Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
- проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
- отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
- дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКО - И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
3.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Реферат по макропланированию.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

 

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. То есть с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. Что касается цифр, то в 2010 году объем расходов по данному разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2011 году произошло увеличение на 15,8%, а в 2012 году на 39,5%. Основные направления финансирования "Здравоохранения": повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц, медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". "Спорт и физкультура" - проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2011 годы".

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.

Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что как  в доходной, так и в расходной  части наличествуют определенные "перекосы". Во-первых, это чересчур высокая доля нефтегазовых доходов - почти треть в общем объеме поступлений. Данные доходы настолько волатильны, что высокая их доля в общей бюджетной корзине может привести к неконтролируемой и затяжной рецессии в случае снижения цен на углеводороды. Во-вторых, в расходной части самой крупной статьей являются межбюджетные трансферты, иначе говоря, львиная доля всех доходов бюджета отправляется на поддержку регионов, причем данная поддержка призвана отнюдь не модифицировать сложившуюся ситуацию (поддержка малого предпринимательства, развитие инвестиционной привлекательности региона и т.д.), а лишь искусственно "подтягивать" финансовый результат деятельности субъекта до необходимого минимума, причем зачастую таким минимумом является небольшой дефицит. Лишь целостное изменение модели распределения ресурсов может изменить такое положение вещей, вследствие чего опадет и необходимость рассматривать нефтегазовые доходы зачастую как единственный источник средств для выполнения государством своих функций.

2.3 Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

 

В настоящее время создана законодательная  основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов. Законодательно определен механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный, прежде всего, на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

В целях обеспечения преемственности  и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществлен переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на трехлетний период.

Заложена основа для формирования бюджетных проектировок в формате "скользящей трехлетки". Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои трехлетние бюджеты. Дальнейшее совершенствование системы среднесрочного финансового планирования будет сочетаться с разработкой прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В качестве бюджетных инструментов широко используются долгосрочные и  ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные  задания, многолетние государственные  и муниципальные контракты, упорядочены  механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

Более четко определены состав и  полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности. Также была внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.

В целях стимулирования инновационной  деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость  при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности. Введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счет исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей. Принятые поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целом оправдывает себя и механизм делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

3.1 Проблемы и перспективы формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации в кратко - и среднесрочной перспективе

 

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в  Посланиях Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах".

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного  курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Бюджет 2012-2014 годов направлен на повышение уровня жизни населения  и выполнение всех обязательств перед  гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение  безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

В Бюджетном послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной  политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного планирования  в процесс формирования и реализации  долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках переходного  периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных  проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от использования  государственных расходов, в том  числе за счет формирования  рациональной сети государственных  учреждений, совершенствования перечня  и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

На Рис.4 отражено распределение бюджетных средств на основные федеральные программы [15]

 

Рисунок 4 - Аналитическое распределение  бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и на 2012-2014 годы [16]

 

Основное требование к бюджетной  политике - гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов  и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики. Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.

В 2012-2014 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП. Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП. Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В 2012-2014 годах  планируется рост расходов федерального бюджета.

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий  жизни человека, адресном решении  социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных  услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

  • безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
  • обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;
  • обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;
  • обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
  • обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
  • обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
  • поддержке инновационного и инвестиционного развития.

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах  будут являться расходы на:

  • социальную политику (29,8%),
  • национальную оборону (16,9%),
  • национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%).
  • национальную экономику (12,6%)

Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих  и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств, информация о нем заключена в Таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета по разделам классификации  расходов, млрд. рублей [20]

 

2012 год

2013 год

2014 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

12 656,4

113,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

   

343,3

 

833,6

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

12 656,4

113,8

13 387,3

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

           

Общегосударственные вопросы 

832,9

98,2

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 853,3

121,8

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 822,0

146,3

1 981,2

108,7

2 072,5

104,6

Национальная экономика 

1 797,2

93,3

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

136,0

49,6

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

21,7

122,7

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

603,5

109,3

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

86,2

100,5

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

551,1

117,2

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 895,9

121,5

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

40,8

94,5

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

73,5

119,8

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и  муниципального долга

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера

553,9

91,9

503,0

90,8

494,7

98,3

Информация о работе Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации