Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
- проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
- отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
- дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКО - И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
3.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
Оглавление
На протяжении всего времени становления и развития демократического государства с рыночной экономикой в Российской Федерации были приняты и использованы самые разнообразные модели и программы, направленные на повышение качества жизни населения, укрепление национальной валюты, развитие предпринимательства. Но в независимости от того, какой именно была та или иная концепция развития - от экстенсивной до инновационной - опиралась она неизменно на одно, а именно, на средства её исполнения. Такие средства по определению заключены в бюджете государства, что делает его универсальным, долгосрочным и самым надежным инструментом планирования и оценки. Вследствие того, что само понятие бюджетной системы активно используется в своей работе финансовыми и экономическими органами правительства, степень изученности данного понятия весьма высока.
Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
Объектом работы является бюджетная система, её финансовая сторона, а также вообще бюджет как главное средство фискальной политики.
Предметом выступают социально-экономические взаимоотношения, возникающие внутри государственных органов, а также между государственными органами и другими субъектами экономики по поводу составления, контроля, анализа, исполнения бюджета, формирования бюджетной системы и прогнозирования макроэкономических показателей, связанных с федеральными, региональными и муниципальными финансами.
Рассмотрение бюджетной системы
Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.
Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). "Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления". [1]
В материальном понимании государственный
бюджет представляет собой централизованный
в масштабах государственного
или административно-
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.
Государственный бюджет - это основной
финансовый план образования, распределения
и использования централизованного
денежного фонда государства или административно-
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности. Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетными средствами обеспечиваются
следующие направления
Роль государственного бюджета
в социально-экономическом
Сущность бюджетной системы государства как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
С помощью распределительной
Бюджет современного государства
- сложный, многоплановый инструмент,
отражающий компромисс в соотношениях
социально-экономических
Местные бюджеты - бюджеты субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.
Бюджет центрального правительства, региональные бюджеты и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. При решении главных задач они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества, применяя принцип компромисса интересов основных групп, как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д. Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т.д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.
Но, вместе с тем, к бюджету можно
отнести также различные
Таким образом, внебюджетные фонды
расширяют возможность государс
Надо отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Итак, бюджетная система возникает и функционирует в условиях присутствия, а порой и столкновения интересов самых разнообразных социально-экономических и политических групп, вследствие чего возникает обширный ряд задач, относимых к компетенции бюджетной системы: распределение ресурсов, отчёт о ходе, успешности и сроках такого распределения, отражение интересов различных групп населения, власти и хозяйствующих субъектов. Как и бюджет последних, бюджетная система государства содержит доходную и расходную часть, что позволяет не только контролировать источники финансовых средств и обязательства по их распределению в отчётном и плановых периодах, но и выделять круг приоритетов, возможных, желательных или необходимых для исполнения в средне - и долгосрочной перспективе.
Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем не менее, именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.
Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:
Информация о работе Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации