Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности
1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ…..3
2. Сущность государственного (муниципального) кредита и его классификация…………………………………………………………………….4
2.1. Бюджетные кредиты……………………………………………….….9
2.2. Государственные (муниципальные) заимствования………….……..9
3. Источники формирования бюджетных кредитов…………………………13
3.1. Внутренний бюджетный кредит…………………………………….14
3.2. Внешний бюджетный кредит………………………………………..18
4. Источники формирования государственных (муниципальных) заимствований……………………………………………………………………20
4.1. Государственные заимствования субъектов РФ…………………...22
4.2. Муниципальные заимствования…………………………………….23
5. Понятие, классификация и содержание государственного (муниципального) долга………………………………………………………...25
5.1. Государственные и муниципальные гарантии как форма долговых обязательств государства………………………………………………………..32
Глава II Эффективность управления государственным кредитом……….…37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………….……………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.tmp.doc

— 384.50 Кб (Скачать документ)

Нужно отметить, что особую форму в составе внутренних бюджетных кредитов юридическим лицам составляет инвестиционный налоговый кредит, порядок предоставления которого регламентируется НK РФ (ст. 66—68)[3]. Он представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором юридические лица на основе договора получают возможность в течение определенного времени (от одного года до пяти лет) и в определенных пределах (не более 50% общей суммы налога) уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, но региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, либо технического перевооружения собственного производства (в размере не более 30% стоимости приобретаемого оборудования); осуществление внедренческой или инновационной деятельности; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Проценты по этому кредиту устанавливаются в границах от до ставки рефинансирования Банка России.

 

3.2. Внешний бюджетный кредит

Внешние бюджетные кредиты выступают в форме внешних долговых требований Российской Федерации, т.е. финансовых обязательств иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникающие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам.

БК РФ (глава 15) выделяет следующие формы внешних бюджетных кредитов (внешних долговых требований:

     государственный финансовый кредит;

     государственный экспортный кредит;

     государственные гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит — это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика-импортера, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства, а также договором между банком — агентом Правительства PФ и иностранным заемщиком-импортером или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита.[4] В любом случае платежи в погашение и за обслуживание экспортного кредита осуществляется в пользу Российской Федерации (зачисляются в федеральный бюджет).

Государственная гарантия иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком — агентом Правительства РФ иностранному заемщику-импортеру или его банку-кредитору, предусматривает обязательство о безусловной уступке (полностью или частично) российским юридическим лицом-экспортером или банком — агентом Правительства РФ своих прав по гарантии Правительству РФ.

Внешние бюджетные кредиты (долговые требования) Российской Федерации образуют внешний долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Общий ее объем включает в себя номинальные суммы:

1.     долга иностранных государств и юридических лиц по предоставленным бывшим СССР и Российской Федерацией кредитам за счет бюджетных средств;

2.     долга иностранных юридических лиц, возникшего до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета СССР;

3.     долга иностранных государств и юридических лиц, по которому у Российской Федерации имеются права требования по договорам об уступке прав требования;

4.     долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком-агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.

Сведения о номинальной сумме внешнего долга перед Российской Федерацией предоставляются в составе документов к отчету об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Предоставление внешних бюджетных кредитов осуществляется в соответствии с программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов. Названная программа представляет собой перечень государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период. Программа предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов утверждается при рассмотрении Государственной Думой РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

В отдельных случаях может осуществляться реструктуризация долга иностранного государства и иностранного юридического лица.

 

4. Источники формирования государственных (муниципальных) заимствований

Основы и порядок публичных (государственных и муниципальных) заимствований регламентируются главой 14 БК РФ. В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, публичные заимствования подразделяются:

1) на государственные заимствования Российской Федерации;

2) государственные заимствования субъектов РФ;

3) муниципальные заимствования.

Государственные (муниципальные) заимствования осуществляются в форме государственных (муниципальных) займов и кредитов. Государственные (муниципальные) займы представляют собой передачу денежных средств, в распоряжение заемщика путем приобретения заимодателями (кредиторами) государственных и муниципальных ценных бумаг. В Российской Федерации займы осуществляются Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Так же как и заимствования, сами займы могут быть внутренними и внешними (международными). Внешние займы осуществляют только органы государственной власти. Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств.

Облигации государственных (муниципальных) займов являются наиболее распространенной ценной бумагой, размещаемой органами публичной власти среди кредиторов. Номинальная цена облигации обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номинальной цене облигации, составляет номинальную доходность займа. Процентный доход, установленный к рыночной (курсовой) цене облигации, составляет реальную рыночную доходность займа, которая может быть выше или ниже его номинальной доходности.

Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств (включая целевые иностранные кредиты), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации представляют собой государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в рублях. Право осуществления таких государственных внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Минфину России. Названные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета и погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

4.1. Государственные заимствования субъектов РФ

Государственные заимствования субъектов РФ выступают в форме государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Федерации, и кредитов, привлекаемых в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ. Государственные внутренние заимствования субъекта РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от имени субъекта Федерации в его бюджет от других бюджетов, кредитных организаций и международных финансовых организаций, выраженные в рублях. Государственные внешние заимствования субъекта РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от имени субъекта Федерации в его бюджет от иностранных банков, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования субъекта РФ осуществляются в целях обеспечения погашения государственного долга субъекта Федерации, и финансирования дефицита его бюджета. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти либо финансовому органу субъекта РФ.

Для субъектов Федерации установлен особый порядок внешних заимствований. Выпуск внешних облигационных займов субъектов РФ осуществляется с учетом приоритетов государственных внешних заимствований Российской Федерации. С 1 января 2011 г. субъекты РФ, у которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (без субвенций) в течение двух из трех последних лет не будет превышать 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, получат право осуществлять внешние заимствования для обеспечения погашения внешнего долга и финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Субъекты Федерации у которых названная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета будет превышать 5% собственных доходов консолидированного бюджета, смогут осуществлять внешние заимствования только в целях погашения внешнего долга субъекта РФ.

 

4.2. Муниципальные заимствования

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства. Право осуществления муниципальных заимствований принадлежит местной администрации.

Субъекты РФ и муниципальные образования также имеют право осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте и предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте, но исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом названные заимствования и гарантии не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга субъекта РФ и муниципальных образований.

Заимствования субъектов РФ и муниципальных образований ограничены общим предельным объемом заимствований, который установлен и БК РФ. Он не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг регламентируется Федеральным Законом[5]. Предельные объемы государственных внешних заимствований Российской Федерации устанавливаются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Осуществление публичных заимствований производится, как правило, в соответствии с программами внешних и внутренних государственных и муниципальных заимствований (в отношении последних составляется программа только внутренних займов).

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлеченных средств и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства, В названной программе перечень заимствований делится на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования. Программа государственных внешних заимствований РФ является приложением к закону о федеральном бюджете.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, представляет собой перечень всех внутренних заимствований РФ в виде разницы между объемом привлеченных средств и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Названная программа заимствований является приложением к закону о федеральном бюджете.

Программа государственных внешних заимствований субъект РФ — это перечень внешних заимствований субъекта Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в которой определяются: предельный объем внешних заимствований, их перечень, объемы и сроки погашения. Программа государственных внешних заимствований субъекта РФ утверждается в качестве приложения к закону о бюджете субъекта РФ.

Под программой государственных внутренних заимствовании субъекта РФ, программой муниципальных заимствований на очередной финансовый год и плановый период понимается перечень всех внутренних заимствований субъекта Федерации, муниципального образования с указанием объема привлеченных средств и средств, направляемых на погашение основной суммы регионального, местного долга, по каждому виду заимствований. Эти программы являются приложением к соответствующему закону, решению о бюджете.

Информация о работе Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности