Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
определить состав, структуру доходов и расходов бюджета;
провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.

Содержание

ВведениЕ
4-5
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны

1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
6-7
1.2. Функции государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
11-16
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь как основной механизм решения социально-экономических
задач страны

16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
32-39
заключение 40-43
список использованных источникоВ

Работа состоит из  1 файл

Чущнось гос бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)

       Назрел  и вопрос совершенствования планирования и более широкого развития системы  платных услуг в непроизводственной сфере. Имеется в виду, что в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и ограниченных возможностей государства все острее стоит вопрос об источниках финансирования социально-культурных учреждений и социальных программ, поскольку возможности перераспределения финансовых ресурсов в пользу социальных потребностей за счет сокращения других расходов имеют экономический предел.

       На  втором месте в общей структуре  расходов консолидированного бюджета  Республики Беларусь находятся расходы  на национальную экономику. В перспективе государственная поддержка предприятий должна быть упорядочена, ограничена наиболее эффективными формами и направлена в основном на внедрение наукоемких и новейших технологий. Преференции должны быть сведены к минимуму и напрямую зависеть от достижения конкретных результатов хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо изменить условия оказания государственной поддержки. Прямые формы поддержки, такие как бюджетные ссуды и финансовая помощь, сократить до уровня, обеспечивающего выполнение уже принятых решений Президента и Правительства. Предпочтение лучше отдать такой форме государственной поддержки, как возмещение за счет средств бюджета процентов за пользование банковскими кредитами. Эта форма поддержки является более эффективной, позволяет обеспечивать рациональное использование бюджетных средств на окупаемые инвестиционные проекты. И что весьма важно – значительно расширить круг ее получателей, вовлекая в реформирование целые отрасли. Привлечение ресурсов может осуществляться как за счет банковских кредитов, так и путем выпуска корпоративных облигаций. Процентные платежи по таким облигациям предлагается также льготировать за счет бюджета, по аналогии с банковскими кредитами.  Это позволит снизить нагрузку на бюджет в части инвестиционных расходов организаций реального сектора экономики.

       В области межбюджетных отношений  должна быть продолжена работа по закреплению  и развитию финансовой самостоятельности  регионов различного уровня, усилению ответственности органов местного управления и самоуправления,  повышению их  заинтересованности в эффективном управлении финансами. Требуется создание на законодательном уровне стимулов для сокращения дотационности местных бюджетов за счет расширения бюджетных полномочий местных органов власти с высокой степенью бюджетной самообеспеченности.

       Необходимо  повышение качества управления государственной  собственностью и эффективности  работы государственного сектора.

       Назрела необходимость совершенствования  структуры и механизмов финансового  контроля как на республиканском, так и на местном уровнях, нацелив его как на выявление фактов незаконного расходования бюджетных средств, так и на анализ эффективности бюджетных расходов и мониторинг достижения конкретных результатов, определяемых государственными программами с бюджетным финансированием.   

       В совокупности реализация предложенных мер будет способствовать совершенствованию  бюджетной политики  и более  эффективному расходованию бюджетных  средств, создаст предпосылки для  снижения налоговой нагрузки, позволит удерживать уровень бюджетного дефицита на безопасном уровне – не более 3 процентов ВВП.

       Оптимизация налоговой и бюджетной политики позволит улучшить действующую модель бюджетного регулирования экономики Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       На  основании проведенных исследований были выявлено, что государственный бюджет – это важнейший инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части ВВП. Через госбюджет правительство реализует экономическую и социальную внутреннюю и внешнюю политику. От размера госбюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальных сфер.

       В ходе проделанной работы, мы выяснили, что доходы бюджета представляют собой совокупность налоговых, неналоговых  доходов, безвозмездных перечислений. При этом в составе доходов бюджета обособленно учитываются доходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов как разновидность доходов бюджета. Основным материальным источником доходов государства является ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе перераспределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы – внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшим инструментом перераспределения являются налоги. Именно поэтому налоговые поступления на 70 – 80 % формируют бюджет государства.

       Основным источником бюджета Республики Беларусь являются косвенные налоги, которые занимают до 50 % в общей сумме доходов бюджета.

       Значительное  место в доходах бюджета занимают доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

       Следует также обратить внимание и на тот  факт, что значительная часть текущих  неналоговых доходов формируется  за счет поступлений по штрафам и  санкциям.

       Итак, расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие по поводу распределения фонда денежных средств любого уровня бюджетной системы для финансового обеспечения функций законодательной и исполнительной власти.

       В отличие от доходов, которые аккумулируются в бюджете в результате изъятия части денежных средств у населения, предприятий, организаций, его ресурсы в виде расходов передаются в распоряжение отдельных субъектов хозяйствования и граждан.

       Ход исполнения бюджета Беларуси в последние  годы показал, что при всей сложности решаемых бюджетной политикой проблем, социальная сфера обозначена приоритетной.

       Сложившаяся за последние годы тенденция свидетельствует  о постепенном, но стабильном росте расходов бюджета на две ключевые отрасли социальной сферы – здравоохранение и образование.

       Проведенное исследование позволило определить пробовее после организации исполнения бюджета и разработать конкретные рекомендации по повышению его качественного уровня.

       В результате проведенных исследований в целях реформирования расходов, предлагается:

       в области планирования расходов на социальную сферу:

       1. Закрепление в законодательном  порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу, в общем объеме расходов государственного бюджета.

       2. Реструктуризация источников финансирования  расходов на отрасли непроизводственной сферы; постепенное сокращение традиционного набора бюджетных расходов на осовее привлечения внебюджетных источников в виде средств населения, предприятий и организаций.

       3. Прогнозирование пропорций, обеспечивающих  оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы.

       4. Расширение перечня платных услуг  с целью создания условий для  формирования собственных (внебюджетных) доходов учреждений, разработка  методологической базы для планирования  внебюджетных поступлений.

       5. Научное обоснование норматива  бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы.

       6. Разработка механизма корректировки  норматива бюджетной обеспеченности с учетом региональных особенностей и на этой основе повышение обоснованности расходов, качественного уровня их планирования.

       В области планирования расходов на отрасли хозяйства:

       1. Усилить приоритетность в выборе  направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета. Приоритетность в расходах должна быть обеспечена не путем резервирования средств в целевых фондах, а посредством преимущественного финансирования при условии эффективного использования государственных финансовых ресурсов.

       2. Обеспечить реструктуризацию расходов  бюджета на отрасли хозяйства  на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.

       3. Для создания условий формирования  собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйствами др., высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей — населению и предприятиям.

       4. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это, в первую очередь, имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере.

       5. Снизить бюджетное финансирование  отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.

Список  использованных источников

1. Международные финансы. Под общ. Ред. И.Н. Жук. –  Мн.: БГЭУ, 2001. – 149с.
2. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 298с.
3. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. Теория финансов: Мн.: Выш.школа, 1997. – 368 с.
4. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
5. Ткачук М.И., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; Под  ред. Ткачук М.И. Государственный бюджет. – Мн.: Выш.шк., 1995. – 240 с.
6 [М.К. Воробьев, И.А. Осипов/Теория финансов. Учебно-методическое пособие./Минск. Издательство МИУ 2005]
7. Барсегян, Л.М. Финансы: курс лекций /Л.М.Барсегян, Т.Г.Струк; Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-Изд.2-е, стер.- Минск:[б.и.], 2008.-251с.
8. Корбут, Н. Социальная направленность сохраняется / Н.Корбут // Финансы, учет, аудит.-2008.-№ 1.-с.5-8.
9. Струк, Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г.Струк; Академия управления при  Президенте Республики Беларусь. – Минск: [б.и.], 2006.-95с.
10. Основы экономической  теории: учеб. Пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Мн.: Выш. Шк., 2006. – 397
11. Правила составления  и исполнения республиканского и  местных бюджетов, поступление средств  в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование. Министерство финансов Республики Беларусь. – Мн., 1999. – 130 с.
12. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З// Нац. Реестр правовых актов.-2008.-№ 2/1509.
13. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабр 2002 № 166-З// Нац. Реестр правовых актов. – 2003.-№ 2/920 [13]
14. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З// Нац. Реестр правовых актов.-2007.-№ 2/1400.
15.  

Информация о работе Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании