизнеса» (Doing Business). «Ведение бизнеса 2011» —  это восьмое издание серии  в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business), выпускаемой Всемирным  банком и Международной финансовой корпорацией (IFC, входит в группу ВБ). В новом отчете приводится рейтинг 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения  бизнеса (в шестом докладе рассматривались 181 страна).

    В данных исследования «Ведения бизнеса» приведены меры, призванные упростить  создание и эксплуатацию предприятий, укрепить права собственности и  улучшить процедуры урегулирования коммерческих споров и банкротства. В целом, реформы проводились в трех четвертых стран с низким и ниже среднего уровнями дохода, и на их долю приходится две трети реформ, зарегистрированных исследованием «Ведение бизнеса — 2010».

    Беларусь  вошла  в число ведущих стран  по простоте регистрации бизнеса, однако имеет самую сложную налоговую  систему в мире. Таковы результаты обнародованного 9 сентября очередного исследования Всемирного банка (ВБ)  деловой  среды  в 183 странах.  Беларусь  в  новом рейтинге «Doing Business-2011» («Ведение бизнеса») поднялась на 24 позиции  и заняла 58-е место.

    В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 года в новой пятилетке особое внимание будет уделено созданию стимулов для экономического роста  на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата. Предусматривается переход от преимущественно административных методов к использованию рыночных стимулов при расширении полномочий руководителей в принятии решений, связанных с инвестированием производства и сбытом продукции. Основной задачей в сфере предпринимательства является создание условий для его динамичного развития.

    В динамичном развитии страны важная роль отводится бюджетно-налоговой политике. Основная ее цель на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы. Предусматривается совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов. Причем в этом процессе будет осуществляться ориентация на максимальное приближение налоговой системы республики к налоговым системам экономически развитых стран.

    В целях создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития необходимо[12]:

    - обеспечить проведение на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки;

    - кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством обеспечения реализации принципа "одно окно";

    - обеспечить максимальное расширение сферы применения электронного документооборота;

Информация о работе Совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей