Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, бюджетный (фискальный) федерализм ~ принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

      Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

      • самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:

  1. закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;
  2. недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;
  3. компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам:

      • разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

      •         соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

      •         наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

      •         наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления. 

      4. Разграничение расходных обязательств и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ.

      Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическими и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета;

      Реестр  расходных обязательств — свод указанных законов, нормативных правовых актов и договоров, соглашений и/или их отдельных положений, который должны вести органы исполнительной власти каждого уровня.

      Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:

  • макроэкономическая эффективность. Данный принцип означает распределение расходных обязательств с учетом эффектов масштаба, локализации и размывания. Все расходы, носящие перераспределительный характер, в рамках данного критерия должны передаваться на максимально высокий уровень государственного управления с целью недопущения социальных конфликтов.
  • критерий зоноиспользования. Подразумевает максимальное приближение расходов к потребителям соответствующих благ.
  • принцип равномерности осуществления расходов по территории. Означает необходимость расходования средств из бюджетов более высоких уровней в случае их равномерного распределения по территории страны.
 

      Разграничение доходов между уровнями бюджетной  системы Российской Федерации должно обеспечивать возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выполнять собственные полномочия за счет собственных средств.

      Разграничение доходов должно обеспечивать предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, способствовать росту заинтересованности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в экономическом развитии соответствующих территорий, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также предоставлять широкие возможности для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, применения средне- и долгосрочного бюджетного планирования.

      Проблема  разграничения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, как правило, рассматривается в контексте следующих аспектов:

  • уровень государственной власти, на котором принимается решение о введении налога;
  • уровень бюджетной системы, в которую поступают средства, собранные, в результате введения налога;
  • уровень бюджетной системы, осуществляющей администрирование .

      Доходы  от налогообложения должны распределяться между бюджетами различных уровней согласно возложенным на них расходным обязательствам и ответственности исполнительной власти субъектов РФ за их реализацию.

      Налоговые полномочия должны распределяться между уровнями бюджетной системы согласно принципам:

      — мобильности налоговой базы. Чем более мобильна налоговая база, тем на более высоком уровне должен устанавливаться и распределяться налог. Налогами с наименее мобильной базой являются налоги на имущество, с наиболее мобильной - налоги на доходы, прибыль;

      — равномерность распределения налоговой базы. Чем более равномерно распределена налоговая база по территории страны, тем на более низком уровне может вводиться и использоваться налог. Налогами с неравномерно распределенной налоговой базой являются налоги на полезные ископаемые;

      —     возможность макроэкономического регулирования. Чем большим стабилизационным потенциалом обладает налог, тем на более высоком уровне он должен вводиться и управляться;

      —     границы юрисдикции. Децентрализованные бюджеты не должны наполняться за счет налогов, которые "экспортируются" в другие регионы, т.е. оплачиваются их жителями;

      —     поддержание единого экономического пространства. Данный принцип означает, что уровни власти субъектов РФ не должны иметь права вводить налоги, аналогичные таможенным пошлинам.

      Список  федеральных, региональных и местных  налогов РФ устанавливается первой частью Налогового Кодекса РФ. 

      5. Механизмы бюджетного выравнивания.

      При любых схемах распределения налоговых  доходов и расходных обязательств в бюджетной системе возникает вертикальный и горизонтальный дисбаланс, который устраняется с помощью разнообразных механизмов трансфертов и заимствований. Возможны три варианта проведения государственной политики в области бюджетного выравнивания.

  1. Выравнивание региональных и местных бюджетов осуществляется путем разделения налоговых доходов и выделения трансфертов из национального бюджета, в то время как выравнивание фискального потенциала производится с помощью горизонтальных платежей из регионов с высокой бюджетной обеспеченностью в низкообеспеченные регионы. Подобная система применяется в Германии.
  2. Как вертикальный, так и горизонтальный дисбалансы выравниваются с помощью единой системы выравнивающих трансфертов и специальных грантов. Подобный подход используется в бюджетных системах Австралии и Канады.
  3. Региональные и местные бюджеты выравниваются с помощью закрепления регулирующих налогов и выравнивающих трансфертов, но не принимается отдельных мер по выравниванию горизонтального дисбаланса. При таком варианте бюджетной политики возможно выделение специальных грантов, которые, среди прочих целей, могут давать горизонтальный выравнивающий эффект. Подобный подход распространен в США.

      В большинстве стран мира для решения  различных макроэкономических и  бюджетных задач используется комбинация всех форм межбюджетных трансфертов.

      В Российской Федерации достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности осуществляется в два этапа.

      Достижение  вертикальной сбалансированности - первый этап выравнивания бюджетной системы. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов на общефедеральном уровне, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных регионов и территорий. Практически все страны принимают меры по сглаживанию бюджетных различий. Это осуществляется путем повышения налогового потенциала (доходности бюджета) регионов и территорий до соответствующих средних уровней либо посредством выравнивания фактического объема расходов по конкретным направлениям государственной социальной политики.

      Горизонтальное  выравнивание осуществляется с помощью систем бюджетных отчислений, предполагающих формирование трансфертных фондов.

      В РФ финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется из пяти фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

      В соответствии со ст. 133 БК финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может осуществляться в следующих формах:

      • предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

      • предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

      • предоставления бюджетных кредитов;

      • предоставления бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации. 

      6. Основы межбюджетных  отношений, проблемы  построения и регулирования  межбюджетных отношений. 

      Межбюджетные  отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

      Межбюджетные  отношения основываются на следующих принципах:

  • распределение и закрепление расходов бюджетов на определенном уровне бюджетной системы РФ;
  • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
  • равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

      Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

      Федеральным законом о федеральном бюджете  может также предусматриваться финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов. 

      Проблемы  построения и регулирования  межбюджетных отношений.

      Практически все специалисты признают, что  важной проблемой, оказывающей дестабилизирующее влияние на развитие бюджетной системы Российской Федерации, является необходимость пересмотра сложившихся отношений между бюджетами различных уровней (проблема межбюджетных отношений). Для России, как для федерального государства с трехуровневой бюджетной системой, чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Вместе с тем необходимо учитывать, что бюджетно-налоговые противоречия между центром и регионами имели место во всех налоговых системах во все времена.

      Согласно  положениям действующего бюджетного законодательства под межбюджетными отношениями понимаются бюджетные правоотношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также органами местного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в том числе по поводу распределения и перераспределения доходов и бремени расходов между различными уровнями бюджетной системы и бюджетами различных уровней бюджетной системы.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России