Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Система управления финансами 5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами 9
1.3 Эффективная организация финансовой системы 17
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ 20
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами 20
2.2 Основные правовые акты 23
2.3 Направления развития правовой системы управления финансами в РФ 27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 29
3.1 Общая характеристика органов управления финансами 29
3.2 Высшие органы управления финансами 32
3.3 Региональные и местные органы управления финансами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КР11.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     - между финансовыми, налоговыми  органами и физическими лицами  по поводу уплаты налоговых  и других обязательных платежей  в бюджет и государственные  внебюджетные фонды, а также  предоставления организациям и  получения домашними хозяйствами социальных трансфертов и социальных страховых выплат из внебюджетных фондов;

     - между органами государственной  власти, ее структурами и хозяйствующими  субъектами по поводу формирования  и использования государственных  финансовых резервов (Резервного Фонда национального благосостояния, валютных резервов РФ);

     - между Банком России, другими  органами государственного надзора  и коммерческими банками, страховыми  организациями, профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  по поводу государственного банковско-кредитного, страхового регулирования  и регулирования фондового рынка;

     - между организациями по поводу  выполнения хозяйственно-финансовых  договоров и разрешения хозяйственно-финансовых  споров, в том числе в судебном  порядке;

     - между организациями и их работниками по поводу соблюдения трудового законодательства, включая закон о минимальной оплате труда;

     - между федеральными или региональными  органами государственной власти  и природопользователями, включая  землепользователей, по поводу соблюдения соответствующего законодательства в части платности природных ресурсов и охраны окружающей среды;

     - между членами семьи по поводу  разрешения финансовых споров, дарения  и наследования денежных средств  и ценных бумаг. 

     2.2 Основные правовые акты 

     Конкретные  правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает  в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

     Финансово-правовые акты – это, принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия, решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

     По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на: нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращенный к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

     По  юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к  которым относятся законы, принимаемые  Государственной Думой РФ, а также  законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

     Характерная особенность финансово-правовых актов  – это наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

       Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в ст. 35 — право частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе. [3]

     Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ. [1]

      Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений. [4]

  В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и др.

     Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового  регулирования финансовых отношений  в сфере государственных и  муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

     Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

     На  основании постановлений Правительства  РФ осуществляется правовое регулирование  процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в РФ, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». [15]

    2.3 Направления  развития правовой системы управления  финансами в Российской Федерации 

     Сегодня в сфере взаимодействия мировой  экономики и финансов возникает  целый спектр новейших проблем, связанных  с несовершенством правовой системы  управления финансами. Многие российские финансово- правовые нормы и институты  оказались неэффективными при их применении в новейших финансово-правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система.

     Можно выделить несколько основных направлений  развития правовой системы управления финансами в РФ:

     - внедрение международно-правовых норм о финансовой дисциплине и финансовом контроле. Принятие Федерального закона "О финансовом контроле в РФ" позволило бы использовать международные стандарты финансового контроля. Правительство РФ смогло бы обеспечить конституционные, экономические, общественные условия налоговой политики, федеративные налогово-бюджетные отношения, управление финансовым рынком, валютное регулирование и валютный контроль –  важнейшие механизмы реализации государственной финансовой политики во внутренней и внешней финансовой среде;

     - развитие правового регулирования  финансового рынка и страхования  всех видов финансовых рисков  в РФ;

     - привязка российского финансового  законодательства к требованиям  международного валютного, кредитного, денежного и торгово-расчетного  оборота (создание множественности взаимоконтролируемых финансовых институтов и организаций, помимо ЦБ РФ и коммерческих банков);

     - упорядочению правовых требований  к банковской системе РФ, страхованию  банковских рисков, устойчивости  государственных и частных гарантий исполнения кредитных обязательств;

    - совершенствование налоговой политики  РФ.

    Определенные  этапы развития происходят уже в  настоящее время. В частности, в  стадии одобрения и принятия находятся  «Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», которые разработаны Минфином России и являются ориентиром для подготовки, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Сами  по себе «Основные направления налоговой  политики» не являются нормативным правовым актом, но на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Все это приводит к увеличению открытости и прогнозируемости налоговой политики государства.

    Приоритеты  Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, – создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. При этом нельзя не учитывать негативные последствия экономического кризиса, падение темпов экономического роста. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики. [15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ  В РФ 

     3.1 Общая характеристика органов  управления финансами 

     В Российской Федерации управление финансами  осуществляется аппаратом управления финансами, под которым понимается совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами.

     Структура аппарата управления финансами в  Российской Федерации по уровням  управления следующая (см. Приложение 2).

     На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансами представлен:

     - комитетами и комиссиями в Государственной Думе и Совете Федерации;

     - аппаратом Президента Российской  Федерации;

     - федеральными министерствами, руководство  которыми осуществляет Правительство  Российской Федерации;

     - федеральными службами и федеральными  агентствами, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба);

     - Центральным банком Российской  Федерации;

     - федеральными службами и федеральными  агентствами, подведомственными  федеральным министерствам: Министерству финансов Российской Федерации (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство); Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений