Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:38, курсовая работа
Правильность учета основных средств определяет предоставление достоверной и полной информации об основных средствах и их структуре. Данная информация необходима при анализе использования основных средств для разработки направлений более эффективного их использования, что является необходимым условием реализации основной цели предпринимательства – получение прибыли. В настоящее время, в период реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, которое происходит в условиях развития и становления рыночных отношений, особенно важно и актуально осознать для себя важность управленческого учета и его применения в российской действительности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учёта и анализа основных средств
1.1 Сущность основных средств как экономической категории и их роль в процессе производства
1.2 Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств
1.3 Международные стандарты бухгалтерского учета основных средств
1.4 Система показателей состояния и эффективности использования основных средств
1.5 Задачи анализа основных средств и источники информации
Выводы по главе 1
Глава 2. Бухгалтерский учёт основных средств на примере ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2 Основные экономические показатели организации, финансовое состояние и платежеспособность предприятия
2.3 Учет поступления основных средств
2.4 Учёт внутреннего перемещения основных средств
2.5 Учёт амортизации основных средств
2.6 Учет выбытия основных средств на предприятии
Выводы по главе 2
Глава 3. Анализ использования основных средств на примере ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
3.1 Анализ на предприятии ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
3.2 Пути совершенствования учёта основных средств на предприятии ОАО «Уфимский хлебзавод №7»
Заключение
Список использованной литературы
После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (дебет счета 01, кредит счета 08). В развитие счета 07 ОАО «Уфимский хлебзавод №7», может открыть субсчета:
1 "Оборудование к установке отечественное";
2 "Оборудование к установке импортное".
2.4 Учёт внутреннего перемещения основных средств
Для учета движения основных средств
организации, как показано в таблице
17, должны применяться следующие
унифицированные формы
Таблица 20. Учет движения основных средств№ формы Наименование формы
1 2
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-16 Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС-46 Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-66 Инвентарная книга учета объектов основных средств
При поступлении объектов основных средств данные формы оформляются:
- для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения;
- для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию;
- поступивших по договорам
Акты в количестве не менее двух экземпляров составляются комиссией с заполнением всех необходимых реквизитов и должны иметь все необходимые подписи. К актам должна прилагаться техническая документация, относящаяся к данным объектам основных средств. Указанные акты применяются для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов основных средств и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
В актах предусмотрен реквизит «Государственная
регистрация прав на недвижимость»,
который заполняется при
В случаях приобретения объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в формах № ОС-1 и № ОС-1а предусмотрен раздел 1, в котором указываются сведения о состоянии объекта на дату передачи. Данный раздел заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер.
Данные приема и выбытия объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств. Учет основных средств ведется бухгалтерией пообъектно.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом признается объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно
Если один объект состоит из нескольких
частей, сроки полезного использования
которых существенно
Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается в учете каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.
Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта и находятся в бухгалтерии. Записи в инвентарных карточках (инвентарной книге) производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы N8 ОС-1, № ОС-1 а, № ОС-16) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, отметка о не начислении амортизации (если оно имеет место), индивидуальные особенности объекта.
В инвентарную карточку записывают
только главные качественные и количественные
показатели основного объекта, а
также относящиеся к нему важнейшие
пристройки, приспособления и принадлежности,
ограничиваясь двумя-тремя
Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в одной инвентарной карточке (форма № ОС-6а).
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке в соответствии с указанной выше Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.
Перемещение основных средств внутри
организации оформляется
Данная форма применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю.
Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) учета объектов основных средств, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию» модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицо и сдается в бухгалтерию.
2.5 Учёт амортизации основных средств
Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются и частями по мере износа передают свою стоимость на вновь изготовленную продукцию (работы, услуги).
Согласно 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа начислении амортизации (о которых было описано в главе 1 п.1.3.) объектов основных средств, которыми организации могут воспользоваться:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ описания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости
пропорционального объему проду
Согласно учетной политике предприятия в ОАО «Уфимский хлебокомбинат №7» используется линейный способ амортизационных отчислений основных средств. Он является наиболее традиционным, простым и удобным для планирования затрат. В соответствии с пунктом 25 ПБУ 6/01 суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Планом счетов для учета сумм накопленной амортизации основных средств предусмотрен счет 02 «Амортизация основных средств». Он предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
При применении любого из этих методов сумма амортизации для целей налогообложения определяется ежемесячно в соответствии с нормой амортизации, исчисляемой исходя из срока полезного использования объекта, причем амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или расходов на продажу (в зависимости от того, где и с какой целью эксплуатируется данный объект)
В ОАО «Уфимский хлебокомбинат №7» применяется линейный метод. При его применении сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется по формуле:
К = (1 : n) х 100%,
где К – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества; выраженный в месяцах.
Пример.
ОАО «Уфимский хлебзавод №7», в марте 2003 года купило здание за 5 000 000 руб., которое сразу стало эксплуатироваться. Срок полезного использования здания определен в 40 лет (480 месяцев).
К=(1:480)*100%, отсюда месячная норма амортизации составит 0,21 % Документы на регистрацию права собственности на здание были поданы в марте. Регистрационный сбор в сумме 7 000 руб. перечислен в апреле. Свидетельство о регистрации права ОАО «Уфимский хлебзавод №7», получило в мае. Учетные записи:
а) в марте:
Дебет 08 Кредит 60- 5 000 000 руб. - отражены затраты на приобретение здания;
Дебет 60 Кредит 51 - 5 000 000 руб. - оплачено здание;
Дебет 01/1 Кредит 08 - 5 000 000 руб. - здание введено в эксплуатацию.
б) в апреле:
Дебет 76 Кредит 51 - 7 000 руб. - перечислен сбор за регистрацию права;
Дебет 08 Кредит 76 - 7 000 руб. - регистрационный сбор включен в состав вложений во внеоборотные активы;
Дебет 26 Кредит 02 - 10 500 руб. (5 000 000 x 0,21 %) - начислена амортизация по зданию за апрель.
в) в мае:
Дебет 01/1 Кредит 08- 7 000 руб. - включен в стоимость здания регистрационный сбор;
Дебет 01 Кредит 01/1 - 5 007 000 руб. - зарегистрировано право собственности;
Дебет 26 Кредит 02 - 10 515 руб. (5 007 000 x 0,21 %) - начислена амортизация по зданию за май;
Дебет 26 Кредит 02 - 15 руб. (10 515 - 10 500) - доначислена амортизация по зданию за апрель.
Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Для обобщения информации об амортизации основных средств, принадлежащих предприятию, предназначен пассивный счет 02 «амортизация основных средств». Начисленная сумма амортизации основных средств относится в кредит счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (издержек обращения). При выбытии (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, сумма начисленного по ним износа списывается со счета 02 "амортизация основных средств" в кредит счета01 «основные средства». На сумму продажи основного средства делается бухгалтерская проводка дебет 91-1 «прочие доходы и расходы» кредит счета 01 «основные средства».
Начисление амортизации в ОАО «Уфимский хлебзавод №7», отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
Дебет 08 Кредит 02 - отражена сумма начисленной амортизации по основным средствам, используемым в капитальном строительстве
Дебет 20,23,25,26,44 Кредит 02 - начислены суммы амортизации по производственным основным средствам на затраты производства или издержки обращения
Дебет 29 Кредит 02 - начислена амортизация по основным средствам непроизводственного назначения
Дебет 91 Кредит 02 - отражена сумма начисленной амортизации по основным средствам, сданным в аренду
Амортизационные отчисления по объекту
основных средств начинаются с первого
числа месяца, следующего за месяцем
принятия этого объекта к бухгалтерскому
учету, и начисляются до полного
погашения стоимости этого
2.6 Учет выбытия основных средств
В ОАО «Уфимский хлебзавод №7» безвозмездная передача основных средств оформляется актом формы № ОС-1, составляемым в 2-х экземплярах, который служит бухгалтерии основанием для их списания.
По основным фондам, иному имуществу, по которым начисляется износ, за себестоимость принимается их остаточная стоимость.
Так как при безвозмездной передаче основных средств цена реализации принимается равной нулю и, следовательно, она обычно меньше балансовой (остаточной) стоимости, то у ОАО «Уфимский хлебзавод №7», будет возникать убыток от такой сделки, даже при отсутствии возможных расходов, связанных с безвозмездной передачей основных средств.
Однако отрицательный
В ОАО «Уфимский хлебзавод №7», также появляются расходы, связанные с безвозмездной передачей основных средств.