Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Общеизвестно, что действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 году, создана предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Не случайно специалисты отмечают, что российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными  образованиями  и  исходит  из  законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной  обеспеченности»,  предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет федеральных трансфертов, на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых — проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития  регионов и определения объемов финансовой помощи региону. Если в 1991—1993 гг. осуществлялось индивидуальное согласование объемов финансовой поддержки тех или иных регионов, то затем была предпринята попытка перехода к единым правилам распределения финансовой помощи на основе формализованных критериев и расчетов. Незавершенность реформы системы публичных финансов в настоящее время выражается в ряде негативных факторов:

      • закрепление за бюджетами субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления обязательств, возложенных федеральным законодательством, без предоставления источников финансирования (далее — «нефинансируемые федеральные мандаты»);

      • централизованное регламентирование значительной части расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений;

      • направление в региональные и местные бюджеты значительной части федеральных налогов;

      • отсутствие четких критериев и процедур распределения финансовой помощи между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

      • наличие конфликтов при распределении бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы.

      Противоречия  между децентрализацией бюджетных  ресурсов, формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются неустойчивостью макроэкономических условий, слабостью демократических  институтов, неразвитостью рынков капиталов  и низкой мобильностью факторов производства, завышенными социальными ожиданиями и требованиями к государству, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 

      7. Реформа системы  межбюджетных отношений  в РФ.

      Основные направления действий по разграничению доходных и расходных полномочий определены в «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584.

      К ним относятся:

  • законодательное установление требований и принципов по разграничению расходных полномочий;
  • сокращение централизованного регулирования расходов, финансируемых из территориальных бюджетов;
  • ликвидация "необеспеченных федеральных мандатов";
  • закрепление на долгосрочной основе (Бюджетным Кодексом Российской Федерации) за каждым уровнем бюджетной системы отчислений от федеральных налогов;
  • обеспечение достаточной самостоятельности региональных и местных органов власти в формировании бюджетных доходов за счет соответствующих налогов.

      При оценке распределения расходных  обязательств между уровнями государственной  власти необходимо различать три составные части любого расходного обязательства — законодательное регулирование, финансирование и администрирование. В сфере совершенствования разграничения расходных обязательств должны быть решены задачи более четкого их разграничения между уровнями бюджетной системы в соответствии с теоретическими принципами, обеспечения самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации нефинансируемых федеральных мандатов.

      Нормативное правовое регулирование расходных  обязательств состоит в установлении законодательными и иными нормативными правовыми актами целей, общих принципов, объема, порядка и условий осуществления деятельности органов власти, требующей определенных бюджетных расходов. Нормативное правовое регулирование осуществляется в форме введения (определения общих целей, принципов и механизмов) и установления (определения объема, структуры, порядка исполнения) расходных обязательств.

      В области разграничения налоговых  полномочий планируется существенно  повысить роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, уменьшив роль расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в российской модели бюджетного федерализма.

      В рамках реформы системы межбюджетных отношений Правительством РФ предусмотрен план действий по реализации реформы межбюджетных отношений, который будет проводиться в несколько этапов, основными положениями этого плана являются:

  1. Преобразование социальных пособий и льгот в единое пособие по нуждаемости с выплатой из федерального бюджета.
  2. Поправки к Бюджетному Кодексу по принципам разграничения расходных полномочий.
  3. Разделение подоходного налога на федеральный (прогрессивная ставка) и региональный (плоская ставка или подушевой сбор).
  4. Разделение платежей за использование разных видов природных ресурсов между бюджетами.
  5. Закон (поправки в Бюджетный Кодекс) о финансовой помощи субъектам Федерации и местным бюджетам.
  6. . Концепция административно-территориального деления субъектов Федерации и статуса местного самоуправления, и другие мероприятия.
 

      8. Бюджетная политика.

      Бюджетная политика связана с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рационального планирования государственных расходов.

      Бюджетно-налоговая  или фискальная политика — регулирование  правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

      Фискальная  политика является одним из четырех  основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

      Автоматическая  фискальная политика — изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

      В период экономического подъема автоматическая фискальная политика предполагает сокращение трансфертных выплат и увеличение налоговых ставок для снижения инфляции.

      В период экономического спада автоматическая фискальная политика предполагает увеличение трансфертных выплат и уменьшение налоговых ставок для оживления деловой активности.

      Дискреционная фискальная политика — осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью:

  • обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости;
  • стимулирования экономического роста.

      Дискреционная политика связана с программами  общественных работ, проектами общественной занятости, трансфертными программами и ставками налогов.

      В более узком смысле бюджетная  политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых органами законодательной и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России