Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности
1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ…..3
2. Сущность государственного (муниципального) кредита и его классификация…………………………………………………………………….4
2.1. Бюджетные кредиты……………………………………………….….9
2.2. Государственные (муниципальные) заимствования………….……..9
3. Источники формирования бюджетных кредитов…………………………13
3.1. Внутренний бюджетный кредит…………………………………….14
3.2. Внешний бюджетный кредит………………………………………..18
4. Источники формирования государственных (муниципальных) заимствований……………………………………………………………………20
4.1. Государственные заимствования субъектов РФ…………………...22
4.2. Муниципальные заимствования…………………………………….23
5. Понятие, классификация и содержание государственного (муниципального) долга………………………………………………………...25
5.1. Государственные и муниципальные гарантии как форма долговых обязательств государства………………………………………………………..32
Глава II Эффективность управления государственным кредитом……….…37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………….……………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.tmp.doc

— 384.50 Кб (Скачать документ)

     В государственной (муниципальной) гарантии должны быть указаны: наименование гаранта и органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

     обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

     объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии; определение гарантийного случая; наименование принципала;

     безотзывность гарантии или условия ее отзыва; основания для выдачи гарантии; срок действия гарантии;

     порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии; порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии и (или) исполнения обязательств принципалом, обеспеченных гарантией;

     наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по гарантии (регрессивное требование гаранта к принципалу, регресс).

Вступление в силу государственной и муниципальной гарантии определяется календарной датой или наступлением события (условия), которое может наступить в будущем. Обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требований бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

Обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается в следующих случаях:

      уплаты гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

     истечения определенного в гарантии срока, на который она выдана;

     исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

     отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

     если обязательство принципала не возникло.

В случае, когда исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению регрессного требования гаранта к принципалу или обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета как предоставление бюджетного кредита. Если исполнение гарантии не сопровождается названными условиями, то исполнение таких гарантий отражается в составе расходов соответствующего бюджета.

Предоставление государственных и муниципальных гарантий осуществляется соответствующим органом публичной власти на основании соответствующего закона или решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, решений Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти субъекта РФ и местной администрации муниципального образования, а также на основании договора о государственной (муниципальной) гарантии. Условиями предоставления являются: проведение анализа финансового состояния принципала; предоставление принципалом соответствующего обеспечения исполнения его обязательств по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением гарантии полностью или частим но; отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в бюджетную систему, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным гарантиям.

Государственные гарантии Российской Федерации и субъекта РФ так же, как и другие их обязательства, могут быть внутренними (выраженными в национальной валюте) и внешними (выраженными в иностранной валюте). Решение о предоставлении государственных гарантий и Российской Федерации принимается в форме акта Правительства РФ в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в федеральном бюджете. В акте Правительства РФ о гарантии указываются лицо, в обеспечение обязательства которого предоставляется гарантия, предел обязательств по гарантии и основные условия ее предоставления. Договор о предоставлении гарантии заключается Минфином России в соответствии с актом Правительства РФ. Решение о предоставлении гарантии субъекта Федерации и муниципального образования принимается высшим исполнительным органом власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования и пределах общей суммы гарантий, указанной в законе (решении) о соответствующем бюджете на очередной год и плановый период.

Государственный и муниципальный долг непосредственно связан с программами соответствующих заимствований и программами государственных муниципальных гарантий.

Программа государственных гарантий Российской Федерации, гарантий субъекта Федерации и муниципальных гарантий в национальной валюте (внутренних гарантий) представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению гарантий соответствующих органов публичной власти на очередной финансовый год и плановый период с указанием: объема гарантий; цели гарантирования с указанием объема гарантий по каждой цели; суммы каждой гарантии и наименования принципала (по гарантиям, превышающих 1 млрд. руб.,− для гарантий субъекта РФ, 100 тыс. руб. — для муниципальных гарантий); наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу; общего объема бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям. Законодательному ограничению подлежат также расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ и муниципальной долга.

Предельный объем расходов на обслуживание этого долга, утвержденный законом (решением) о соответствующем бюджете, по данным отчета о его исполнении за отчетный финансовый год не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета (за исключением расходов за счет субвенций из других бюджетов

Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляются соответственно в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, государственной долговой книге субъекта РФ и в муниципальной долговой книге.


II ГЛАВА Показатели эффективности управления государственным кредитом

Проведем анализ данных показателей на примере Российской Федерации в период с 2008 по 2010 гг.

Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов согласно Федерального Закона[7].

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0

тыс. рублей;

3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500 000 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;

7) прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351 908 015,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 348 321 434,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500 000,0 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2 103 570 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;

7) прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.

Внутренние заимствования РФ в период с 2008 по 2010 гг., представлены в виде Таблицы 1 «Программа государственных заимствований Российской Федерации на 2008г., 2009 г., 2010г.»

 

Таблица 1 Программа государственных заимствований Российской Федерации на 2008г., 2009 г., 2010г

Наименование статьи

2008г

(тыс. руб.)

2009г.

(тыс. руб.)

2010г.

(тыс. руб.)

Государственные внутренние

заимствования (в т. ч.

государственные ценные бумаги)

369 043 907,3

 

 

369 043 907,3

396 294 035,9

 

 

396 294 035,9

522 944 290,0

 

 

522 944 290,0

 

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Главной задачей государства в управлении государственным кредитом является повышение его эффективности. Сопоставление сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита дает некоторое представление о результативности заемных операций, но наиболее существенное представление об эффективности (Э) государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений (П) над расходами (Р) по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах:

,где: П - поступление по системе государственного кредита,

Р - расходы по системе государственного кредита.

Э (2008 г.)= = 1,13%

Э (2009 г.)= = 0,19%

Э (2010 г.)= = 0%

По внешнему долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности (ПлЗ) к валютным поступлениям от экспорта товаров и услуг (ВПЭ), выраженное в процентах:

* 100%

Данный показатель, характеризует издержки, которые несет государство в связи с обслуживанием внешней задолженности, в т.ч. задолженности частных предпринимателей и долга, гарантированного государством. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать пределы показателя до 25%. Для определения данного показателя, данные предоставляются ЦБ РФ и имеют открытую форму.

Согласно платежному балансу РФ за I квартал 2010 года, экспорт товаров и услуг составил 400 419 млн. долл. США, а сумма платежей по задолженности составила 44 823 млн. долл. США.

* 100% = 11,19%

Согласно платежному балансу РФ за I квартал 2009 года, экспорт товаров и услуг составил 303 388 млн. долл. США, а сумма платежей по задолженности составила 6 376 млн. долл. США.

* 100% = 2,09%

 

Согласно платежному балансу РФ за I квартал 2008 года, экспорт товаров и услуг составил 471 603 млн. долл. США, а сумма платежей по задолженности составила 100 161 млн. долл. США.

* 100% = 21,24%

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что показатель находится в пределах допустимой нормы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в период с 2008 по 2010гг., управление как внутренним, так и внешним долгом РФ велось достаточно эффективно.

 


Заключение

Информация о работе Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности