Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
определить состав, структуру доходов и расходов бюджета;
провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.

Содержание

ВведениЕ
4-5
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны

1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
6-7
1.2. Функции государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
11-16
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь как основной механизм решения социально-экономических
задач страны

16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
32-39
заключение 40-43
список использованных источникоВ

Работа состоит из  1 файл

Чущнось гос бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)

       Так, содержание  распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и  т. д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

       Сфера  действия  распределительной  функции  определяется  тем,  что  в  отношения  с  бюджетом   вступают  почти  все  участники  общественного  производства.   Основным  объектом  бюджетного  перераспределения  является  чистый  доход,  однако  это  не  исключает  возможности  перераспределения  через  бюджет  части  ВВП.

       Контрольная  функция  заключается  в  том,  что  бюджет  объективно - через  формирование  и  использование  фонда  денежных  средств  государства - отображает  экономические  процессы,  протекающие  в  структурных  звеньях  экономики.  Благодаря  этому  свойству  бюджет  может  «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение  государства  финансовые  ресурсы  от  разных  субъектов  хозяйствования,  соответствует  ли  размер  централизуемых  ресурсов  государства  объёму  его  потребности  и  т.  д.  Основу  контрольной  функции  составляет  движение  бюджетных  ресурсов,  отражаемое  в  соответствующих  показателях  бюджетных  поступлений  и  расходных  назначений.

       Регулирующая  функция заключается в том, что  государство использует бюджет для  регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

       1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.

       2. Прямое бюджетное финансирование  общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований и др.

       3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания  экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства,  местного транспорта, коммунального  и жилищного хозяйства и др.).

       Субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый  организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов. [13]

       4. Выдача беспроцентных или льготных  кредитов, гарантий для банковских  ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных  и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).

       5. Создание за счет бюджетных  ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.)  [5, с. 10].    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ

       2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав

       Итак, госбюджет, как сводный финансовый план государства, состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной -направление их использования [10, с. 316].

     Важнейшим элементом бюджета является его  доходная часть.

     Доходы  бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения по поводу формирования денежных средств и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

     Материальной  основой доходов бюджета является национальный доход. Вместе с тем в периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. То есть, происходит реализация: иностранных ценных бумаг; золотого запаса; государственных предприятий; других видов имущества. Это ведет к сокращению золотовалютных запасов, капиталовложений за границей, основного капитала.

     Основными источниками денежных средств, поступающих  в государственный бюджет, являются налоги, государственные займы, эмиссия денег.

     Соотношение между ними может быть разное, в  зависимости от экономической ситуации в стране, от степени остроты экономических, социальных и других противоречий, от состояния финансов и финансовой политики государства.

     Наряду  с налогами, важная роль в формировании централизованного фонда денежных средств принадлежит государственным займам.

     На  современном этапе под влиянием значительного увеличения размера  бюджетного дефицита, разрыва между  налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают до 10 % всех его расходов.

     Роль  этого вида доходов увеличивается  в периоды войн, экономических  кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности  быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов в государственном бюджете приближается, а иногда даже превышает налоги.

     Наряду  с внутренними займами, в доходную часть бюджета включаются внешние  займы. Правом их выпуска обладают только центральные органы власти. Внешние  займы связаны с платежным балансом страны и, нередко, используются для покрытия дефицита государственного бюджета.

     В хозяйственной практике существует два пути получения внутренних займов: у широких слоев населения  путем свободной продажи государственных  облигаций и других ценных бумаг; у национального и коммерческих банков под обеспечение ценными бумагами государства.

     При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение налоговых платежей и  займов оказывается затруднительным, иногда государство может прибегнуть к эмиссии бумажных денег. Это источник финансовых ресурсов является самым непопулярным, так как ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, которое приводит к инфляционным процессам.

     В связи с этим развитые зарубежные государства стараются не прибегать к прямому использованию эмиссии – наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств. Эмиссия денег заменяется выпуском займов. Однако если государственные займы, превращаются их владельцами в наличные, то они выступают побудителем инфляции.

     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи выполнением  государством своих задач и функций  в процессе использования средств  централизованного фонда денежных средств государства по различным  назначениям. Каждый вид расхода  обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу, назначение бюджетных расходов, количественная их величину. Виды бюджетных расходов зависят от исторического этапа социально-экономического развития страны, природы, административно - территориального устройства государства и т. д.

     Бюджетные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Экономическая  классификация расходов бюджета  показывает их влияние на процесс  расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

     Текущие расходы представляют собой часть  расходов бюджета, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетом и отдельным отраслям в сфере экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

     Капитальные расходы бюджета – денежные затраты  государства, связанные с финансированием  инновационной и инвестиционной деятельности.

     Это расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые  предприятия, средства, предоставляемые  в качестве кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы  на проведение капитального ремонта, расходы  на создание или увеличение государственного и муниципального имущества.

     Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, ведомство  или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

     Классификация расходов по целевому назначению позволяет осуществлять контроль за использованием бюджетных ассигнований по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств.

     Территориальная классификация расходов осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления в Республике Беларусь на расходы республиканского бюджета, местных бюджетов.

     Важное  значение имеет функциональная классификация  расходов бюджета, отражающая сферы  общественной деятельности, в которые  направляются денежные средства. В этом случае расходы подразделяются на следующие крупные раздела:

     1. государственное управление и  местное самоуправление;

     2. судебная власть;

     3. международная деятельность;

     4. национальная оборона; 

     5. правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности;

     6. фундаментальные исследования и  содействие научно -техническому  прогрессу; 

     7. промышленность, энергетика, строительство; 

     8. сельское хозяйство и рыболовство; 

     9. охрана окружающей среды и  природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия;

     10. транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика; 

     11. жилищно-коммунальное хозяйство; 

     12. образование; 

     13. здравоохранение физическая культура;

     14. культура, искусство и кинематография;

     15. обслуживание государственного  долга; 

     16. средства массовой информации;

     17. финансовая помощь бюджетам других  уровней; 

     18. целевые бюджетные фонды;

       В 2009 году в Республике Беларусь сформированы следующие целевые бюджетные  фонды:

       республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

       республиканский дорожный фонд;

       республиканский фонд охраны природы;

       фонд  национального развития;

       фонд  организации сбора (заготовки) и  использования отходов в качестве вторичного сырья;

       фонд  универсального обслуживания;

       инновационные фонды [14].

     19. пополнение государственных запасов  и резервов;

     20. социальная политика;

     21. прочие расходы. 

Информация о работе Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании