Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:38, курсовая работа
Правильность учета основных средств определяет предоставление достоверной и полной информации об основных средствах и их структуре. Данная информация необходима при анализе использования основных средств для разработки направлений более эффективного их использования, что является необходимым условием реализации основной цели предпринимательства – получение прибыли. В настоящее время, в период реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, которое происходит в условиях развития и становления рыночных отношений, особенно важно и актуально осознать для себя важность управленческого учета и его применения в российской действительности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учёта и анализа основных средств
1.1 Сущность основных средств как экономической категории и их роль в процессе производства
1.2 Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств
1.3 Международные стандарты бухгалтерского учета основных средств
1.4 Система показателей состояния и эффективности использования основных средств
1.5 Задачи анализа основных средств и источники информации
Выводы по главе 1
Глава 2. Бухгалтерский учёт основных средств на примере ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2 Основные экономические показатели организации, финансовое состояние и платежеспособность предприятия
2.3 Учет поступления основных средств
2.4 Учёт внутреннего перемещения основных средств
2.5 Учёт амортизации основных средств
2.6 Учет выбытия основных средств на предприятии
Выводы по главе 2
Глава 3. Анализ использования основных средств на примере ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
3.1 Анализ на предприятии ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
3.2 Пути совершенствования учёта основных средств на предприятии ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
Заключение
Список использованной литературы
Акт о приеме-сдаче
Применяется для оформления и учета
приема-сдачи объектов основных средств
из ремонта, реконструкции, модернизации.
Подписывается членами
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4)
Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а)
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б)
Применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:
- объекта основных средств - по форме № ОС-4;
- автотранспортных средств - по форме № ОС-4а;
- групп объектов основных
Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).
В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":
- по объектам основных средств,
проходившим переоценку, указывается
восстановительная стоимость
- по объектам, не проходившим переоценку,
- первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
- в разделе 3 "Сведения о
затратах, связанных со списанием
объекта основных средств с
бухгалтерского учета, и о
- в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма № ОС-4а);
- в разделе 2 "Сведения о
поступлении материальных
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).
- Инвентарная карточка учета
объекта основных средств (
- Инвентарная книга учета
Применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме № ОС-6, на группу объектов - по форме № ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий - по форме № ОС-6б.
Записи при приеме-передаче производятся
на основании актов о приеме-
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
- Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14);
- Акт о приеме-передаче
- Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
Форма № ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств.
Составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.
Передача оборудования в монтаж
оформляется Актом о приеме-
На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по формам № ОС-1 или № ОС-1б.
Учет поступления основных средств ведется через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», который также предназначен для отражения фактических затрат застройщика, включаемые по установленному порядку в первоначальную стоимость объектов основных средств, а также затраты, связанные со строительством и приобретением основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств.
Стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, а также
приобретенных за плату у других предприятий и лиц, списывается со счета 08 « Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства». Затраты, связанные со строительством и приобретением основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, списываются со счета 08 « Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» или 86 «Целевые финансирование и поступления».
Сальдо по счету 08 « Вложения во внеоборотные активы» отражает величину капитальных вложений предприятия в незавершенное строительство и приобретение основных средств, а также сумму незаконченных затрат по приобретению нематериальных активов.
Приобретение основных средств в начале отражается следующей бухгалтерской проводкой
Дебет 08 Кредит 60 , одновременно отражается НДС (дебет 19 кредит 60) в случае предоставления в счете фактуры.
Расходы предприятия по доставке и
установке приобретенных
Дебет 08-4 Кредит 60 - на стоимость работ (без учета НДС)
Дебет 19-1 Кредит 60 – отражен НДС
При сдаче объекта в эксплуатацию их прибавляют к покупной стоимости.
Принятие на баланс основного средства отражается бухгалтерской проводкой
Дебет 01 Кредит 08-4 – на стоимость основного средства
Безвозмездное получение основных средств, поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал, а также их переоценка, отражается в учете следующими проводками:
Дебет 08-4 Кредит 98-2 - безвозмездное получение основных средств на сумму рыночной стоимости,
Дебет 08-4 Кредит 75 - получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал на сумму договорной стоимости.
Дебет 01 Кредит 91-1 - возведение объектов основных средств хозяйственным способом на сумму затрат на возведение, увеличенных на сумму НДС,
Дебет 01 (83) Кредит 83 (01) - отражена сумма уценки при увеличении (уменьшении) стоимости объекта основных средств.
Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на активно-пассивном счете, счете 91 «Прочие доходы и расходы». Учет ведется по субсчетам. Субсчет 91-1 «прочие доходы»; 91-2 «прочие расходы» Этот счет предназначен для обобщения информации о процессе реализации (продаже) и прочем выбытии (ликвидации, списании, передаче безвозмездно и др.) принадлежащих предприятию основных средств, нематериальных активов и.т.д счет, а также для определения финансовых результатов от их реализации.
По дебету счета 91-1 отражаются первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств, а также понесенные расходы, связанные с выбытием основных средств (сносом и разборкой зданий, сооружений, демонтажем оборудования и т.п.). В кредит счета 91-1 относятся сумма износа, начисленная по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия, выручка от реализации имущества и стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества в оценке возможного использования или реализации. Сальдо по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ежемесячно списываются на счет 99 «прибыли и убытки». Таким образом, счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.[16]
На счетах бухгалтерского учета операции по выбытию основных средств отражаются следующим образом:
Дебет 02 Кредит 01 – списана начисленная амортизация
Дебет 91-1 Кредит 01 – списана стоимость основных средств.
Далее, в зависимости от причины выбытия, составляются следующие проводки:
1. При реализации основных
Дебет 91-1 Кредит 76 (60) – начислены расходы по продаже
Дебет 76 Кредит 91-1 - начислена сумма, ожидаемая к получению от реализации
Дебет 91-1 Кредит 68/НДС – отражена
начисленная задолженность
Дебет 51 (50,52) Кредит 76 - отражена сумма полученных денежных средств
Дебет 91-1 (99) Кредит 99 (91-1) - отражен финансовый результат (прибыль, убыток) от продажи
2. При ликвидации основных
Дебет 91-1 Кредит 60 (76) - списаны затраты на демонтаж
Дебет 10 Кредит 91-1 - оприходованы материалы, полученные при ликвидации, МБП.
Дебет 99 Кредит 91-1 - списаны убытки от ликвидации
Все операции по поступлению и выбытию основных средств находят свое отражение в основном регистре аналитического учета основных средств – инвентарных карточках. Инвентарные карточки (книги) заполняются на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.
Здания и сооружения учитываются в инвентарных карточках ф. № ОС-6, машины, оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь - в ф. № ОС-7. На лицевой стороне инвентарных карточек всех видов указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта.
В бухгалтерии инвентарные
Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом (силами самого предприятия) или подрядным способом (силами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают; работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.
Если ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряд-заказы в трех экземплярах. Первый экземпляр наряд-заказа передается цеху – производителю ремонта, второй - в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряд-заказа выписывают документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов.