Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 10:39, лекция

Описание

Финансы - это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания, движения и использования денежных финансовых ресурсов и фондов.
Сущность финансов состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму. Финансы отражают процесс создания и движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей.

Содержание

1. Понятие финансов, их необходимость и природа.
2. Специфические признаки финансов.
3. Функции финансов.
4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
5. Самостоятельная работа подготовить Эссе на тему «Развитие финансовых отношений в РК»

Работа состоит из  1 файл

лекции по дкф .doc

— 415.00 Кб (Скачать документ)

    а) производственные запасы – включают стоимость предметов труда ( сырье, покупных полуфабрикатов, топлива, тары, запасных частей);

    б) незавершенное  производство – характеризует стоимость  тех же предметов, вовлеченных в  процесс переработки, изготовления продукции;

    в) расходы  будущих периодов – представляют собой  затраты, производимые в текущем  периоде, но погашаемые за счет себестоимости  продукции в последующие периоды.

    2. Фонды  обращения связаны со сферой  обращения к ним относится:  готовая продукция на складах и отгруженная потребителям, денежные средства в кассе и в банках на счетах, дебиторская задолженность.

Оба элемента – оборотные производственные фонды  и фонды обращения обеспечивают постоянный, бесперебойный кругооборот  средств путем последовательной смены форм стоимости: денежной, товарной, производственной, приращенной товарной, приращенной денежной форм.

Финансовые  результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Разобрать со студентами ( предложив им составить схему формирования результатов финансовой деятельности хоз. субъектов) 

- 6 -

Общей особенностью финансов некоммерческих организаций является то, что основным мотивом функционирования организации  или учреждений не  является извлечение прибыли или дохода от результатов  деятельности, а удовлетворение общественных потребностей, которых организации, действующие, на коммерческой основе не желает или не в состоянии обеспечить.

Некоммерческая  деятельность представлена разнообразными видами, которые можно объединить по следующим направлениям:

- оборона

- охрана внутреннего  правопорядка и безопасности

- предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций, связанных с неблагоприятными  природными явлениями, катастрофами, авариями и других бедствий

-  образование

- здравоохранение

- социальная  защита населения

- наука

- культура и  искусство

- защита окружающей  среды

- общественно-бытовое  благоустройство городов и населенных  пунктов (освещение, озеленение, дороги, мосты, и др.)

- общественные  объединения и организации

- благотворительные  и гуманитарные организации и фонды.

Методами  ведения хозяйственной  деятельности некоммерческих организаций является бюджетное финансирование - при безвозмездности оказываемых услуг и благ, а при возмездность – на началах хозяйственного расчета и самоокупаемости.

    1. Бюджетное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов организаций и учреждений, не имеющих собственных доходов. Денежные средства предоставляются в соответствии с ассигнованиями и отражены в финансовом плане учреждений -  смете расходов, потребляются на приобретение основных фондов, материальных запасов, оплату услуг, выплату заработной платы, другие хозяйственные нужды.
    2. Хозрасчетный метод ведения хозяйства применяется в учреждениях и организациях, затраты которых возмещаются из выручки от реализации нематериальных услуг и благ. К ним относятся: учреждения здравоохранения и образования, работающие на платной основе, отраслевые научно-исследовательские институты, некоторые учреждения искусств.
    3. Метод самоокупаемости предусматривает организацию хозяйственной деятельности на основе услуг за плату, цена которых определяется применительно к объему расходов. Этот метод применяется в организациях, оказывающих платные услуги в области культурно-просветительной деятельности, организации свободного времени и т. д. К ним относятся: курсы и школы по приобретению бытовых, проффесиональных навыков и знаний, изучения иностранных языков, национальных клубов по интересам.

Источники финансирования организаций  и учреждений некоммерческой деятельности.

  1. Там где государство полностью исполняет соответствующие функции, расходы на содержание организаций осуществляются за счет средств государственного бюджета. К ним относятся: охрана правопорядка, оборона, частично образование и здравоохранение, охрана окружающей среды, большая часть на проведение фундаментальных исследований.
  2. Вторым по значению источником финансирования некоммерческих организаций являются собственные средства, получаемые в виде дохода от предоставляемых услуг, выполняемых работ, непосредственно самой организацией по роду ее деятельности.
  3. Третьим источником служат кредиты банков. Данный источник возможен к использованию организациям, оказывающими платные услуги, так как необходимость возврата заемных средств требует хорошо налаженной, стабильной работы организации на протяжении периода, превышающего сроки пользования кредитом.
  4. Специфическим методом финансирования общественных объединений и организаций являются членские взносы их участников.
  5. При финансировании научных исследований применяется метод грантов безвозмездной поддержки со стороны частного лица, компаний, фирм, международных организаций.
  6. Определенным источником пополнения средств для содержания и развития организаций и учреждений некоммерческой деятельности являются доходы от размещения части располагаемых ими ресурсов на депозитах коммерческих и сберегательных банков, а также в ценные бумаги на финансовом рынке.

Расходы некоммерческих организаций  и учреждений. Разобрать со студентами ( предложив им составить схему расходов некоммерческих организаций по категориям). 

РАЗДЕЛ  № 6 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ.

1: Понятие и состав государственных финансов.

Проблема: что такое по вашему мнению государственные финансы?

Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике.

Экономическая сущность государственных  финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимомти общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятий, организаций, учреждений, граждан – с другой.

В состав государственных  финансов входят:

  • государственный бюджет
  • внебюджетные фонды
  • государственный кредит
  • финансы государственных предприятий и организаций

По  уровню государственного руководства государственные  финансы подразделяются на:

                  • общегосударственные (республиканские,  правительственные);
                  • местные (муниципальные)

Роль  республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, правопорядка, охраны границ, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств.С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержки единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение  внебюджетных фондов в финансировании отдельных целевых мероприятий за счет специальных отчислений.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. 

2: Экономическая деятельность государства.

Проблема: Чем вызывается необходимость перераспределения экономических ресурсов.

Государство учавствует в экономической жизни  в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

Экономическая деятельность государства  проявляется в  следующих функциях:

  1. определения правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
  2. ограничения монополистической деятельности и защита конкуренции;
  3. перераспределение доходов и богатств;
  4. стабилизация экономики;
  5. перераспределение ресурсов.

Доходы  и богатства государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении.

Действия  государства по стабилизации экономики  включает контроль за уровнем занятости  и инфляции, вызываемых колебаниями  экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

Перераспределение экономических ресурсов вызываются несовершенством рыночной системы  в двух ситуациях:

  1. отклонение равновесного объема производства некоторых товаров от их оптимального объема;
  2. отказ рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ и услуг.
 
 
 

РАЗДЕЛ  № 7 НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ

ТЕМА: Понятие налогов и их социально-экономическая сущность.

  1. Принципы налогов.
  2. Функции налогов.
  3. Задание: глосарий по лекции, тестовые вопросы ( 5-6 с пятью вариантами ответов) принести на следующее занятие налоговый кодекс
                  • 1 -  

Налоги  – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они предстваляют сабой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Принципы  налогов:

  1. Принцип справедливости

    а) достижение «горизонтального равенства», которое  требует чтобы все доходы налогоплатильщиков не зависимо от того как они зарабатываются и тратятся облогались единообразно на равных условиях;

    б) соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплатильщиков имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных  с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. То есть перераспределение части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить налоги вообще,0 или платить гораздо меньше остальных.

    2. Принцип простоты – для налогоплатидльщика должно быть понятно назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен.

    3. Определенность налогов- равенство заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.

    4. Минимум налоговых льгот – помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Необходимо проводить государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получать путем манипуляции ставками налогов.

    5. Экономическая приемлеммость – налоги не должны препятствовать улутшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает.

    6. Сопостовимость налоговых ставок – по основным видам налогов с другими странами – партнерами данной страны по хэкономическим отношениям. (НИЗКИЕ СТАВКИ ПРИВЕДУТ К ПЕРЕТОКУ ДОХОДОВ: увеличение экспортирующих капиталов, и отрицательно повлияют на бюджет страны как импортера капитала, ВЫСОКИЕ СТАВКИ будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны)

Информация о работе Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве