Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
- проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
- отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
- дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКО - И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
3.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита. Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться в период циклов спада и подъема. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада. Бюджет сбалансируется в период цикла, что зачастую требует гораздо больше времени, нежели 1 год, но результатом будет успешное приведение макроэкономических показателей к норме.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
В Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти. В доходы государственного бюджета зачисляются:
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на период с 2010 по 2012 год:
Общую динамику доходов, а также их распределение по статьям можно увидеть на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика доходов федерального бюджета по статьям на 2010-2012 годы
Далее следует обратиться к расходной части бюджета. Данная часть представляет собой денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы государственного бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению
- на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства,
Формирование расходов государственного
бюджета осуществляется в соответствии
с расходными обязательствами РФ,
обусловленными установленным
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. В 2010 году доля расходования этих средств составила 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2011) он снизился на 2,21%, но в денежном эквиваленте увеличился на 141,56 млрд. руб. В 2012 же году расходы на межбюджетные трансферты выросли до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году.
Межбюджетные трансферты характеризуются следующими данными:
Таблица 1 - Состав и структура межбюджетных трансфертов [20]
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2010 г |
2011 г |
2012 г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % | |
Всего: |
2 281,56 |
100,00% |
2 423,12 |
100,00% |
2 720,97 |
100,00% |
Дотации бюджетам субъектов Российской
Федерации и муниципальных |
375,54 |
16,46% |
392,67 |
16,21% |
411,07 |
15,11% |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
317, 19 |
13,90% |
300,74 |
12,41% |
234,25 |
8,61% |
Субвенции бюджетам субъектов Российской
Федерации и муниципальных |
163,74 |
7,18% |
175,97 |
7,26% |
191,01 |
7,02% |
Иные межбюджетные трансферты |
69,75 |
3,06% |
37,83 |
1,56% |
43,86 |
1,61% |
Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов |
1 355,34 |
59,40% |
1 515,90 |
62,56% |
1 840,79 |
77,65% |
Основную долю в этом разделе занимают "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов". В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.
Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым, сокращая долю участия в финансировании.
Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В 2012 году сумма расходов составила 963,10 млрд. руб., что значительно больше по сравнению к зафиксированному в 2011 году - на 134,32 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.
Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2010 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2012 она снизилась до 528,55 млрд. руб. что существенно при рассмотрении в процентном соотношении - на 4,16%. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2011 году составил 4,68%. В динамике этот показатель падает, в 2012 году он снизился на 0,47%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель наращивает свой потенциал, в 2011 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 270,86 млрд. руб., в 2012 году эта сумма увеличилась на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты"). Структура раздела представлена Таблицей 2.
Таблица 2 - Состав и структура статьи "Социальная политика" [18]
Подразделы |
Проект бюджета | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Пенсионное обеспечение |
80,3 |
81,7 |
80,6 |
Социальное обслуживание населения |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
Социальное обеспечение |
17,8 |
16,7 |
17,8 |
Прикладные научные исследовани |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Информация о работе Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации