Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является раскрытие сущности и определения роли бюджета Республики Беларусь в регулировании экономики.
Для достижения данной цели при написании работы ставились следующие задачи:
раскрыть сущность, содержание, значение бюджета;
определить состав, структуру доходов и расходов бюджета;
провести анализ структуры расходов бюджета Республики Беларусь;
определить и сформулировать основные пути оптимизации расходов бюджета.

Содержание

ВведениЕ
4-5
1 Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны

1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета
6-7
1.2. Функции государственного бюджета 7-10
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ РУГУЛИРОВАНИИ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов государственного бюджета, их состав
11-16
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь как основной механизм решения социально-экономических
задач страны

16-31
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
32-39
заключение 40-43
список использованных источникоВ

Работа состоит из  1 файл

Чущнось гос бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)
 

       Примечание. Источник: собственная разработка

       На  строительство жилья в 2008 году использовано 54870,0 млрд. руб. инвестиций, что составляет 120,9% к уровню 2007 года и 17,9% к общему объему инвестиций в основной капитал.

       Перед строительным комплексом республики стоят задачи по значительному увеличению объемов жилищного строительства, созданию современных производств в сжатые сроки, повышению конкурентоспособности и расширению рынка сбыта строительной продукции, развитию производственной и социальной инфраструктуры. В 2009 году в Беларуси должно быть построено 5,7 миллионов квадратных метров жилья.

       Обеспечение динамичного развития строительства  должно основываться на базе создания современных энергоэффективных  и ресурсоэкономичных, экологически чистых зданий и сооружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках строительных материалов, не уступающих по своему качеству уровню европейских стран на основе инновационно-технологического обновления отрасли.

       В общей структуре расходов бюджета в настоящее время  достаточно низкое место по доле расходов занимают расходы на охрану окружающей среды, причем, в анализируемый период наметилась тенденция к сокращению этого вида расходов в общей сумме расходов бюджета при одновременном росте этих расходов в реальном выражении. Так, в 2005 году охрана окружающей среды была профинансирована в сумме 384,6 млрд. руб., что составило 1,3% в расходах бюджета и 0,6% в ВВП. В 2006 году расходы на охрану окружающей среды составили 460,3 млрд. руб., в общей сумме расходов 1,2%, в ВВП 0,6%. В 2007 году в реальном выражении расходы на охрану окружающей среды составили 537,8 млрд. руб., а в общей сумме расходов их доля снизилась до 1,1%, оставшись в ВВП на уровне 0,6%. В 2008 году расходы на охрану окружающей среды составили 566,5 млрд. руб. В 2009 году предполагается, что этот вид расходов составит 620,8 млрд. руб., что составит 0,8% в общей сумме расходов и 0,4% в ВВП.

       Завершая  исследование расходов государственного бюджета в части механизма  решения экономических и социальных задач следует назвать следующие основные приоритеты его расходов:

       - обеспечение неуклонного повышения  заработной платы работников  бюджетной сферы соизмеряя его  сростом валового внутреннего  продукта;

       - финансирование национальных приоритетов,  установленных Программой социально-экономического развития: социальная поддержка граждан, здравоохранение, жилье, продовольствие и государственных программ;

       - обеспечение необходимыми ресурсами   дополнительных расходов бюджета  в связи с ростом цен на  импортируемые в республику энергоносители.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БУДЖЕТА

       Бюджетная политика должна обеспечивать устойчивость и сбалансированность бюджетов при  полном выполнении бюджетных обязательств. Необходима концентрация финансовых ресурсов в первую очередь на приоритетных государственных программах. Это позволит выполнять гарантированные государством социальные обязательства перед гражданами, не допуская дестабилизирующего воздействия на реальный сектор экономики.

       Благодаря принятию Бюджетного кодекса Республики Беларусь, совершенствование бюджетных  отношений будет осуществляться в первую очередь путем организационно-правовых изменений на основе применения на практике норм кодекса и реализации его положений в ряде подзаконных актов, регулирующих бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы и в сфере межбюджетных отношений.

       Это создаст необходимые условия  для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения прозрачности процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов, повышения результативности бюджетных расходов.

       Однако  необходима и реализация других мер, направленных на дальнейшее совершенствование  бюджетной системы и бюджетного процесса.

       Создание эффективной системы управления государственными финансами должна проводиться по следующим направлениям:

       совершенствование межбюджетных отношений;

       формирование  реестра расходных обязательств бюджетов (перечня нормативных правовых актов и расходов на их реализацию);

       оптимизация состава распорядителей бюджетных  средств, исходя из выполнения ими государственных  функций.

       Объективная необходимость совершенствования  государственных расходов объясняется  тем, что без повышения эффективности  их использования Правительство не сможет упростить систему налогообложения и снизить общую налоговую нагрузку.

       Чтобы добиться наиболее рационального использования  государственных средств, требуется  как можно точнее определить их отдачу, сопоставить с точки зрения издержек и выгод.

       Чёткие  процедуры оценки соизмерения затрат и результатов способны служить альтернативой принятия решений, а также планирования предстоящих расходов «от достигнутого уровня», когда затраты определяются не столько соображениями рациональности, сколько ранее сложившимися пропорциями. Планирование расходов «от достигнутого» чревато двоякого рода опасностями. Bo-первых, возникает тенденция к многократному повторению однажды допущенных ошибок. Во-вторых, даже если в прошлом структура расходов была близка к оптимуму, ее чрезмерно длительная консервация неизбежно приходит в противоречие с меняющимися потребностями и новыми возможностями.

       Планирование  расходов «от достигнутого уровня»  более или менее приемлемо, когда  общество в высокой степени удовлетворено состоянием государственного сектора и при этом само не находится в процессе глубоких перемен. Чем глубже и интенсивнее сдвиги в объективных условиях развития государственного сектора и запросах, которые он призван удовлетворять, чем настоятельнее потребности в реформировании самого этого сектора, тем менее допустимо полагаться на прежние образцы. В центр внимания выдвигается поиск альтернативных вариантов использования государственных cpедств и сравнение этих вариантов между собой с целью выбора оптимального, в наибольшей степени отвечающего требованиям эффективности.

       Рациональность  государственных расходов определяется их экономичностью, результативностью  расходования средств.

       Экономичность характеризует затратную сторону  эффективности. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками. Экономичность означает отсутствие расточительности, то есть вовлечения в государственный сектор избыточных ресурсов, создания излишних запасов, оплаты компонентов затрат по ценам, превышающим минимальные и т. П.

       Результативность  характеризует соответствие государственных  расходов и достигаемых с их помощью  результатов конкретным целям, которым  в том или ином случае призван служить государственный сектор.

       Очевидно, что экономичность и результативность теснейшим образом связаны между  собой и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой  долей условности. Ведь по сути они  выражают лишь различные аспекты, стороны эффективности расходов. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, а она в свою очередь приводит к должной результативности.

       В настоящее время прямое финансирование из государственного бюджета получает ряд отраслей: сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, связь, транспорт, энергетика. Дополнительно отрасли экономики финансируются из целевых бюджетных фондов.

       В целях обеспечения отраслям экономики  равного доступа к бюджетным  ресурсам и создания интегрированной расходной части бюджета целесообразно отказаться от резервирования средств в целевых отраслевых фондах.

       Упразднение целевых фондов (кроме социальных) позволит сформировать интегрированную  структуру бюджета, предотвратить  распыление средств и усилить приоритетность при определении направлений использования бюджетных ресурсов [9, с.276].

       Стратегические  направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального  эффекта проводимых мероприятий  как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов вопросы приоритетности расходов становятся чрезвычайно актуальными.

       Реализация  мер по снижению налоговой нагрузки на экономику потребует принятия адекватных мер по сокращению объемов перераспределяемых государством ресурсов. В этой связи на долгосрочную перспективу ключевой задачей бюджетной политики становится повышение эффективности расходования бюджетных средств.

       Для ее решения целесообразно:

       1. Обеспечить реализацию на практике  программно-целевого метода бюджетного  планирования на всех уровнях  бюджетной системы Республики  Беларусь. Необходимо напрямую связать  осуществление государственных  расходов с достижением конкретных результатов. Основой для планирования бюджета должны стать программы. Необходимо пересмотреть порядок разработки программ и усилить ответственность государственных органов за их эффективную  реализацию. Достижение поставленных задач должно обеспечиваться с максимально возможной экономией бюджетных средств.

       В этом направлении на сегодняшний  день уже сделан шаг. При формировании бюджета на 2009 год впервые внедрена программная классификация расходов бюджета с раздельным отражением всех расходов, предусмотренных по утвержденным программам. Программная классификация позволило группировать расходы по крупным стратегически важным программам и вести отдельный учет по программам, принятым в их развитие. Перечень бюджетных программ, представленный в Законе о бюджете на 2009 год, включает одну президентскую, 47 государственных народнохозяйственных и социальных программ, 12 специальных программ. Общий объем средств, предусмотренный в бюджете на их финансирование, составляет 8,5 трлн. Рублей (без учета средств на государственную инвестиционную программу и государственного Фонда социальной защиты населения), или 21 процент расходов республиканского бюджета [8].

       2. Сформировать систему мониторинга  эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным предприятиям.

       3. Обеспечить внедрение долгосрочных  и ведомственных целевых программ, заданий и многолетних контрактов  на республиканском и местном  уровнях.

       4. Ускорить процесс реструктуризации сети бюджетных учреждений.

       5. Осуществление перехода бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Республики Беларусь к среднесрочному  финансовому планированию  должно  стать реальным шагом на пути  к повышению эффективности расходов  бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

       6. В целях обеспечения максимальной  сбалансированности бюджета на фоне значительных социальных расходов необходимо ограничить другие расходы бюджета, прежде всего связанные с содержанием бюджетных организаций. 

       Проведенный в работе анализ приоритетов расходов бюджета за 2005-2009 гг. показал, что основная доля расходов принадлежит расходам на социальную сферу.

       В долгосрочной перспективе курс на социальную направленность бюджета будет неминуемо  сохранен. Значительную часть в бюджете  составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

       Наряду  с этим, необходимо обоснованное принятие социальных программ, требующих значительного  бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, а также дальнейшее развитие системы именно адресной социальной помощи.

       Одной из наиболее серьезных проблем является обеспечение сбалансированности пенсионной системы, что связано с ростом численности пенсионеров в стране. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Информация о работе Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании