Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;
- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;
- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;
- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;
- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;
- отметить основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации;
- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Система управления финансами 5
1.2 Основные задачи и методы управления финансами 9
1.3 Эффективная организация финансовой системы 17
2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ 20
2.1 Понятие финансового права и его роль в управлении финансами 20
2.2 Основные правовые акты 23
2.3 Направления развития правовой системы управления финансами в РФ 27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 29
3.1 Общая характеристика органов управления финансами 29
3.2 Высшие органы управления финансами 32
3.3 Региональные и местные органы управления финансами 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

КР11.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     Оперативное управление финансами – главная  функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

     Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Финансовый контроль, с одной стороны –  одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

     Финансовый  контроль представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением  финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

     С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий  по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

     В настоящее время с государственным  финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:  внутрифирменным контролем; контролем коммерческих банков за организациями;  независимым аудиторским контролем.

     Конечные  цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

     Если  главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

     Объектом  финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.

     Предметом финансового контроля выступают  различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

     Результативность  финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

     В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная  палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб. [11] 

     1.3 Эффективная организация финансовой  системы 

     Финансовая  система базируется на следующих разделах:

     - организации финансовых потоков,  которые обеспечивают наиболее эффективное использование денежных средств государства в интересах населения. Основные принципы – гласность в бюджетной сфере, единообразие методической базы, полнота всех поступлений в бюджет, единство кассы, осторожность в прогнозировании, достоверность отчетных сведений.

     - налоговой политике государства.  Чрезмерный упор на федеральные  налоги порождает в немалой  степени ущербность отечественной  налоговой системы и, в частности,  порождает необходимость распределения  финансовых ресурсов между уровнями власти. В настоящее время в России сложилась трехуровневая бюджетная система как следствие административно-территориального устройства страны. Основным ее звеном по объему собираемых средств являются федеральные налоги. Они-то и являются главным объектом распределения между уровнями власти, поскольку, кроме прочего, возможно, отследить их территориальное происхождение

     - трансфертной и кредитной политике  государства

     Существует  множество теорий об организации  эффективной финансовой системы. Но все они могут остаться только теоретическими  рассуждениями, ведь эффективность финансовой системы проверяется только во время экономических революций, реформ и т.д. Финансовый кризис 2008 г. стал своеобразным катализатором проверки эффективности финансовых систем национальных экономик и способности государства своевременно реагировать на изменившуюся экономическую ситуацию.

     Какие меры были приняты государством РФ для стабилизации финансовой системы  и как эффективно они сработали?

     В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.

     Меры  по поддержке реальной экономики, реализованные  в 2008 году:

     - меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей  — 272 млрд. рублей;

     - снижение налогового бремени  — 220 млрд. рублей;

     - поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;

     - меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд. рублей;

     - приобретение жилья для военнослужащих  и для социально уязвимых групп  населения — 32 млрд. рублей.

     По  оценке Всемирного банка, «это позволило  добиться стабилизации банковской системы  в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора»

     На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового сектора направилось 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей. Кроме того в 2008г. Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы

     В частности поправки разрешают размещать  средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках». [15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 

     2.1 Понятие финансового права и  его роль в управлении финансами 

    Финансовое  право – это совокупность юридических  норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

    Предметом финансового права являются управленческие отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также их деятельности по контролю над соблюдением установленного порядка образования, распределения и использования негосударственных финансовых ресурсов в целях обеспечения стабильности финансовой системы страны и тем самым решения всех стоящих перед государством задач, в том числе и задач охраны прав граждан

    Основной  метод финансово-правового регулирования  –  государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

    Основные  задачи и роль  финансового права:

    1) Повышение роли финансовой системы  в период развития рыночных отношений и укрепление государственной финансовой дисциплины, посредством разработки эффективных мер, направленных на предупреждение, пресечение и выявление нарушений в сфере финансового законодательства, а также принятие ряда законодательных решений по усилению дисциплины;

    2) Совершенствование финансового  контроля, в том числе укрепление  вертикального финансового контроля  в системе исполнительной власти, ужесточение санкций за незаконное  и нецелевое использование государственных; 

    3) Совершенствование финансового законодательства:

    - устранение пробелов, приведение  законодательства в стройную  и понятную систему. Упрощение  (в пределах возможного и допустимого)  нормативно-правовых актов в целях  доступности для понимания населением;

    - совершенствование налогового законодательства, стимулирующее рост и увеличивающее поступления в казну;

    - совершенствование бюджетного законодательства.

     Основной  рычаг государства по аккумуляции  денежных средств для обеспечения  функционирования государственной власти, да и общества в целом – это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется институт налогов.

     Кроме того, нормами финансового права  регулируются отношения в области  государственного кредита, то есть отношения  государственного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируется и страховое дело. К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятельность, и банковский кредит. К финансовому праву относятся также и нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг. [13]

     В России финансовые правоотношения в  зависимости от субъекта финансового  права делят на следующие группы:

     - между Российской Федерацией, ее  субъектами и муниципальными  образованиями при разграничении  бюджетных доходных (налоговых) и  расходных полномочий по уровням  бюджетной и налоговой систем, а также в процессе организации  межбюджетных отношений;

     - между финансовыми, налоговыми органами и юридическими лицами при формировании доходной части бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов, финансировании организаций и домашних хозяйств из бюджетов и внебюджетных фондов в форме ассигнований, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов, оплате государственных (муниципальных) заказов;

     - между государственными или муниципальными  финансовыми органами в процессе  реализации бюджетного процесса  на всех уровнях публичной  власти;

     - между государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и их собственниками при формировании уставного капитала, формировании, распределении и использовании полученного дохода, при распределении ответственности по обязательствам между унитарным предприятием и его учредителем;

     - между профессиональными участниками  финансового рынка, включая кредитный  рынок, и организациями и физическими  лицами в связи с уплатой  страховых взносов и получением  страховых возмещений, привлечением  финансовых, кредитных и инвестиционных ресурсов, их размещением и получением дохода;

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений