Совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание

В последнее время в законодательстве Республики Беларусь происходит ряд значительных изменений относительно системы деятельности и налогообложения предпринимателей, поэтому тему дипломной представляется особенно актуальной.
Целью курсовой работы стоит рассмотрение порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, изучить особенности и порядок ведения и учета предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Вся курсовая.docx

— 98.35 Кб (Скачать документ)

    - максимально приблизить налоговую систему Республики Беларусь с действующими в европейских странах;

    - обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

    - пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда;

    - снижения минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;

    - установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;

    - придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.

    В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

    Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы.

    Так, Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного  экономического климата были приняты указы 24 марта 2005г. № 148 «О неотложных  мерах по поддержке  предпринимательства» и 18 июня 2005г.  № 285  «О некоторых  мерах  по  регулированию предпринимательской деятельности». Эти  правовые  акты  решают  вопросы,  связанные  с  уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В целом указы способствуют упорядочению  предпринимательской  деятельности,  созданию  оптимального механизма  взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности.

    Кроме того с января 2010 года принята Особенная часть Налогового кодекса, которая содержит весь перечь налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате, а так же определяет по каждому налоговому платежу все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их уплаты. Так со вступлением в силу с 1 января 2010г. Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь утратили силу некоторые нормативные документы, регламентировавшие в частности деятельность индивидуальных предпринимателей, так утратили силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц», Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007г. « 119 «Об упрощенной системе налогообложения», Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005г. «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

    Так же были отменены такие налоги как: налог на приобретение автомобильных  транспортных средств, платеж за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, налог с продаж товаров в розничной торговле. С января 2011 года в соответствии с Законом о Республики Беларусь № 174-З от 15.10.2010 «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» планируется отмена сбора на развитие территорий и местного налога на услуги. В составе экологического налога отменяются еще три платежа.

    Кроме этого, отменена процедура проставления налоговым органом отметки в документе об уплате единого налога о зачислении в бюджет единого налога и НДС в фиксированной сумме, что наряду с упрощением процедуры взаимодействия плательщиков с налоговыми органами способствует привлечению предпринимателей к системе электронного декларирования.

    В настоящее время индивидуальные предприниматели-плательщики единого  налога при ввозе товаров из Российской Федерации при отсутствии документов на ввозимые товары применяют особый порядок уплаты НДС в виде фиксированных  платежей. Целесообразность взимания НДС в фиксированных суммах подтверждается практикой его применения – это простота расчета налога для индивидуальных предпринимателей и стабильные поступления налога в бюджет[10].

    Предлагается  распространить особый порядок уплаты НДС при ввозе товаров из Казахстана, что потребует внесение изменений  в Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 "О некоторых мерах  по регулированию предпринимательской  деятельности" и статью 95 Налогового кодекса Республики Беларусь.

    На  протяжении последних 3-лет налоговыми органами неуклонно проводится курс на последовательное снижение количества проверок и их упорядочение. Достаточно сказать, что за этот период времени  количество проверок сократилось приблизительно на 40 процентов. Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 № 689 "О  некоторых мерах по совершенствованию  контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь", на шесть  месяцев был введен мораторий  на проведение проверок, в том числе  и налоговых, с участием налоговых  органов. Так же в 2009 был принят Указ № 510 «О совершенствовании контрольной  деятельности»,   регламентирующий единый порядок проведения контрольной  и надзорной деятельности в стране. Суть нового документа в том, что  система планирования проверок должна стать открытой и назначаться  они должны при наличии определенных факторов риска, что позволит плательщику  самостоятельно оценивать свою деятельность с точки зрения возможности проведения налоговой проверки.

    В целях улучшения предпринимательского климата в стране Президентом Республики Беларусь 01.09.2010 года подписан Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности. Так с принятием Указа отменяется лицензирование аудиторской деятельности; транспортно-экспедиционную деятельность; розничной торговли. Указ обеспечивает комплексное регулирование отношений в области лицензирования и предусматривает  утверждение  Положения о лицензировании отдельных видов деятельности с прилагаемым перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии). В Положении предусматривается корректировка действующих предписаний, которая обеспечивает более точное изложение формулировок в целях исключения их неоднозначного понимания и применения, а также законодательное закрепление  новых подходов к решению отдельных вопросов лицензирования, конкретизации и упорядочению связанных с ним административных процедур.

    Сужение перечня товаров на розничную  торговлю, которыми сохранено лицензирование, позволило упростить условия  осуществления предпринимательской  деятельности для значительного  количества субъектов хозяйствования, так как порядка 65 процентов от выданных субъектам хозяйствования и действующих лицензий составляют лицензии на розничную торговлю  и общественное питание. Данный Указ вступил в силу с 1 января 2011 г.

    Упразднение требований о лицензировании отдельных  видов деятельности, оптимизация  порядка и сокращение сроков совершения лицензионных процедур, введение комплексного регулирования отношений в сфере  лицензирования, предусмотренные Указом, обеспечат снижение административной нагрузки на деятельность субъектов  хозяйствования.

    Упрощение налоговой системы осуществляется, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

    За последние годы были изменения и в каждой системе налогообложения индивидуальных предпринимателей.

    С января 2009 года была введена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов (для индивидуальных предпринимателй  – 15  процентов), в связи с чем  было отменено совокупное декларирование доходов физическими лицами. Необходимость  реформирования подоходного налогообложения  именно на основе пересмотра действующей  прогрессивной шкалы ставок была очевидна. Прогрессивная шкала ставок подоходного налога была ориентирована  прежде всего на соблюдение принципа справедливости подоходного налогообложения, суть которого заключается в том, что высокие доходы должны облагаться налогом по более высоким ставкам, а низкооплачиваемые слои населения  должны платить налог по относительно низким предельным ставкам. Однако, как  показала практика, на деле эта задача не решалась. Сохранение высоких предельных ставок налога для богатых слоев  населения на практике оборачивается  лишь дополнительным стимулом к сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов. В итоге налоги платят в  основном добросовестные плательщики, получающие доходы только в форме  заработной платы. Нужно так же отметить, что прогрессивная шкала ставок не обеспечивает и достаточных налоговых  поступлений в бюджет. К примеру  в 2007 году доля подоходного налога в  консолидированном бюджете составляла около 11,2 процента, то в текущем - 14,6 процента, что позволяет сделать  вывод о легализации доходов  гражданами.

    Для того, что бы для граждан, при переходе на единую ставку, не увеличилась налоговая  нагрузка были установлены стандартные  вычеты. В 2009 году размер данных вычетов  составил 250 тысяч  рублей, а в 2010 году он составил 270 тысяч рублей, при  условии получения дохода не превышающего 1500 и 1635 тысяч рублей в месяц (а  для индивидуальных предпринимателей в 2010 году 4905 тысяч рублей за квартал) соответственно.

    Переход на исчисление подоходного налога по единой ставке в размере 12 процентов (для индивидуальных предпринимателей – 15 процентов) был оправданным. Благодаря  такому изменению было отменено совокупное декларирование доходов физическими  лицами, предоставлено право гражданам  на получение практически всех видов  льгот по месту основной работы, а также упрощен порядок расчета  подоходного налога.

    Система налогообложения уплаты единого налога представляет собой стабильный источник государственных доходов,  поскольку сумма налоговых платежей не зависит от фактических результатов деятельности предпринимателей. Применение единого налога стимулирует повышение эффективности деятельности индивидуального предпринимателя, так как издержки формирования и уплаты налога минимальны;  методика расчета налога предельно прозрачна и проста; создается возможность для оценки перспектив развития бизнеса, поскольку уровень налоговых изъятий является практически стабильным и прогнозируемым.

    Изменения коснулись так же и упрощенной системы налогообложения. Прежде всего, отменены системы установления и  уплаты патента, а также механизма  авансовой уплаты самого налога по упрощённой системе налогообложения. На данный момент предусмотрено ежеквартальная уплата налога при упрощенной системе  налогообложения в бюджет исходя из фактического размера выручки, полученной за отчетный период.

    Так же снижены ставки с 10  и 8 процентов  при применении упрощенной системы  налогообложения с уплатой НДС  на 8  и 6 процентов соответственно, а так же с 20 процентов до 15 процентов при использовании в качестве налоговой базы валового дохода. Установлены ставки в размере 3 процентов и 15 процентов при реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь и при розничной торговле соответственно.

    Снижение  ставок налога позволило уменьшить  уровень налоговой нагрузки для  субъектов предпринимательства, а  также выровнять условия налогообложения  при применении общей и упрощенной систем налогообложения.

    Для субъектов хозяйствования с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, указанных в приложении Налоговому Кодексу, при осуществлении  деятельности в этих населенных пунктах, предусмотрены ставки налога при  упрощенной системе в размере 5% и 3% при уплате НДС.

    При применении упрощенной системы учет ведется в одной книге учета  доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения.

    Все вышеперечисленные очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, а так же в области налогообложения субъектов хозяйствования, направлены на улучшение делового климата и развития предпринимательства в республике.

    Но  как показывает практика развития предпринимательства  в Беларуси, мало принять хорошее  законодательство в области предпринимательской  деятельности, необходимо еще обеспечить реализацию его положений. Можно  и не запрещать заниматься предпринимательской  деятельностью, но установить такие  барьеры, которые просто остановят  многих желающих организовывать свой бизнес. Фактически одно время такие  барьеры были установлены в Республике Беларусь, которые можно в такие  группы как:

Информация о работе Совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей