Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
- проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
- отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
- дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКО - И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
3.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
2) определение "базового" объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы с учетом:
Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше, данную тенденцию можно проследить на Таблице 4.
Таблица 4 - Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %% [авт.]
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
72,7 |
75,6 |
95,1 |
95,0 |
97,2 |
102,6 |
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
116,5 |
125,1 |
128,6 |
130,1 |
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
113,7 |
117,1 |
123,3 |
126,6 |
131,1 |
В 2010 году Правительством Российской
Федерации была одобрена Программа
повышения эффективности бюджет
В 2010 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ построена, исходя из основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Сущность данных направлений отражена в Таблице 5.
Впервые аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям государственных программ Российской Федерации было представлено в рамках проекта федерального бюджета на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов. Всего в 2011 году 92,5% расходов федерального бюджета было распределено по программам, что позволило увидеть, сколько концентрируется расходов на каждом из направлений. Распределение расходов федерального бюджета по госпрограммам позволяет проанализировать средства всех министерств, в частности, увидеть, что не только Минзравсоцразвития России занимается здравоохранением, но и МЧС России, Минобороны России и другие субъекты бюджетного планирования, где развита ведомственная медицина.
Таблица 5 - Содержание направлений государственных программ [авт.]
Направление |
Государственные программы |
Новое качество жизни |
Развитие здравоохранения; Развитие образования; Социальная поддержка граждан; Доступная среда на 2011-2015 годы; Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России; Развитие пенсионной системы; Содействие занятости населения; Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности; Противодействие незаконному обороту наркотиков; Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; Культура России; Охрана окружающей среды; Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики. |
Инновационное развитие и модернизация экономики |
Развитие науки и технологий; Экономическое развитие и инновационная экономика; Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности; Развитие авиационной промышленности; Развитие судостроительной промышленности; Развитие фармацевтической и медицинской промышленности; Космическая деятельность России; Развитие атомного энергопромышленного комплекса; Информационное общество (2011-2020 годы); Развитие транспортной системы; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Развитие рыбохозяйственного комплекса; Развитие внешнеэкономической деятельности; Воспроизводство и использование природных ресурсов; Развитие лесного хозяйства; Энергоэффективность и развитие энергетики. |
Обеспечение национальной безопасности |
Обеспечение обороноспособности страны;
Обеспечение государственной |
Сбалансированное региональное развитие |
Региональная политика и федеративные отношения; Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; Развитие Северо-Кавказского федерального округа; Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. |
Эффективное государство |
Управление федеральным |
В государственных программах будут чётко определены все инструменты нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для выполнения этих целей, так как они являются скрытым бюджетным финансированием. Таким образом, государственная программа будет представлять собой комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей, вследствие чего будет достигнута консолидация всех указанных ресурсов.
Следует отметить, что к государственным расходам применимы те же понятия рентабельности, финансового результата, что и к расходам организации. Поэтому обширность расходной части бюджета, количество федеральных программ и обозначение приоритетных сфер в экономике само по себе не несёт повышение качество жизни. Лишь рентабельность таких вложений, финансовый результат деятельности государства как субъекта экономических отношений играет наибольшую роль в улучшении макроэкономических показателей. В этой связи наиболее важным видится нормативное закрепление методов и инструментов оценки исполнения любых программ и вообще расходов, так как вкладывание средств в то, что заведомо неспособно приносить отдачу приносит гораздо больший вред, чем отсутствие вообще каких-либо вложений.
Прогноз основных макроэкономических
показателей социально-
Развитие экономики в
Результатом политики модернизации экономики и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие темпы роста ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним темпам роста экономики в размере 6,3% в год. В условиях сокращения численности рабочей силы это потребует опережающего повышения производительности труда. Ее рост составит в среднем 6,9% в год. Дефицитность рабочей силы приведет к увеличению занятости - уровень безработицы к концу периода упадет ниже 3%. Одновременно прекратится распространение неформальной занятости: соотношение численности наемных работников и общего числа занятых в экономике будет оставаться практически неизменным. Рост экономики будет основан на сочетании различных источников: потребительского, инвестиционного спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал - на 10,0% в год. Объем промышленного производства вырастет за период в 2,1 раза.
Сложившиеся и ожидаемые условия развития нефтегазового сектора определяют сохранение сравнительно низких темпов роста добычи углеводородов. Среднегодовой рост добычи нефти составит лишь 0,5%, темпы роста добычи газа будут лишь ненамного быстрее, составляя 1,9%. Это скажется и на динамике экспорта энергоносителей. Физический объем экспорта нефти за период практически не изменится, тогда как экспорт природного газа возрастет на 57% (в среднем на 3,0% в год). Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г. Высокие темпы роста внутреннего спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2014 г. Соотношение импорта к ВВП к этому времени возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.
Значительный профицит внешнеторгового баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2014 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.
Информация о работе Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации