Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
- проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
- отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
- дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКО - И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
3.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся за это время в 2,8 раза.
Результатом повышения удельного веса в ВВП фонда заработной платы станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется на этом уровне.
Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий. Для выполнения данной цели в долгосрочной перспективе перед государством поставлены следующие задачи.
Совершенствование налоговой политики.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики. В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.
Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы. Учитывая, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.
Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.
С учетом изложенного предстоит обеспечить реализацию следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:
Наиболее масштабным изменениям в плановом периоде следует подвергнуть единый социальный налог (включая взносы на обязательное пенсионное страхование). Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога (далее - ЕСН). В настоящее время единый социальный налог взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога (отношение фактических совокупных поступлений ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет расширенного правительства к налоговой базе, которой является начисленная зарплата и прочие виды выплат), начиная с 2006 года снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. По оценкам Минфина России, в отсутствие индексации порогов регрессии величина эффективной ставки налога по итогам 2012 года может снизиться на 4 процентных пункта по сравнению с величиной, зафиксированной в 2007 году.
На решение перечисленных выше задач будут направлены следующие изменения в законодательство, которые вступят в силу с 1 января 2012 года:
Таким образом, в ближайшее время необходимо провести ряд преобразований в самом механизме формирования заработных плат работников бюджетной сферы, чтобы с одной стороны обеспечить им достойную оплату труда, а с другой - повысить эффективность труда работников бюджетной сферы и создать им стимулы для более результативной работы.
Главная цель реформ бюджетного процесса - создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами экономической политики. Суть такой реформы заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета, то есть затратами, к управлению результатами. При концепции "управления ресурсами" бюджет формируется через индексацию сложившихся расходов с детальной "раскладкой" их по статьям бюджета. При соблюдении жёстких бюджетных ограничений этот метод обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектов. Но недостаток такого метода заключается в том, что ожидаемые результаты бюджетных расходов не прописываются, а управление бюджетом сводится к контролю соответствия фактических и плановых показателей. [24]
Качество финансовой отчётности органов государственной власти и крупных государственных организаций должно подтверждаться независимыми и авторитетными аудиторами. Необходимость перехода к системе государственного аудита непосредственно связана с современными направлениями развития системы государственного финансирования. Международные тенденции показывают, что существенно сокращается прямое финансирование из бюджета, то есть выделение средств под смету расходов. Такое расходное финансирование малоэффективно и требует больших издержек на контроль реализации сметы. Неэффективность этой системы также связана и с тенденцией завышения организациями смет с целью получить больше средств, а в конце года их израсходовать.
Недостатком этой системы является и избыточное регулирование статей расходов, что связывает деятельность учреждений, лишает их возможности гибкого реагирования на изменения экономической ситуации, что ведёт к снижению эффективности отдачи от вложенных средств. Преодоление указанных недостатков в международной практике связывают с переходом к иной системе выделения государственных средств и заменой финансирования затрат на финансирование программ. При внедрении финансирования под программы возникает государственный заказ на определённый социальный продукт, и заключаются договорённости на цену этого продукта, которая обосновывается сметой. Чтобы эффективно управлять ими и гибко реагировать на изменение цен на рынке, бюджетное учреждение должно быть самостоятельным. Достигнутым конечным результатом являются объёмы и качество социального продукта. Такая система позволяет проводить конкурс на государственный заказ. При этом возрастает роль последующего контроля, который должен выступать в форме государственного аудита.
Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетного планирования необходима не только стабильность бюджета, но и структурные преобразования всей системы государственного управления.
Основные направления таких преобразований:
Подводя итог основным перспективам и направлениям развития бюджетной системы в долгосрочной перспективе, хочется отметить особую значимость реформирования налоговой системы. Важность данного процесса вызвана тем, что налоги способны оказывать как стимулирующее, так и дестимулирующее воздействие практически на все сферы экономики. Будучи крупной статьей доходов, налоги, тем не менее, не должны рассматриваться государством как регулятор, доступный для чрезмерных спекуляций, так как непостоянство налоговой системы способствует расширению теневой экономики. В итоге получается ситуация, когда государство в целях повышения доходной части бюджета чрезмерно повышает налоговые ставки, хозяйствующие субъекты, не желая мириться с завышенным налоговым бременем, отходят от законных форм налогообложения, и в итоге государство, вопреки всем своим ожиданиям и намерениям, недополучает гораздо больше, чем могло бы потерять от недостаточно высоких налогов. Такая ситуация очень быстро может превратиться в циклическую зависимость, когда поочередно используются контрмеры, лишь эскалирующие дефицит бюджета.
Благодаря анализу теоретического и статистического материала, мною была выполнена поставленная цель - бюджетная система Российской федерации была рассмотрена с позиций статики и динамики, даны оценки мерам, осуществляемым государством при проведении фискальной политики, выдвинуты гипотезы о развитии бюджетной системы в кратко-, средне - и долгосрочной перспективе. Всё это позволило сделать следующие выводы.
Информация о работе Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации