Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Система управления финансами 5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами 9
1.3 Эффективная организация финансовой системы 17
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ 20
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами 20
2.2 Основные правовые акты 23
2.3 Направления развития правовой системы управления финансами в РФ 27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 29
3.1 Общая характеристика органов управления финансами 29
3.2 Высшие органы управления финансами 32
3.3 Региональные и местные органы управления финансами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
В
настоящее время с
Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.
Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.
Результативность финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.
В
Российской Федерации органы налогового
и таможенного контроля, Счетная
палата имеют отдельные полномочия
в части применения санкций в отношении
лиц, грубо нарушающих законность и финансовую
дисциплину, наносящих государству прямой
ущерб. [11]
1.3
Эффективная организация
Финансовая система базируется на следующих разделах:
-
организации финансовых
-
налоговой политике
-
трансфертной и кредитной
Существует множество теорий об организации эффективной финансовой системы. Но все они могут остаться только теоретическими рассуждениями, ведь эффективность финансовой системы проверяется только во время экономических революций, реформ и т.д. Финансовый кризис 2008 г. стал своеобразным катализатором проверки эффективности финансовых систем национальных экономик и способности государства своевременно реагировать на изменившуюся экономическую ситуацию.
Какие меры были приняты государством РФ для стабилизации финансовой системы и как эффективно они сработали?
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
-
меры налогово-бюджетного
- снижение налогового бремени — 220 млрд. рублей;
- поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;
-
меры налогово-бюджетного
-
приобретение жилья для
По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора»
На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового сектора направилось 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей. Кроме того в 2008г. Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы
В
частности поправки разрешают размещать
средства Фонда национального
2
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
2.1
Понятие финансового права и
его роль в управлении
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предметом финансового права являются управленческие отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также их деятельности по контролю над соблюдением установленного порядка образования, распределения и использования негосударственных финансовых ресурсов в целях обеспечения стабильности финансовой системы страны и тем самым решения всех стоящих перед государством задач, в том числе и задач охраны прав граждан.
Основной
метод финансово-правового
Основные задачи и роль финансового права:
1)
Повышение роли финансовой
2)
Совершенствование финансового
контроля, в том числе укрепление
вертикального финансового
3) Совершенствование финансового законодательства:
-
устранение пробелов, приведение
законодательства в стройную
и понятную систему. Упрощение
(в пределах возможного и
- совершенствование налогового законодательства, стимулирующее рост и увеличивающее поступления в казну;
-
совершенствование бюджетного
Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом – это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется институт налогов.
Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, то есть отношения государственного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируется и страховое дело. К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятельность, и банковский кредит. К финансовому праву относятся также и нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг. [13]
В России финансовые правоотношения в зависимости от субъекта финансового права делят на следующие группы:
-
между Российской Федерацией, ее
субъектами и муниципальными
образованиями при
- между финансовыми, налоговыми органами и юридическими лицами при формировании доходной части бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов, финансировании организаций и домашних хозяйств из бюджетов и внебюджетных фондов в форме ассигнований, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов, оплате государственных (муниципальных) заказов;
-
между государственными или
- между государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и их собственниками при формировании уставного капитала, формировании, распределении и использовании полученного дохода, при распределении ответственности по обязательствам между унитарным предприятием и его учредителем;
-
между профессиональными
Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений