Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
определить состав, структуру доходов и расходов бюджета;
провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.

Содержание

ВведениЕ
4-5
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны

1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
6-7
1.2. Функции государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
11-16
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь как основной механизм решения социально-экономических
задач страны

16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
32-39
заключение 40-43
список использованных источникоВ

Работа состоит из  1 файл

Чущнось гос бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)

     Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.

     Расходы бюджета являются одной из важнейших его характеристик. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

     Баланс  или сбалансированность бюджета  означает равенство суммы всех государственных расходов сумме всех государственных доходов. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Дефицит бюджета стал хроническим явлением, присущим странам с рыночной экономикой. Бюджетный дефицит ведет к негативным социально-экономическим последствиям, росту государственного долга, увеличению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы. Поэтому правительствами всех стран принимается мера к сокращению бюджетного дефицита. Это осуществляется несколькими способами. Прежде всего, за счет увеличения доходной части бюджета и сокращение расходов. Кроме того средства привлекаются через государственный кредит путем внутренних и внешних займов. В ряде случаев применяется дополнительная эмиссия. Однако, данная мера усиливает инфляционные процессы, ухудшает состояние денежного обращения, ведет к ухудшению экономического состояния субъектов хозяйствования и тяжелым последствиям в социальных отношениях.

     Выпуск  государственных займов ведет к  государственному долгу, займы сокращают совокупный потребительский спрос, связывая часть свободных денежных средств, что способствует уменьшению инфляции. Вместе с тем выпуск государственных займов приводит к оттоку крупных средств из сферы их производительного использования.

Подводя итог, необходимо отметить, что государственный бюджет является главным финансовым планом страны, а движение денежных средств в процессе его формирования и исполнения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать государственным и правительственным органам в процессе осуществления финансовой политики. [6]

       Расходы бюджетов определяются программами  социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной  единицы и осуществляется по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год [11, с. 9].

2.2 Расходы государственного  бюджета Республики  Беларусь как основной  механизм решения  социально-экономических задач страны

         Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории –бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования ресурсов централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям [35, с.96].

       Расходы любого бюджета осуществляются за счет сбора средств с налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло  на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

       Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных средств, количественная – их величину.

       Важный  признак классификации расходов бюджета – предметный (экономический). Расходы подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

       Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В Республике Беларусь текущие расходы занимают около 80 процентов всех расходов бюджета.

       Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетныe кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

       При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Выделяют следующие группы расходов финансируемых из средств бюджета:

  • общегосударственная деятельность;
  • - национальная оборона;
  • судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • национальная экономика;
  • охрана окружающей среды;
  • жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
  • здравоохранение;
  • физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
  • образование;
  • социальная политика.

       Каждая  из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

       Ведомственный признак позволяет выделить в  каждой группе расходов соответствующее  министерство, иное государственное  учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

       Целевой, признак позволяет рассмотреть  расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

       Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

  • природой и функциями государства;
  • уровнем социально-экономического развития страны;
  • разветвленностью связей бюджета с отраслями народного хозяйства;
  • административно-территориальным устройством государства;
  • формами предоставления бюджетных средств и т.п.

       Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе  социально-экономического развития.

       Структура расходов государственного бюджета  и их содержание формируется под  воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намеченных задач. Общим фактором для расходов бюджета всех стран является их главное назначение – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

       Расходы бюджета формируются, исходя из реальных возможностей бюджета, установленных пределами максимальной мобилизации доходных источников и на основе политики снижения уровня дефицита республиканского бюджета. В условиях ограниченности ресурсов государства основной задачей является оптимизация и улучшение структуры расходов с выделением приоритетов, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, в числе которых на 2006-2010 годы:

       - всестороннее гармоничное развитие  человека, формирование эффективной  системы здравоохранения;

       - инновационный путь развития  экономики, энерго- и ресурсосбережение;

       - поддержка и развитие реального  сектора экономики, прежде всего  в наращивании экспортного потенциала;

       - развитие малых и средних городов;

       - развитие АПК и сопряженных  отраслей, социальной сферы и села;

       - жилищное строительство;

       - реализация важнейших государственных  программ и др. [8, с.57].

       Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в анализируемом периоде  в реальном выражении как показано на рис.1 ежегодно растут. Доля бюджетных расходов в ВВП в 2005-2007 годах также растет, в 2008 году наблюдалось снижение доли расходов в ВВП с 49,6% до 48,3%. В 2009 году бюджетные расходы в ВВП прогнозируются в размере 48,7%. В общем, высокая доля расходов в ВВП объясняется возросшей ролью бюджета в регулировании воспроизводственных процессов в нашей стране на современном этапе. В ноябре-декабре 2008 года в целях усиления контроля за экономным и эффективным использованием бюджетных средств Министерством финансов реализован комплекс мер системного характера с учетом жестких бюджетных ограничений.

       Во-первых были введены бюджетные ограничения  по расходам на текущее содержание бюджетных организаций, были установлены  лимиты расходов. Остатки плановых назначений, превышающие лимит расходов, были направлены на финансовый резерв, который по итогам 2008 года составил 792 млрд. рублей. 

       Во-вторых, были применены жесткие процедуры  контроля с целью минимизации  закупок по импорту, была исключенга возможность авансирования импортетов..

       В-третьих, аналогичные бюджетные ограничения введены в отношении расходов местных бюджетов. До областей и г.Минска доведены объемы финансового резерва, который должен быть сформирован на счета соответствующих местных бюджетов на начало 2009 года. 

 

       Рис. 1 Динамика расходов консолидированного бюджета

       за 2005-2009 годы

       Примечание. Источник: собственная разработка  

       Анализ  структуры расходной части бюджета  позволяет выявить приоритеты в  расходовании средств государства.

       Структуру расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2005-2009 гг. приведем по разделам существующей на сегодняшний день функциональной классификации в таблице 1 

       Таблица 1 Структура расходов консолидированного бюджета

       в 2005-2009 годах 

 
 
Стаьи расходов
 
2005 г.
 
2006 г.
 
2007г.
 
2008 г. 
 
2009 г., (проект)
% к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх. % к ВВП % к расх.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1.Общегосударственные  расходы 6,2 13,1 6,2 13,3 6,3 12,7 5,9 12,4 5,7 11,8
2.Национальная  оборона 1,1 2,4 1,3 2,7 1,3 2,5 1,2 2,4 1,1 2,3
3.Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 2,1 4,5 2,2 4,6 2,2 4,3 1,95 3,4 1,97 4,1
4.Национальная  экономика 9,2 19,6 9,6 20,4 11,6 23,5 12,6 26,1 12,3 25,3
5.Охрана  окружающей среды 0,6 1,3 0,6 1,2 0,6 1,1 0,5 0,9 0,4 0,8
6.Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство 2,6 5,5 2,1 4,5 2,7 5,4 2,5 5,1 2,5 5,2
7.Здравоохранение 4,6 9,8 4,5 9,5 4,5 9,1 3,9 8,1 4,2 8,7
8.Физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации 1,1 2,3 1,2 2,5 1,2 2,3 1,0 2,2 1,1 2,3
9.Образование 6,2 13,1 6,0 12,9 5,8 11,7 5,3 10,9 5,7 11,7
10.Социальная  политика 13,4 28,5 13,4 28,5 13,6 27,4 13,5 27,9 13,6 27,8

Информация о работе Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании