Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа
Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I Способы привлечения заёмных средств государства и заёмное финансирование государственных расходов: сущность, формы, особенности
1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ…..3
2. Сущность государственного (муниципального) кредита и его классификация…………………………………………………………………….4
2.1. Бюджетные кредиты……………………………………………….….9
2.2. Государственные (муниципальные) заимствования………….……..9
3. Источники формирования бюджетных кредитов…………………………13
3.1. Внутренний бюджетный кредит…………………………………….14
3.2. Внешний бюджетный кредит………………………………………..18
4. Источники формирования государственных (муниципальных) заимствований……………………………………………………………………20
4.1. Государственные заимствования субъектов РФ…………………...22
4.2. Муниципальные заимствования…………………………………….23
5. Понятие, классификация и содержание государственного (муниципального) долга………………………………………………………...25
5.1. Государственные и муниципальные гарантии как форма долговых обязательств государства………………………………………………………..32
Глава II Эффективность управления государственным кредитом……….…37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы……………………………….……………………………
Государственные (муниципальные) заимствования, осуществляемые в форме займов и кредитов, позволяют органам публичной власти получить в свое распоряжение дополнительные финансовые ресурсы для предоставления общественных благ. Государственные (муниципальные) заимствования обслуживают процесс аккумуляции органами государственной власти и местного самоуправления временно свободных денежных средств организаций и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в форме займов и кредитов, направляемых на покрытие дефицита соответствующего бюджета и погашение государственного (муниципального) долга.
5. Понятие, классификация и содержание государственного (муниципального) долга
Государственные (муниципальные) заимствования в России образуют основную массу государственного (муниципального) долга, т.е. долговых обязательств, принимаемых на себя Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Кроме заимствований государственный (муниципальный) долг формируется также за счет государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам третьих лиц и другим обязательствам, принимаемым на себя органами публичной власти. Государственные и муниципальные долговые обязательства формируются для удовлетворения общественных потребностей и хозяйственных нужд субъектов экономики (путем гарантирования их заимствований).
БК РФ (ст. 6) определяет государственный или муниципальный долг как обязательства, возникающие из государственных и муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие долговые обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием.
В зависимости от заемщика (устройства публичной власти) рассматриваемый долг в России выделяют:
1. государственный долг Российской Федерации;
2. государственный долг субъекта РФ;
3. муниципальный долг.
Государственный долг Российской Федерации включает в себя не только задолженность прошлых лет и новые долговые обязательства, но и долговые обязательства бывшего СССР (в части, принятой на себя Российской Федерацией). Государственный и муниципальный долг может существовать в форме займов, договоров и соглашений по внутренним и внешним бюджетным кредитам (ссудам), договоров о предоставлении гарантий, договоров и соглашений о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.
В зависимости от типа кредитора, места возникновения долговых обязательств и валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним, а муниципальный -- только внутренним. В основе такого деления государственного долга лежат следующие различия:
кредиторы (резиденты или нерезиденты);
рынки заимствований (внутренний или внешний);
валюта возникновения долговых обязательств (национальная либо иностранная).
В российском законодательстве главным критерием деления государственного долга на внутренний и внешний является тип валюты (рубли или иностранная валюта).
По срокам государственные (муниципальные) долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от года до пяти лет), долгосрочными (более пяти лет). В Российской Федерации федеральные и региональные долговые обязательства ограничены по срокам погашения тридцатью, а муниципальные десятью годами.
По экономическому признаку государственный (муниципальный) долг делится на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг общая сумма выпущенных и не погашенных органами публичной власти долговых обязательств, включая гарантии по обязательствам третьих лиц, с процентами. Основной долг — номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных обязательств, в том числе гарантий. Текущий долг — предстоящие выплаты кредиторам по погашению с про центами долговых обязательств органов публичной власти.
Видовой состав государственного (муниципального) внутренне го долга классифицируется следующим образом:
1) по видам займов: целевые займы (в России — заем 1990 г.), государственные внутренние займы центрального правительства (заем Российской Федерации 1991 г.), государственные сберегательные займы;
2) по видам ценных бумаг: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя и другие виды долгов;
3) в зависимости от типов недофинансирования из бюджета (на примере России): задолженность предприятиям военно-промышленного комплекса, агропромышленного комплекса и другим отраслям, задолженность по финансированию расходов на формирование мобилизационного резерва, задолженность, переоформленная в векселя Минфина России, и др.;
4) в зависимости от вида долговой деятельности (форм долговых обязательств): займы, кредиты, гарантии, другие обязательства, выраженные в национальной валюте.
Видовой состав государственного внешнего долга (государственных внешних активов) определяется исходя из следующей классификации (на примере России)[6]:
1) по типам заемщиков: внешний долг Российской Федерации и внешний долг субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте;
2) видам долговой деятельности (формам долговых обязательств): займы, кредиты, гарантии, выраженные в иностранной валюте;
3) видам внешних кредитов, привлекаемых Российской Федерацией: выраженные в валюте кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и других организаций, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Банка России; субъекты РФ не имеют права привлекать кредиты от правительств иностранных государств и Банка России;
4) видам внешних займов Российской Федерации: еврооблигационные займы, внутренний государственный валютный заем (облигации последнего займа впервые отнесены на внешний долг 1 января 1999 г.).
Сгруппированные по установленным в бюджетном законодательстве видам долговые обязательства составляют структуру государственного и муниципального долга. Структура долга, основы формирования, погашения и управления государственным долгом в России определены в главе 14 БК РФ.
Государственный долг Российской Федерации представляет собой совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед российскими физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникших в результате государственных заимствований РФ, а также долговых обязательств по государственным гарантиям, предоставляемым Российской Федерацией, и долговых обязательств, возникших в результате отнесения на государственный долг обязательств третьих лиц, которые возникли до введения в действие БК РФ.
По структуре государственный долг Российской Федерации может включать в себя следующие виды долговых обязательств:
кредиты, привлеченные от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
государственные гарантии Российской Федерации;
иные долговые обязательства, ранее отнесенные законодательством РФ на государственный долг Российской Федерации.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются следующие обязательства, выраженные в национальной валюте: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации; объем иных долговых обязательств, оплата которых предусмотрена федеральными за конами до введения в действие БК РФ.
В случае если долговое обязательство Российской федерации в национальной валюте не было предъявлено кредитором к погашению в течение трех лет с момента, следующего за датой погашения, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации, то такое долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются следующие обязательства, выраженные в иностранной валюте:
1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
2. объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3. объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации.
Долговые обязательства субъекта РФ, составляющие структуру государственного долга, могут существовать в виде следующих обязательств:
по государственным ценным бумагам субъекта РФ;
бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;
кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
государственным гарантиям субъекта РФ.
В объем государственного долга субъекта РФ включаются номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, объём основных долгов по кредитам, полученным субъектом РФ, и по его бюджетным кредитам от других бюджетов, объем обязательств по государственным гарантиям субъекта РФ и объем иных его непогашенных долговых обязательств. В объем внутреннего долга субъекта РФ включаются суммы названных выше долговых обязательств, выраженные в национальной валюте, а в объем внешнего долга — суммы долговых обязательств субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте.
Структура муниципального долга представляет собой следующую группировку долговых обязательств муниципального образования по их видам:
ценные бумаги муниципального образования;
бюджетные кредиты, привлеченные в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
кредиты, полученные муниципальным образованием от кредитных организаций;
гарантии муниципального образования.
В объем муниципального долга включаются номинальная сумма и объемы перечисленных видов муниципальных долговых обязательств, а также объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования. Муниципальные обязательства могут быть только внутренними, т.е. выражаются только в рублях. Прекращение муниципальных долговых обязательств и их списание с муниципального долга осуществляются в порядке, аналогичном федеральным и региональным долговым обязательствам.
БК РФ устанавливает ограничения на объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга. Предельный объем долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений. У субъектов Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (без субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех послед них отчетных лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, предельный объем долга не должен превышать 50% утвержденного общего годового объема доходе и бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений).
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенции) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50% общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Превышение при исполнении соответствующего бюджета предельных объемов государственного долга субъектов РФ и муниципального долга является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой применение мер принуждения за его нарушение, предусмотренных БК РФ.
Предельный объем государственного долга Российской Федерации устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Законом (решением) о бюджете субъекта Федерации (муниципального образования) устанавливаются верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга субъекта РФ (муниципального долга) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода.
5.1. Государственные и муниципальные гарантии как форма долговых обязательств государства
Кроме займов и кредитов, упомянутых ранее, еще одной значимой формой долговых обязательств, формирующих государственный и муниципальный долг, выступают государственные и муниципальные гарантии. Они представляют собой долговые обязательства, в силу которых Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гаранты) обязаны при наступлении определенных событий (гарантийных случаев) уплатить лицам, в пользу которых предоставлены гарантии (бенефициарам), по их письменным требованиям, определенную в обязательствах денежную сумму за счет средств бюджета, в соответствии с условиями даваемых гарантами обязательств отвечать за исполнение третьими лицами (принципалами) их обязательств перед бенефициарами. Государственные и муниципальные гарантии могут обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательств перед бенефициаром (основного обязательства) и возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Гарант имеет право отозвать свою гарантию только по основаниям, указанным в гарантии. Гарантии оформляются в письменном виде.