Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Система управления финансами 5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами 9
1.3 Эффективная организация финансовой системы 17
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ 20
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами 20
2.2 Основные правовые акты 23
2.3 Направления развития правовой системы управления финансами в РФ 27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 29
3.1 Общая характеристика органов управления финансами 29
3.2 Высшие органы управления финансами 32
3.3 Региональные и местные органы управления финансами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КР11.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     К объектам управления финансами относят  сферы финансовых отношений: государственные  финансы (бюджеты разных уровней, государственные  внебюджетные социальные фонды, государственный  кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. [10]

     Финансовая  политика должна строиться на научно обоснованной концепции, включающей стратегические и тактические финансовые цели и задачи, которые ставятся и разрабатываются соответствующими органами стратегического управления.

     Финансовое  право предполагает правовое законодательное  и нормативно-правовое обеспечение  функционирования финансов и субъектов управления ими, финансовой политики и финансового механизма. Нормы финансового права закрепляют их легитимность и юридически оформляют систему финансов и ее звенья. [12]

     Инструментом  управления финансами служит финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства.

     В системе управления финансами обычно выделяют стратегическое, тактическое  и оперативное управление, различающиеся  характером и сроками. Стратегическое финансовое управление осуществляется общим высшим руководством страны и  организаций в процессе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов социально-экономического развития общества и предприятия, долгосрочных целевых федеральных, инвестиционных и иных программ и корпоративных проектов, в ходе планирования направлений совершенствования и оздоровления публичных и частнохозяйственных финансов.  Тактическое и оперативное управление финансами представляет собой текущую деятельность специальных органов управления, направленную на выполнение экономических, социальных и финансовых прогнозов и программ (проектов) с целью получения максимально возможного эффекта при минимальных затратах ресурсов. [9] 

     1.2 Основные методы управления финансами 

     К основным методам управления финансами  относятся следующие:

     - финансовый анализ;

     - планирование финансовых ресурсов  и финансовой деятельности;

     - финансовое прогнозирование;

     - оперативное регулирование финансов;

     - контроль, за состоянием финансов.

     Финансовый  анализ проводится в целях формирования информации для принятия управленческих решений, в области финансов исходя из сложившейся ситуации.

     Управленческие  решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с  этим должна быть достаточно полной и  достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности.

     Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение  между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

     Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это: определение  объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

     Под планированием следует понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов (система).

     Финансовое  планирование на уровне государства и его субъектов представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования.

     Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы.  Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному бюджету, субъектов Федерации, органов местного самоуправления).

     Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

     Наряду  с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

     На  общегосударственном и территориальном  уровнях в систему финансового  планирования включается разработка и  реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также  балансов движения доходов и расходов населения.

     Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год – это год, на который составляют бюджет; следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

     Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

     Для финансового планирования особое значение имеет прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

     Финансовое  прогнозирование – это, прежде всего  обоснование финансовых планов, предвидение  финансового положения на тот  или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

     Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности  в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом  и одновременно этапом в выработке  финансовой политики. [11]

     В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделяют следующие: методы экспертных оценок; метод обработки  пространственных и временных совокупностей;  методы ситуационного анализа и  прогнозирования, в том числе  методы имитационного моделирования, модели роста; методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

     Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих  субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

     Выделяют  различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, краткосрочные  и долгосрочные.

     Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.

     Текущие финансовые планы разрабатываются  с учетом прогнозных тенденций и  в конечном итоге принимают форму  баланса доходов и расходов предприятия, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

     Главными  функциями текущего планирования являются: определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления  производственной деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных проектов; планирование себестоимости и реализации продукции; планирование денежных потоков;  планирование денежных потоков; планирование прибыли от деятельности предприятия в целом; планирование доходности инвестиций.

     Долгосрочные  и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

     Выделяют следующие этапы финансового планирования:

     - исследование финансовых результатов  деятельности предприятия;

     - разработка прогнозных вариантов  финансовых отчетов на основе  изменения оперативных планов;

     - определение конкретной потребности  предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий. [14]

     Финансовое  регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию  всех аспектов финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются: налоги и неналоговые платежи  в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.

     Прямое  влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

     К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное  налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

     Среди смешанных форм финансового воздействия  выделяются: местные налоги, система  неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

     Оперативное управление финансами связано с  осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений