Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 10:39, лекция

Описание

Финансы - это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания, движения и использования денежных финансовых ресурсов и фондов.
Сущность финансов состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму. Финансы отражают процесс создания и движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей.

Содержание

1. Понятие финансов, их необходимость и природа.
2. Специфические признаки финансов.
3. Функции финансов.
4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
5. Самостоятельная работа подготовить Эссе на тему «Развитие финансовых отношений в РК»

Работа состоит из  1 файл

лекции по дкф .doc

— 415.00 Кб (Скачать документ)

    - инвестиционные  доходы от управления нац фондом  РК образуется от размещения  нац фонда РК и в зарубежные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов

                                            - 4 – 

    Нац фонд РК расходуется:

    - в  виде гарантированного трансферта  из нац фонда в республиканский  бюджет на реализацию бюджетных  программ на соответствующий финансовый год

    - в  виде целевых трансфертов, передаваемых  из нац фонда в республиканский  бюджет на цели, определяемые  президентом РК

    - на  покрытие расходов, связанных с  управлением нац фонда и проведение  ежегодного аудита

    Фонд  не может использоваться на кредитование физ и юр лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств  

    РАЗДЕЛ  № 9 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  КРЕДИТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ.

    Тема: Сущность, формы и методы государственного кредита. Международный государственный кредит.

  1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.
  2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.
  3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.
  4. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.
  5. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА.
  6. ЗАДАНИЕ: ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГЦБ.

    - 1 –

    Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которой одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками – юридические и физические лица.

    Функции государственного кредита:

  1. Распределительная - связана с аккумуляцией временно свободных денежных средств у населения, предприятий и организаций. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений. С помощью кредита, относительно небольшие сбережения населения, предприятий концентрируются у государства и направляются на финансирование потребностей экономики. Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств). Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорение темпов расширенного воспроизводства.
  2. Перераспределительная – когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений, таким образом, достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних.
  3. Регулирующая – государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента.

                                                

    - 2 -

    Виды  государственного кредита:

  1. Внутренний – государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, населением данной страны.
  2. Международный  - в отношения вступают правительства, местные органы власти- с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации - с другой стороны. Страна, предоставляющая кредит называется – государством – донором, а страна получающая кредит – страной реципиентом.

    - 3 -

    Формы государственного кредита:

  1. Государственные займы – представляют собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника.
  2. Привлечение средств центрального эмиссионного банка страны – данная форма сопровождается инфляционным обесценением денежной массы в обращении. К этой форме  государство прибегает вынужденно при ограничении применения других форм государственного кредита, вызванном разными негативными причинами (кризисными ситуациями, чрезвычайным обстоятельствам, потерей доверия к ГЦБ).

    - 4 –

    Методы  государственного кредита разнообразны. В государственных займах это способы, приемы привлечения средств и их последующего возврата, методы определения доходности и получения дохода, сроками действия, способами размещения (свободная покупка, принудительное размещение), способами погашения. 

    - 5 –

    Международный кредит - это займы, предоставляемые государствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран.

    Международный государственный  кредит представляет собой движение материальных ресурсов стран в сфере международных экономических отношений, предоставляемых в товарной и денежной формах- во временное пользование за определенную плату – процент, на условиях возвратности.

    Формы международного кредита.

  1. Внешние займы, при которых имеет место передача займодателем заемщику обусловленной суммы денежных средств на срок, по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами взятую сумму.
  2. Официальная помощь развитию, предоставляется с целью поддержки экономического развития зарубежными организациями. Цель предоставления помощи носят коммерческий характер в отличии от займов, то есть кредиторы не стремятся максимизировать свою прибыль, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны.
  3. Экспортных или «связанных кредитов» предоставление таких кредитов связано с поставками в страну-заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предоставляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижение товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.
 
 
 

    Тема:  Государственный долг.

  1. Понятие гос долга.
  2. Внешний гос долг.
  3. Управление гос долгом.
  4. Экономические последствия гос долга.
  5. Задание: плюсы и минусы внешнего государственного долга.

- 1 –

    Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос займам.

    Виды  гос  долга:

  1. Внешний
  2. Внутренний
  3. Капитальный
  4. Текущий

    Капитальный долг -  представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

    Текущий долг -  расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

    Гос долг вызван использованием гос займов в качестве одной из форм привлечения  денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Гос долг погашается государством за счет средств  гос бюджета.

    - 2 –

    Внешний гос долг – сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой.

    Гарантированный государством долг – сумма полученных и не погашенных- на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственную гарантию РК.

    Государственная гарантия РК – обязательство правительства РК перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случаи неуплаты заемщиком-резидентом РК причитающийся с него суммы в установленный срок.

    - 3 –

    Управление  гос долгом – называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания гос кредита, оно осуществляется в целях избежание макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

    Управление  гос долгом включает в себя:

  1. ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования, в соответствии с которыми устанавливается объемы погашения и обслуживания;
  2. определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию лимита правительственного долга и лимита предоставления гос гарантий, утверждаемых в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
  3. определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования правительством РК, объемов погашения и обслуживания правительственного долга;
  4. подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по досрочному погашению долга.

    Методы  управления гос долгом:

    Рефинансированиеозначает погашение имеющийся гос задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются в замен, ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.

    Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую.

    Консолидация  – изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.

    Унификация  – означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление гос долгом.

    - 4 –

    Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

  1. Рефинансирование. Правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.
  2. Налогообложение. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может, таким образом, частные корпорации могут обанкротиться, а правительство нет.
  3. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.
 

    РАЗДЕЛ  № 10 ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. 

    Тема: Сущность и особенности финансов домашних хозяйств.

  1. Понятие финансов домашних хозяйств.
  2. Функции финансов домохозяйств.
  3. Финансовые ресурсы домохозяйства.
  4. Бюджет домашних хозяйств.

    - 1 –

    Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющие общий бюджет. Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества.

    Пояснение к схеме. Домашние хозяйства владеют ресурсами и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и  поставляют их на рынки товаров и услуг. В результате взаимодействия между домохозяйствами и другими субъектами в экономике формируется общий объем производства.

Информация о работе Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве