Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа
Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
определить состав, структуру доходов и расходов бюджета;
провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.
ВведениЕ
4-5
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны
1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
6-7
1.2. Функции государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
11-16
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь как основной механизм решения социально-экономических
задач страны
16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
32-39
заключение 40-43
список использованных источникоВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
финансов и финансового
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на
тему: Сущность государственного
бюджета и его роль в
макроэкономическом
регулировании
Студент
ФФБД,
4 курс, ЗФФ-3
преподаватель
МИНСК 2011
КУРСОВАЯ РАБОТА
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
РЕФЕРАТ
Объем курсовой работы 44 с., таблиц 2, рисунков 3 , источников 14.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Тема курсовой работы «Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании».
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – понятие государственного бюджета.
Цель курсовой работы – исследование понятия государственного бюджета и его функций. Роль государственного бюджета в регулировании страны. В работе использованы официальные документы, законодательные акты, статистические материалы по теме курсовой работы.
Основным результатом исследования является концептуальное осмысление экономического содержания государственного бюджета, его значения в развитии экономики государства и выработка ряда предложений по дальнейшему совершенствованию его расходной части. Обоснована концепция, что в сложных условиях становления рыночной экономики, когда в Беларуси выявились и обострились экономические проблемы, государственный бюджет остается одним из эффективных финансовых инструментов, позволяющих государству регулировать хозяйственную деятельность.
Автор
работы подтверждает, что использованный
в ней расчетно-аналитический материал
правильно и объективно отражает состояние
исследуемого процесса, а все заимствованные
из литературных и других источников теоретические,
методологические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
Содержание
ВведениЕ |
4-5 |
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны |
|
1.1 Социально-экономическая
сущность государственного |
6-7 |
1.2. Функции государственного бюджета | 7-10 |
2 РОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В |
|
2.1 Общая
характеристика доходов и |
11-16 |
2.2 Расходы
государственного бюджета задач страны |
16-31 |
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА | 32-39 |
заключение | 40-43 |
список использованных источникоВ |
44-45 |
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет - слово английское, означающее "кожаный портфель". Несколько сот лет тому назад английский министр финансов, приходя в парламент с просьбой отпустить средства королю, открывал свой "бюджет" и вынимал законопроект о выделении необходимых средств. С течением времени название "бюджет" было перенесено на находившийся в нем законопроект. С конца XVIII в. бюджетом стали называть весь план предстоящих расходов и доходов государства. Постепенно установились правила, на основе которых разрабатывались эти планы.
Бюджет, как это принято практически во всех странах, - это баланс доходов и расходов государства; Доходная часть содержит перечень поступающих средств, расходная - объединяет все виды производимых затрат.
Функции государства, направления его деятельности определяют содержание и задачи государственного бюджета.
Современные важнейшие функции государств - экономическая, социальная, оборонная. Реализация этих функций во многом зависит от бюджета государства. Важнейшая функция государства - экономическая; государство использует бюджет для вмешательства в процесс воспроизводства, для развития научно-технического прогресса, для регулирования конкуренции и др. Формы такого вмешательства различны: капиталовложения в новые прогрессивные отрасли промышленности, государственные предприятия, расширение государственного потребления, субсидии, государственные гарантии и др.
Являясь фондом централизованных финансовых ресурсов государства, бюджет связан через систему доходов и расходов со всем хозяйством. Именно через бюджетную систему государство должно реализовывать свои функции, обеспечивать межотраслевое, межтерриториальное распределение централизованных финансовых ресурсов, осуществлять контроль за финансовыми потоками. Но бюджет нельзя рассматривать только как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; подобная формулировка отражает лишь материальное содержание бюджета. Бюджет как экономическая финансовая категория выражает сложную систему экономических, стоимостных отношений между государством и производителями, бюджетной сферой, населением и др. Государство, власть на всех уровнях, используя, управляя этими отношениями, должно формировать, распределять и использовать все бюджеты, входящие в бюджетную систему.
В сложных условиях мирового экономического кризиса, когда в Беларуси выявились и обострились экономические проблемы, государственный бюджет остается одним из эффективных финансовых инструментов, позволяющих государству регулировать хозяйственную деятельность.
Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
Данная
курсовая работа основана на Законах
Республики Беларусь, Указах Президента
Республики Беларусь, проекте бюджета
Республики Беларусь на 2005 – 2007 года, использовалась
экономическая литература, в которой освещался
предмет исследования, периодические
издания.
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны
1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет - слово английское, означающее "кожаный портфель". Несколько сот лет тому назад английский министр финансов, приходя в парламент с просьбой отпустить средства королю, открывал свой "бюджет" и вынимал законопроект о выделении необходимых средств. С течением времени название "бюджет" было перенесено на находившийся в нем законопроект. С конца XVIII в. бюджетом стали называть весь план предстоящих расходов и доходов государства. Постепенно установились правила, на основе которых разрабатывались эти планы. [1, с. 34].
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, — бюджетные отношения. [2, с. 15].
Бюджетный Кодекс Республики Беларусь в статье 2 «Основные термины и определения» представляет бюджет как «план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства» [12].
Для
раскрытия природы бюджета
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. [2, с. 15].
По
своей внешней форме
И так, с юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определенный период времени, которая утверждена в законодательном порядке. С юридических позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства по своему усмотрению.
С экономических позиций государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов [4, с. 308].
1.2. Функции государственного бюджет.
Сущность бюджета проявляется в его функциях.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную), регулирующую и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются; регулирующая функция заключается в том, что изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т. е. стабилизировать экономику. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой [1, с. 35].
Информация о работе Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании