Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 10:39, лекция
Финансы - это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания, движения и использования денежных финансовых ресурсов и фондов.
Сущность финансов состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму. Финансы отражают процесс создания и движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей.
1. Понятие финансов, их необходимость и природа.
2. Специфические признаки финансов.
3. Функции финансов.
4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
5. Самостоятельная работа подготовить Эссе на тему «Развитие финансовых отношений в РК»
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования.
Средствами государственного бюджета финансируются:
затраты на расширенное воспроизводство;
непроизводительные расходы государства;
развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
проведение структурной политики;
содержание военно-
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться, возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
- 2 -
Система государственного регулирования классифицируется на: типы, виды, формы, методы.
1. Типы включают – экономическое (оплата труда, кредиты), административное.
2. Виды
финансового регулирования
3. Формы
регулирования – обозначают
4. Методы разграничиваются на самостоятельные способы и приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. например в валютном регулировании это валютный курс, налоговое это декларирование доходов, льготы и т.д., внутрихозяйственном это расчеты, нормирование средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и т.д.
1. Дискреционная фискальная политика- это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое правительством для изменения реального ВНП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства, то есть это происходит не автоматически, а только с согласия правительства. В зависимости от экономической ситуации в стране: наличия экономического спада, или же экономического роста, дискреционная фискальная политика подразделяется на экспансионистскую, которая осуществляется в периоды экономического спада, ее еще называют стимулирующей фискальной политикой; рестрикционную, которая проводится в периоды экономического
роста, ее другое название - сдерживающая фискальная политика.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.
4. Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.
РАЗДЕЛ № 13. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
РАЗДЕЛ № 14 ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.
- 1 -
Внешнеэкономическая сфера деятельности охватывает обширный круг отношений, связанных с участием государства, его физ и юр лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами.
К внешнеэкономическим связям относятся:
1. внешняя торговля
2. иностранное инвестирование: совместное предпринимательство, в том числе долевое участие в имуществе юр лиц через акции и другие ценные бумаги.
3. участие страны в международных финансово-кредитных организациях: предоставление иностранных кредитов
4. сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма
5. проведение расчетов по содержанию посольств и консульств за границей
Для Казахстана актуальным является вступление в ВТО. Эта акция преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста за счет осуществления внешней торговли. Членство в ВТО необходимо Казахстану для диверсификации экономики (Диверсификация - 1. Вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов. 2. Одновременное расширение, развитие двух и более, не связанных друг с другом видов производств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли),
пока еще ориентированной на экспорт сырья, развития производства, защиты отечественных экспортеров с помощью норм, правил и механизмов ВТО. Вступление в ВТО открывает доступ к высоким технологиям, дешевым потребительским товарам, сырью, услугам, способствует привлечению иностранных инвестиций в несырьевой сектор.
В части внешнеэкономических отношений со странами СНГ стратегическим курсом является сохранение и укрепление экономического союза, поддержание сложившийся кооперации. Также особое внимание уделяется либерализации экономики (Либерализация экономики Расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Либерализацией цен называют переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).
- 2 -
Гос регулирование
внешнеэкономической
Основными формами регулирования являются:
- финансирование
внешнеэкономической
- налогообложение
- инвестирование
- внешнее заимствование
- внешняя задолженность
- субсидирование
экспорта (Не вызывает враждебности, а
наоборот, приветствуется отечественными
фирмами такая прямая мера, как субсидирование
экспорта. Но она дорогостоящая, и поэтому
ее применение обычно связано с состоянием
бюджета страны.
Второй метод — дефляция (т.е. борьба с
инфляцией), которая нацелена на решение
внутриэкономических задач, при этом побочным
эффектом является улучшение состояния
платежного баланса. Считается, что традиционные
для дефляционной политики последствия
- снижение объема производства, инвестиций
и доходов — ведут к сокращению импорта
и росту резервных мощности для наращивания
экспорта. Обычное для дефляции повышение
реальной процентной ставки привлекает
в страну краткосрочный капитал, если,
конечно, здесь есть развитая банковская
система и низок уровень политического
риска).
Методы
регулирования соответствуют
1. К прямым относятся:
Административные формы:
- Лицензирование
и квотирование – экспорта
и импорта используются как
временные меры для целей
- Государственная монополия – может применятся для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта.
2. Косвенные методы регулирования являются наиболее действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся:
- валютный
курс – цена национальной
- таможенные пошлины
- мировые цены
- курс облигаций
- процентные ставки по внешним кредитам
- налоги
- 3 -
Валютные ресурсы государства, негосударственного сектора формируются и используются при совершении валютных операций. Валютные операции – это сделки, связанные с переходом права собственности на валюту, ценные бумаги, в иностранной валюте , сделки между нерезидентами и резидентами в национальной валюте с использованием ее в качестве платежного средства, ввоз и вывоз через границы страны.
Валютные ресурсы государства формируются за счет:
- выручки от экспорта продукции, товаров государственного сектора экономики
- таможенных
пошлин, уплачиваемых в иностранной
валюте, при оформлении операций
по перемещению товаров и
- поступлений от налогов, бонусов, роялти, уплачиваемых иностранными участниками соглашений, сделок, контрактов внешнеэкономического характера
- штрафов и пени за нарушение валютного законодательства при уплате их в иностранной валюте
- поступлений от размещения депозитов в зарубежных банках, а также доходы от использования имущества и активов за рубежом
- кредитов
и займов иностранных
Валютные ресурсы государства используются следующим образом:
- национальным банком для - осуществления продажи иностранной валюты в целях поддержания курса национальной валюты
- министерством
финансов для - покрытия внешней
задолженности согласно
- правительственными
органами для – удовлетворения
гос нужд централизованных
- местн6ыми
органами управления для –
обеспечения потребностей
- 4 -
Информация о работе Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве