Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Система управления финансами 5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами 9
1.3 Эффективная организация финансовой системы 17
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ 20
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами 20
2.2 Основные правовые акты 23
2.3 Направления развития правовой системы управления финансами в РФ 27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 29
3.1 Общая характеристика органов управления финансами 29
3.2 Высшие органы управления финансами 32
3.3 Региональные и местные органы управления финансами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КР11.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     Важнейшее направление деятельности руководящих  органов управления финансами –  это выработка и осуществление  государственной политики, и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.

     На  уровне субъекта Российской Федерации  аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне федеральных органов исполнительной власти.

     Органы  законодательной власти субъектов  Российской Федерации рассматривают  и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции:

     - о введении региональных налогов  и сборов в соответствии с  перечнем, установленным Налоговым  кодексом Российской Федерации;

     - о бюджете субъекта Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период;

     - отчет об исполнении бюджета  субъекта Российской Федерации;

     - о бюджете территориального фонда  обязательного медицинского страхования  на очередной финансовый год  и плановый период;

     - отчет об исполнении бюджета  территориального фонда обязательного медицинского страхования;

     - о мерах государственной финансовой  поддержки организаций и отраслей  региональной экономики и другое.

     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за: выработку  финансовой политики региона; составление проекта бюджета субъекта Российской Федерации; организацию его исполнения; разработку программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона; осуществление государственных заимствований субъектом Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают  систему региональных органов государственной  власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.

     Принципиально такая же, как и на субъектном уровне, схема аппарата управления финансами на местном (муниципальном) уровне.

     Представительные  органы местного самоуправления принимают  решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения  по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.

     Исполнительные  органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта и исполнение утвержденного местного бюджета, а  также составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования. Как правило, в составе исполнительных органов местного самоуправления действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.

     Право на формирование и исполнение местных  бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции РФ.

     Управление  финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления, которые определяют финансовую стратегию  организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляет руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, которые разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.

     Наибольшую  специфику управления финансами  по сравнению с другими некоммерческими  организациями имеют бюджетные  учреждения. Финансовые планы –  сметы доходов и расходов бюджетных учреждений – утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решения которых во многом зависит финансовое состояние учреждения и которые фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности.  

3.2 Высшие органы управления финансами 

     В соответствии с Конституцией РФ общее  управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные  органы власти.

     Управление  финансами осуществляется Федеральным  Собранием в процессе: рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах и обязательных платежах; рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении; установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны.

     Важное  место в управление финансами  занимают Президент РФ и Правительство  РФ.

     В области управления финансами Президент  РФ осуществляет следующие функции: вносит в Государственную Думу законопроекты  по финансово-бюджетным вопросам; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу; издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране;  использует средства резервного фонда, предусмотренного в Федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ; назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

     Правительство РФ в области управления финансами  выполняет следующие функции:

     - разрабатывает, представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и  обеспечивает его исполнение; представляет  Государственной Думе отчет об  исполнении федерального бюджета;

     - обеспечивает проведение в Российской  Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики;

     - обеспечивает проведение в Российской  Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии;

     - издает постановления и распоряжения  по текущим финансовым вопросам  и обеспечивает их исполнение;

     - организует, регулирует, контролирует  и координирует деятельность  по оперативному государственному  управлению финансами в Российской  Федерации.

     Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы Российской Федерации – звенья единой системы государственного управления финансами России.

     Финансовые  органы Российской Федерации включают:

      - Министерство финансов РФ;

     - финансовые органы в субъектах  РФ (министерства финансов республик  в составе Российской Федерации;  финансовые управления, департаменты  и другие органы управления  финансами в краях, областях, городах  федерального значения, автономной  области, автономных округах);

     - финансовые органы муниципальных  образований (муниципальных районов,  городских округов, внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга, городских и  сельских поселений).

     Финансовые  органы Российской Федерации действуют на единых принципах финансово-бюджетного планирования и финансирования.

     Министерство  Финансов РФ – это федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной  финансовой политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране. В целях обеспечения единой государственной финансовой политики Минфин РФ направляет деятельность министерств финансов республик и финансовых органов субъектов РФ на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий.

     Министерство  финансов РФ осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

     Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

     - вносит в Правительство РФ  проекты федеральных законов,  нормативно-правовых актов и другие  документы по вопросам, относящимся  к установленной сфере ведения  Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб;

     - принимает нормативные правовые  акты по вопросам в установленной  сфере деятельности Министерства  и подведомственных федеральных  служб.

     Основными задачами Минфина РФ являются:

     - разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

     - составление проекта и исполнение  федерального бюджета;

     - обеспечение устойчивости государственных  финансов и их активного воздействия  на социально-экономическое развитие  страны, эффективность хозяйствования, а тж. осуществление мер по развитию финансового рынка;

     - концентрация финансовых ресурсов  на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  РФ и ее регионов, целевое финансирование  общегосударственных потребностей;

     - разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

     - осуществление финансового контроля  за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

     Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

     - участвует в работе по составлению  долговременных и кратковременных  прогнозов функционирования экономики,

     - совместно с федеральными органами  исполнительной власти определяет  потребность в государственных  централизованных ресурсах,

     - подготавливает предложения о  распределении их между федеральным  бюджетом и государственными  федеральными внебюджетными фондами;

     - организует работу по составлению  проекта федерального бюджета,  прогноза консолидированного бюджета  РФ,

     - разрабатывает проекты нормативов  отчислений от федеральных налогов,  сборов, размеров дотаций и субвенций  из федерального бюджета в  бюджеты субъектов Федерации;

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений