Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Система управления финансами 5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами 9
1.3 Эффективная организация финансовой системы 17
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ 20
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами 20
2.2 Основные правовые акты 23
2.3 Направления развития правовой системы управления финансами в РФ 27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 29
3.1 Общая характеристика органов управления финансами 29
3.2 Высшие органы управления финансами 32
3.3 Региональные и местные органы управления финансами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КР11.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     - обеспечивает исполнение федерального  бюджета, а так же государственных  федеральных внебюджетных фондов;

     - разрабатывает с участием Министерства  РФ по налогам и сборам, Федеральной  налоговой службы РФ предложения  по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

     - принимает участие в работе  по совершенствованию страховой  деятельности в стране;

     - разрабатывает предложения по  формированию и развитию финансового  рынка;

     - разрабатывает проекты программ  внешних заимствований РФ;

     - управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ. [5]

     Важным  подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

     Основными задачами органов Федерального казначейства являются:  организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;  управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;  краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;  управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. [6]

      Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным  Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

          -организация и  осуществление контроля за своевременным  использованием доходных и расходных  статей государственного бюджета,  бюджетов федеральных внебюджетных  фондов по объему и целевому назначению;

          -определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  средств федеральной собственности;

      - финансовая  экспертиза проектов  федеральных законов, нормативных  правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      - регулярное предоставление Совету  Федерации и Государственной  думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатов  проводимых контрольных мероприятий.

      Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

      Деятельность  налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса [4].

      Задачи  контроля со стороны налоговых органов: выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли; изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

      Налоговые органы обязаны вести  в установленном  порядке учет налогоплательщиков, проводить  разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней.

      МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные  с осуществлением им валютного контроля.

      Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.

      Единая  централизованная система налоговых  органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам и его территориальных  органов.

      МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству  РФ.

      Управления  МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.

      Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности предприятия, тематические.

      Методы  проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные  проверки.

      Федеральная служба налоговой полиции.

      Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

      Органы  налоговой полиции полномочны: производить  в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам  о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов; по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции". [7]

         Государственный таможенный комитет  РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:

      - проведение налоговых проверок  по налогам, взимаемым таможенными  органами;

      - проверка документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов,  взимаемых налоговыми органами;

      - приостановление операций налогоплательщиков  по счетам в банках при неисполнении  или ненадлежащем исполнении  ими таможенного законодательства;

      - взимание недоимок по налогам,  а также сумм штрафов, предусмотренным  налоговым законодательством [4].

                На уровне хозяйствующего субъекта  организационная структура управления  финансами определяется его высшим  руководством и зависит, прежде  всего, от размеров предприятия   и видов его деятельности. Крупные  компании соответственно имеют  хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. 

     3.3 Региональные  и местные органы управления  финансами 
     

     В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов РФ может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах – как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы). [3]

          Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

          В составе многих региональных финансовых органов созданы  собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных  функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим  бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов РФ и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ, субъекты Российской Федерации, не получающие помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в, то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

          Представительные  органы местного самоуправления принимают  решения об утверждении местного бюджета и отчета его управления, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению  муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. [8]

          Существует четкая законодательно установленная система  финансовых потоков, которая может  существовать между двумя типами муниципальных образований: муниципальным  районом и поселениями, расположенными в его границах:

          - от бюджета муниципального района в бюджеты поселений: установление нормативов отчислений от доходов бюджетов района в бюджеты поселений; предоставление финансовой помощи и субвенций в связи с передачей поселениям полномочий органов МСУ муниципального района;

          - от бюджета поселений в бюджет муниципального района: предоставление субвенций из бюджета поселения в бюджет района в связи с передачей районам своих полномочий и на решение вопросов межмуниципального характера.

          Предоставление финансовой помощи бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов является наиболее значимым финансовым потоком на муниципальном уровне. Финансовая помощь бюджетам поселений из бюджета муниципального района может предоставляться в форме: дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений, иных дотаций, субсидий.

     При этом к исполнению дотационных местных  бюджетов (а также бюджетов недотационных  муниципальных образований, расположенных  на территории региона, получающего  финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Управление  финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

      В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

      Резюмируя все вышесказанное, можно подвести следующие итоги:

     1. Финансовая система является  одним из составных элементов  макросистем. Ее существование  объективно обусловлено наличием  товарно-денежных отношений. Если  рассматривать ее в широком  смысле слова, то она включает в себя и денежно-кредитные отношения, хотя последние имеют свою специфику.

     2. Финансовая система многоуровневая. Это финансы предприятий, субъектов  республики, самой республики. Их  образование, распределение и  использование должно соответствовать  экономическим интересам указанных субъектов. В противном случае она будет не сбалансирована, что приведет к экономической нестабильности.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений