Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа
Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
определить состав, структуру доходов и расходов бюджета;
провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.
ВведениЕ
4-5
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны
1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
6-7
1.2. Функции государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
11-16
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь как основной механизм решения социально-экономических
задач страны
16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
32-39
заключение 40-43
список использованных источникоВ
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т. д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет части ВВП.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребности и т. д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Регулирующая функция заключается в том, что государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
2.
Прямое бюджетное
3.
Субсидирование некоторых
Субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов. [13]
4.
Выдача беспроцентных или
5.
Создание за счет бюджетных
ресурсов особых фондов и резервов для
предупреждения диспропорций в развитии
экономики, поддержки предпринимательства
и т. д. (стабилизационный фонд, стратегические
и материальные резервы, фонд непредвиденных
расходов и др.) [5, с. 10].
2
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
Итак, госбюджет, как сводный финансовый план государства, состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной -направление их использования [10, с. 316].
Важнейшим элементом бюджета является его доходная часть.
Доходы
бюджета – часть
Материальной
основой доходов бюджета
Основными источниками денежных средств, поступающих в государственный бюджет, являются налоги, государственные займы, эмиссия денег.
Соотношение между ними может быть разное, в зависимости от экономической ситуации в стране, от степени остроты экономических, социальных и других противоречий, от состояния финансов и финансовой политики государства.
Наряду с налогами, важная роль в формировании централизованного фонда денежных средств принадлежит государственным займам.
На современном этапе под влиянием значительного увеличения размера бюджетного дефицита, разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают до 10 % всех его расходов.
Роль этого вида доходов увеличивается в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов в государственном бюджете приближается, а иногда даже превышает налоги.
Наряду с внутренними займами, в доходную часть бюджета включаются внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные органы власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и, нередко, используются для покрытия дефицита государственного бюджета.
В
хозяйственной практике существует
два пути получения внутренних займов:
у широких слоев населения
путем свободной продажи
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, иногда государство может прибегнуть к эмиссии бумажных денег. Это источник финансовых ресурсов является самым непопулярным, так как ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, которое приводит к инфляционным процессам.
В связи с этим развитые зарубежные государства стараются не прибегать к прямому использованию эмиссии – наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств. Эмиссия денег заменяется выпуском займов. Однако если государственные займы, превращаются их владельцами в наличные, то они выступают побудителем инфляции.
Расходы
бюджета представляют собой затраты,
возникающие в связи
Бюджетные
расходы могут
Текущие
расходы представляют собой часть
расходов бюджета, обеспечивающие функционирование
органов государственной
Капитальные расходы бюджета – денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Это
расходы, предназначенные для инвестиций
в действующие и вновь
Ведомственная
классификация позволяет
Классификация расходов по целевому назначению позволяет осуществлять контроль за использованием бюджетных ассигнований по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств.
Территориальная классификация расходов осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления в Республике Беларусь на расходы республиканского бюджета, местных бюджетов.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. В этом случае расходы подразделяются на следующие крупные раздела:
1. государственное управление и местное самоуправление;
2. судебная власть;
3. международная деятельность;
4. национальная оборона;
5.
правоохранительная
6.
фундаментальные исследования
7. промышленность, энергетика, строительство;
8.
сельское хозяйство и
9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10.
транспорт, дорожное хозяйство,
11.
жилищно-коммунальное
12. образование;
13.
здравоохранение физическая
14. культура, искусство и кинематография;
15. обслуживание государственного долга;
16. средства массовой информации;
17.
финансовая помощь бюджетам
18. целевые бюджетные фонды;
В 2009 году в Республике Беларусь сформированы следующие целевые бюджетные фонды:
республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
республиканский дорожный фонд;
республиканский фонд охраны природы;
фонд национального развития;
фонд
организации сбора (заготовки) и
использования отходов в
фонд универсального обслуживания;
инновационные фонды [14].
19.
пополнение государственных
20. социальная политика;
21. прочие расходы.
Информация о работе Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании