Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа
Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
определить состав, структуру доходов и расходов бюджета;
провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.
ВведениЕ
4-5
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны
1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
6-7
1.2. Функции государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
11-16
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь как основной механизм решения социально-экономических
задач страны
16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
32-39
заключение 40-43
список использованных источникоВ
Примечание.
Источник: собственная разработка
Общегосударственные расходы в общей структуре расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по своей доле идут вслед за расходами на национальную экономику. Что касается их динамики в анализируемом периоде, то по данным таблицы 1 видно, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло незначительное увеличение доли общегосударственных расходов с 13,1% до 13,3% в общей сумме расходов, а с 2007 года наметилась тенденция к их сокращению. В 2009 году предполагается, что общегосударственные расходы составят 11,8% в расходах бюджета, из них самая значительная часть – 4,46% - государственные капитальные вложения.
Как видно из приведенных данных, основная доля расходов принадлежит расходам на социальную сферу. Данный факт является характерным для строящейся в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики. Социальная сфера в 2005 году была профинансирована в размере 16409,7 млрд. руб., что составляет 53,7 % расходов бюджета и 25,3% ВВП. В 2006 году расходы на социальную сферу составили 19866,1 млрд. руб., это 53,4% в общей доли расходов и 25,1% в ВВП, 2007 году расходы на социальную сферу в реальном выражении составили 24007,4 млрд. руб., а в общей доли расходов снизились до 50,5%, в ВВП составили 25,1%. В 2008 году расходы на социальную сферу составили 29379,4 млрд. руб. На 2009 год запланировано финансирование социальной сферы в размере 38151,1 млрд. руб., что составит 50,5% в расходах бюджета и 24,6% в ВВП. Таким образом, мы видим, что, несмотря на некоторые колебания, расходы бюджета Республики Беларусь на социальную сферу составляют примерно половину всех расходов, что подтверждает сохранение социальной направленности бюджета и соответствует целям и приоритетам Программы социально-экономического развития на 2006-2010 г.г.
Если более детально рассмотреть расходы бюджета Республики Беларусь на социальную сферу, то по данным таблицы мы видим, что в расходах на социальную сферу самую значительную часть составляют расходы на социальную политику. На втором месте расходы на образование, на третьем расходы на здравоохранение и на последнем месте расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации (их доля в общих расходах бюджета колеблется в пределах 2,2-2,5%).
Разработка и реализация социальных проектов в 2008 году являлась одним из приоритетных направлений деятельности Правительства. Политика государства была направлена на предоставление минимальных социальных гарантий, обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, оказание помощи нуждающимся, детям-сиротам, инвалидам, семьям с детьми.
Реализуемая в республике социальная политика обеспечила стабильное функционирование пенсионной системы и рост пенсионных выплат. Доля пенсионных расходов в ВВП является достаточно высокой и составляет более 11%. В 2008 году средний размер назначенных пенсий составил 363,9 тысяч рублей. При этом среднегодовая пенсия по возрасту составила 382,2 тысяч рублей и увеличилась на 25,2% (годовой прогноз – 18,3%), а ее реальный размер – на 9,1% при прогнозируемом приросте 8%.
Согласно
изменениям, внесенным в Закон «Об обязательных
страховых взносах в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь», общий размер
страховых взносов для большинства нанимателей
составляет теперь 34% (28% на пенсионное
страхование и 6% на социальное страхование)
и 1% удерживается с работника, а для индивидуальных
предпринимателей – 35% (29% на пенсионное
страхование и 6% на социальное страхование).
На рис. 2 представлены данные о расходах
Фонда социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь за 2008 год.
Рис.2 Расходы Фонда социальной защиты населения за 2008 год, в %
Примечание.
Источник: собственная разработка
В республике создана действенная система адресной помощи для социально уязвимых слоев и групп населения. Увеличение объема ресурсов, направляемых на адресную помощь, повышение критерия нуждаемости для ее предоставления с 60% бюджета прожиточного минимума до 100% позволило расширить охват нуждающихся.
Таким образом, роль бюджета велика в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов.
Расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру представляют не что иное, как инвестиции в человеческий капитал и способствуют воспроизводству трудовых ресурсов. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение доходов, сохранение политической стабильности. Бюджетные трансферты выравнивают доходы отдельных территорий и уровень их социально-экономического развития [7, с.132].
В то же время следует учитывать воздействие на динамику государственных расходов в долгосрочном плане изменения демографического состава населения. Устойчивый рост в численности населения доли пожилых людей закладывает серьезный инерционный потенциал роста социальных обязательств (даже без принятия новых социальных программ), так как государственные расходы неизбежно возрастают по линии пенсий, мер социальной защиты, выплат пособий по социальному обеспечению, а также увеличения ассигнований на здравоохранение.
В этой связи проблема между накопленными государственными обязательствами, к тому же растущими в силу старения населения, и политикой правительства, направленной на снижение налогового бремени, будет постоянно нарастать.
На втором месте в общей структуре расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь после расходов на социальную сферу находятся расходы на национальную экономику. По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики, на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой, а также расходы, связанные с общими экономическими вопросами в области национальной экономики (регулированием экономической деятельности и развитием предпринимательства) [7].
Что касается структуры расходов на национальную экономику, то в анализируемый период произошли значительные изменения. Так, в 2005 году самая большая доля в расходах на национальную экономику принадлежала расходам на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (составляла 9,3% в общей сумме расходов), а расходы на энергетику вместе с промышленностью, строительством и архитектурой вместе составляли 2,75% в расходах бюджета. На сегодняшний день ситуация такова, что расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность продолжают занимать значительную часть в расходах бюджета (на 2009 год планируются 6% в общей сумме расходов), однако на первое место вышли расходы на топливо и энергетику (в 2009 году планируются 12,2% в общей сумме расходов). На параметры бюджета оказали влияние факторы роста цен на импортируемые в республику топливно-энергетические ресурсы, в связи с чем в бюджете на 2008 и 2009 год предусмотрены субсидии нефтеперерабатывающим заводам для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья, оплату коммунальных услуг бюджетными организациями. Причем, сложившуюся тенденцию придется учитывать и в обозримом будущем.
На
рис. 3 виден рост расходов на национальную
экономику в общей структуре расходов
бюджета в 2005-2007 годах с 19,6 до 23,5%. В 2008 году
доля расходов на национальную экономику
составила 26,1%, а вот в 2009 году снизится
до 25,3%.
Рис. 3 Динамика расходов на национальную экономику
в 2005-2009 годах, %
Примечание.
Источник: собственная разработка
Также следует сказать, что наличие целого ряда дотационных хозяйств в различных отраслях национальной экономики, требующих средств для покрытия убытков, способствуют дестабилизации экономической ситуации, развитию инфляционных процессов.
Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях. В условиях рынка расширяется практика долгосрочных вложений в основные фонды, природные ресурсы и т.д.
Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков жилищного, коммунального, транспортного хозяйства, некоторых другиx предприятий, огромная сумма бюджетных ресурсов, используемая на возмещение разницы в ценах, в сложной экономической ситуации в определенной степени снижают социальную напряженность, поддерживают уровень жизни населения. Однако с экономической точки зрения эта практика не является эффективной.
Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство колеблется в анализируемом периоде в пределах 4,5-5,5% в общей доле расходов и 2,1-2,6% в ВВП, без явной тенденции к росту или сокращению. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности колеблются в пределах 3,4-4,6% в расходах консолидированного бюджета и 1,95-2,2% в ВВП. Расходы на национальную оборону – 2,3-2,7% в расходах бюджета и 1,1-1,3% в ВВП.
Приоритетным направлением государственной жилищной политики остается обеспечение намеченных параметров строительства жилья для граждан. В соответствии с Планом проектирования, строительства и финансирования жилья на 2006 – 2010 годы в 2008 году строительство жилья для данной категории граждан в 2008 году построено около 43 тыс. квартир общей площадью 3116,4 тыс. о.м.
В
2008 году введено в эксплуатацию 5146,7
тыс. о. м общей площади жилья, или 99% годового
задания – это самый высокий показатель
за последние 17 лет. Ввод жилья по отношению
к 2007 г. Увеличился на 481 тыс. о. м, или на
10,3%, таблица 2.
Таблица 2 Капитальные вложения в жилищное строительство
в 2005-2009 г.г, млн. руб
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г
(план) | |
Ввод
жилья
млн. о.м. |
3,8 | 4,2 | 4,7 | 5,2 | 5,7 |
Прямые ассигнования из республиканского бюджета (инвестиционная программа) | 46400,0 | 55400,0 | 46472,5 | 37501,3 | 54870,0 |
Компенсация потерь банкам | 107700,0 | 205351,0 | 336400,0 | 502458,2 | 681260,0 |
Субвенции ЧАЭС на строительство жилья | 22400,0 | 16040,6 | 15800,0 | 16600,0 | |
Финансовая
помощь:
молодым семьям многодетным |
3080,9 419,6 |
4801,6 1925,7 |
8183,9 5128,2 |
11468,0 10627,8 |
16500,0 17600,0 |
Субсидии | 35590,6 | 59791,8 | 82434,2 | 97317,2 | 119219,5 |
Субвенции на жилье | 287371,8 | 438841,7 | 574927,2 | 313670,0 | |
Итого бюджетных средств | 540688,8 | 679141,9 | 1090665,1 | 1562333,1 | 2177072,8 |
Информация о работе Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании