Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа
Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности
1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ…..3
2. Сущность государственного (муниципального) кредита и его классификация…………………………………………………………………….4
2.1. Бюджетные кредиты……………………………………………….….9
2.2. Государственные (муниципальные) заимствования………….……..9
3. Источники формирования бюджетных кредитов…………………………13
3.1. Внутренний бюджетный кредит…………………………………….14
3.2. Внешний бюджетный кредит………………………………………..18
4. Источники формирования государственных (муниципальных) заимствований……………………………………………………………………20
4.1. Государственные заимствования субъектов РФ…………………...22
4.2. Муниципальные заимствования…………………………………….23
5. Понятие, классификация и содержание государственного (муниципального) долга………………………………………………………...25
5.1. Государственные и муниципальные гарантии как форма долговых обязательств государства………………………………………………………..32
Глава II Эффективность управления государственным кредитом……….…37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………….……………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности
1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ…..3
2. Сущность государственного (муниципального) кредита и его классификация……………………………………………
2.1. Бюджетные кредиты……………………………………………….….9
2.2. Государственные (муниципальные) заимствования………….……..9
3. Источники формирования бюджетных кредитов…………………………13
3.1. Внутренний бюджетный кредит…………………………………….14
3.2. Внешний бюджетный кредит………………………………………..18
4. Источники формирования государственных (муниципальных) заимствований……………………………………………
4.1. Государственные заимствования субъектов РФ…………………...22
4.2. Муниципальные заимствования…………………………………….23
5. Понятие, классификация и содержание государственного (муниципального) долга………………………………………………………...
5.1. Государственные и муниципальные гарантии как форма долговых обязательств государства…………………………………………………
Глава II Эффективность управления государственным кредитом……….…37
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………….…………………
Введение
Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.
Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения.
Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.
В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.
Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.
Глава I Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности
1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на две категории: внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования дефицитов бюджета приведены в Рисунке 1.
Рисунок 1. Источники финансирования дефицита бюджета
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
кредиты международных финансовых организаций;
кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
прочее внешнее финансирование.
2. Сущность государственного (муниципального) кредита и его классификация
Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.
Государственный (муниципальный) кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.[1] Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Государственный (муниципальный) кредит функционирует на тех же принципах, что и кредит в целом: возвратность, срочность, обеспеченность, платность, целевой характер.
Движение публичных финансовых ресурсов в кредитной форме составляет экономическое содержание государственного (муниципального) кредита и его специфику по сравнению с другими формами движения денежных средств (финансовых ресурсов). Определенная договором или законодательством сумма денежных средств передается во временное пользование (ссужается) владельцем — кредитором (органом публичной власти, юридическим и физическим лицом) другому лицу — заемщику (органу публичной власти, юридическому лицу) и возвращается последним владельцу в установленный срок с определенным процентом. Для кредитора ссуженная сумма выступает формой вложения (размещения) денежных средств, с целью извлечения дохода в виде процента, а для заемщика — формой привлеченного дохода, направляемого на покрытие дефицита бюджета с целью финансирования не покрытых собственными доходами публичных расходов.
Специфика движения публичных финансовых ресурсов в кредитной форме, образования и использования на этой основе денежных доходов участников кредитных отношений обязывает выделить государственный (муниципальный) кредит в относительно самостоятельное звено системы публичных финансов. Относительность самостоятельности государственного (муниципального) кредита выражается в том, что он тесно связан с бюджетом как элемент межбюджетных отношений, основной источник покрытия дефицита бюджетов и инструмент межгосударственных (международных) кредитных отношений. Поэтому, например, в России основы государственного (муниципального) кредита регламентируются не только нормами гражданского права, но и в значительной мере нормами бюджетного права. Кроме того, государственный (муниципальный) кредит является формой кредита в целом, составляя его централизованную часть и выделяясь из него тем, что хотя бы одним из участников кредитных отношений выступает государство или муниципальное образование.
Необходимость государственного (муниципального) кредита обусловлена рядом причин. Во-первых, потребность в кредите возникает в силу разрыва по времени моментов поступлений публичных доходов и осуществления публичных расходов в процессе производства, распределения и предоставления общественных благ (услуг). В этом случае в ходе исполнения бюджета появляются кассовые разрывы, для устранения которых могут использоваться бюджетные кредиты. Во-вторых, в связи с различием экономического, финансового и налогового потенциалов территорий страны отдельные бюджеты бюджетной системы могут формироваться с дефицитом, т.е. с превышением расходов над доходами. В-третьих, причиной внешних (международных, межгосударственных) заимствований или требований выступает соответственно дефицит или профицит бюджета центрального правительства страны. Государственный кредит призван разрешить противоречие между необходимостью осуществления крупных государственных расходов и ограниченностью внутренних доходных источников.
Таким образом, сущность государственного (муниципального) кредита как звена системы публичных финансов составляют совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения публичных финансовых ресурсов в кредитной форме, образование и использование на этой основе доходов участников кредитных отношений (органов публичной власти, юридических и физических лиц) в результате приведения в действие кредитных механизмов и инструментов.
Источниками публичных финансовых ресурсов, которые совершают движение в кредитной форме, являются:
бюджетные средства, аккумулируемые в бюджетной системе страны;
средства юридических и физических лиц, включая иностранных, аккумулируемые органами публичной власти через механизм государственных (муниципальных) займов;
средства иностранных государств;
средства международных финансовых, в том числе кредитных, организаций.
Движение публичных финансовых ресурсов в кредитной (заемной) форме предполагает передачу их кредитором во временное пользование заемщику на условиях возмездное, возвратности, срочности, обеспеченности, платности и чаще всего целеполагания. Кредитором могут выступать национальные органы государственной и муниципальной власти, правительства других стран и международные финансовые (кредитные) организации, юридические и физические лица, в том числе иностранные. Заемщиками могут быть те же участники кредитных отношений, как правило, за исключением обычно физических лиц.
В процессе кредитования у участников образуется два типа доходов:
1) у кредиторов — собственные доходы в виде процентов (процентные доходы);
2) заемщиков — привлеченные доходы в виде полученных в пользование ссуженных средств, временно замещающих собственные доходы.
Использование кредитором процентных доходов обычно не регламентируется законодательными или нормативными актами по конкретным направлениям (хотя есть и исключения, когда заемщиком выступает государство); использование заемщиком ссуженной стоимости, как правило, носит целевой характер, что конкретизируется кредитным договором (условиями займа) или нормами бюджетного законодательства.
Кроме общефинансовых механизмов и инструментов в процессе государственного (муниципального) кредитования применяется такой специальный инструментарий, как формы и методы заимствований, виды бюджетных кредитов, виды обеспечения бюджетных кредитов и займов, виды государственных (муниципальных) облигаций и других долговых ценных бумаг, способы их размещения, купонный доход, дисконт, процент и др.
Государственный (муниципальный) кредит неоднороден по своему составу. Его можно классифицировать, разделить на укрупненные группы, которые сами нередко имеют сложную структуру. Рассмотрение классификационной структуры государственного (муниципального) кредита позволит конкретизировать содержание этого понятия во всем многообразии его проявления на практике.
По субъектному составу, в зависимости от типа государственного устройства страны, государственный (муниципальный) кредит может быть федеральным, региональным и местным. В зависимости от того, в какой роли органы публичной власти участвуют в кредитном процессе — кредитора или заемщика, выделяют:
бюджетные кредиты;
государственные (муниципальные) заимствования.
2.1. Бюджетные кредиты
Бюджетные кредиты — это денежные средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основе бюджетом одного уровня бюджетной системы страны бюджету другого уровня, а также негосударственному юридическому лицу, иностранному государству или иностранному юридическому лицу. Бюджетные кредиты в зависимости от направлений кредитных ресурсов делятся на:
внутренние кредиты (межбюджетные и юридическим лицам);
внешние кредиты, или международные долговые требования (межгосударственные и юридическим лицам).
В свою очередь внешние (международные) долговые требования подразделяются на следующие виды: государственный финансовый кредит, государственный экспортный кредит, государственные гарантии иностранного государства.