Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Система управления финансами 5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами 9
1.3 Эффективная организация финансовой системы 17
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ 20
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами 20
2.2 Основные правовые акты 23
2.3 Направления развития правовой системы управления финансами в РФ 27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 29
3.1 Общая характеристика органов управления финансами 29
3.2 Высшие органы управления финансами 32
3.3 Региональные и местные органы управления финансами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
-
обеспечивает исполнение
-
разрабатывает с участием
-
принимает участие в работе
по совершенствованию
-
разрабатывает предложения по
формированию и развитию
-
разрабатывает проекты
- управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ. [5]
Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации; управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. [6]
Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:
-организация и
осуществление контроля за
-определение
-
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов,
-
регулярное предоставление
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.
Деятельность
налоговых органов
Задачи контроля со стороны налоговых органов: выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли; изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.
Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней.
МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.
Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.
МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.
Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности предприятия, тематические.
Методы проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки.
Федеральная служба налоговой полиции.
Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Органы налоговой полиции полномочны: производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов; по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции". [7]
Государственный таможенный
-
проведение налоговых проверок
по налогам, взимаемым
-
проверка документов, связанных
с исчислением и уплатой
-
приостановление операций
-
взимание недоимок по налогам,
а также сумм штрафов,
На уровне хозяйствующего
3.3 Региональные
и местные органы управления
финансами
В
соответствии со ст. 77 Конституции РФ
субъекты Российской Федерации самостоятельно
устанавливают систему
Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.
В составе многих
региональных финансовых органов созданы
собственные территориальные
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета его управления, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. [8]
Существует четкая законодательно установленная система финансовых потоков, которая может существовать между двумя типами муниципальных образований: муниципальным районом и поселениями, расположенными в его границах:
- от бюджета муниципального района в бюджеты поселений: установление нормативов отчислений от доходов бюджетов района в бюджеты поселений; предоставление финансовой помощи и субвенций в связи с передачей поселениям полномочий органов МСУ муниципального района;
- от бюджета поселений в бюджет муниципального района: предоставление субвенций из бюджета поселения в бюджет района в связи с передачей районам своих полномочий и на решение вопросов межмуниципального характера.
Предоставление
При
этом к исполнению дотационных местных
бюджетов (а также бюджетов недотационных
муниципальных образований, расположенных
на территории региона, получающего
финансовую помощь из федерального бюджета)
привлекаются органы федерального казначейства
и региональных казначейств. Нередко местные
финансовые органы выступают филиалами
финансовых органов субъектов Российской
Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Резюмируя все вышесказанное, можно подвести следующие итоги:
1.
Финансовая система является
одним из составных элементов
макросистем. Ее существование
объективно обусловлено
2.
Финансовая система
Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений