Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
- проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
- отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
- дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКО - И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
3.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
Во-первых, бюджет, а точнее его использование, оказывает влияние на абсолютно все сферы жизни общества, именно поэтому бюджетная система, являясь совокупностью бюджетов различных уровней, представляется центральным звеном финансовой системы государства.
Бюджетная система создается и функционирует при участии большого количества социальных групп и сторон, поэтому ей свойственно наличие большого круга функций, равно как и задач, значимость решения которых невозможно переоценить.
Во-вторых, сбалансированность государственного бюджета играет решающую роль при выявлении ресурсов и запасов, необходимых для исполнения государством своих обязательств. Даже прогрессивная и быстро окупаемая модель инвестирования со стороны государства может быть парализована несбалансированностью бюджета.
В-третьих, нефтегазовые доходы и межбюджетные трансферты в, соответственно, доходной и расходной части бюджетной системы Российской Федерации занимают первые строчки, что говорит об экстенсивной концепции экономического роста и нерентабельной деятельности регионов.
Проводя аналогии, правомерным будет заметить, что профицитность бюджета государства, равно как и профицитность бюджета любого другого субъекта экономических отношений, напрямую зависит от рентабельности, срока окупаемости и рисковости финансовых вложений. Для России пока не свойственна ситуация, при которой государство инвестировало бы средства в наиболее перспективные или прибыльные сферы экономики, что приводит к нецелевому и неграмотному расходованию бюджетных средств.
Связующим звеном вышеуказанных проблем является далекая от равновесия по параметру "размер ставок - размер поступлений" Налоговая система России. Завышенные налоговые ставки, а также общее количество необходимых к уплате налогов отнюдь не является залогом увеличения поступлений средств в казну, вынуждая предприятия либо признавать себя нерентабельными и закрываться, либо использовать мошеннические схемы ухода от уплаты налогов.
Вышеперечисленные заключения помогли выработать следующие рекомендации по повышению качества функционирования бюджетной системы России. Для начала, баланс бюджета должен проводиться антициклически, а не проциклически, иначе говоря, стоит уйти от использования мер, которые, по сути, являются разными сторонами одного и того же процесса и в долгосрочной перспективе лишь усиливают отрицательные тенденции, и перейти к комплексу мер, действие которых не столь очевидно в краткосрочной перспективе, но способствует невозобновлению рецессии в будущем. К таким мерам можно отнести снижение налогов с период спада и искусственное формирование дефицита.
Далее, необходимо провести целостное изменение модели распределения ресурсов, осуществлять периодические проверки регионов на предмет использования дотируемых средств, тем самым постепенно снижая размер межбюджетных трансфертов и приводя экономику субъектов федерации к состоянию самоокупаемости. Снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме поможет избавиться экономике страны от негативной и необоснованно высокой зависимости от политической и социально-экономической ситуации в странах, импортирующих нефтепродукты. Это возможно при проведении политики, направленной на расширение сферы услуг и активном инвестировании в инновационные проекты.
Несмотря на вышеуказанный аспект, стоит, тем не менее, предоставлять регионам больше возможностей в выборе вариантов расходования финансовых средств, включать в прогнозную часть данные, созданные не на уровне центра, а в статистических и экономических учреждениях субъектов федерации.
И в заключение, налоговые ставки следует устанавливать на таком уровне, чтобы малое и среднее предпринимательство имело возможность развиваться даже в кризисные периоды. Тем не менее, их уровень должен обеспечивать запланированный уровень поступлений и формирования доходной части бюджета.
Претворение в жизнь вышеуказанных норм в совокупности с повсеместной реализацией регионами своих конституционных прав в области бюджетного планирования и обновления правовой системы в целях актуализации юридических основ бюджетных инноваций позволит не только исполнять государством свои базовые функции, но и обоснованно планировать расширение целевых федеральных программ.
Информация о работе Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации