Государственный долг и бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Самым важным источником государственных доходов являются различные
виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из
заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе
налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,
включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Содержание

Государственный долг и бюджетный дефицит

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 84.43 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Республики Беларусь 

              Белорусский Национальный Технический  Университет 
 

                            Кафедра “Менеджмент” 
 
 

                               Курсовая работа 
 

                       По дисциплине “Макроэкономика” 
 

            на тему: “ Государственный долг  и бюджетный дефицит ” 
 
 

                                                                   Выполнил:

                                            ст. группы 108111/24 Лозовой А.С 

                                                      Руководитель: Зысь Т.А 
 
 

                                Минск 2003г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 5

  1.1. КОНЦЕПЦИИ  БЮДЖЕТА     5

  1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ    7

  1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ  9

    1.3.1.МНИМЫЕ  ПРОБЛЕМЫ    9

    1.3.2. РЕАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ 11

  1.4. БЮДЕТНЫЙ  ДЕФИЦИТ И ДЕФИЦИТ ВНЕШНЕТОРГОВОГО   БАЛАНСА    14

  1.5. КРИЗИС ВНЕШНЕГО  ДОЛГА 20

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ  26

  2.1. ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  32

ЛИТЕРАТУРА  33 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 
 

                        "В основе предположения, что  старый долг оплачен,

                        лежит то обстоятельство, что  мы заключили заем на

                        гораздо большую сумму…."

                                                                  Д. Рикардо 

      Для  того,  чтобы  разобраться   в  проблеме  государственного   долга,

необходимо сперва  рассмотреть  (вкратце)  тему  государственной  фискальной

политики; т.е.  решений  государственного  сектора  о  расходах,  налогах  и

займах. 

      Самым важным источником  государственных   доходов  являются  различные

виды налогов, которые  могут быть  подразделены  на  три  большие  категории:

налоги на доходы частных  лиц  и  корпораций,  в  том  числе  отчисления  из

заработной платы  на социальное страхование; налоги на расходы, в  том  числе

налоги с  продаж,  акцизы  и  импортные  тарифы;  налоги  на  собственность,

включая самые  разнообразные налоги на дома и строения,  сельскохозяйственные

угодья и земли  под постройки, а также на наследство.

    Налоги  также классифицируются  как   прямые  и  косвенные.  Наименование

"прямые"   обычно   относится   к   тем   налогам,    которыми    облагаются

непосредственно индивидуумы и фирмы, в то время  как косвенные налоги  -  это

налоги на товары и услуги.

    Развитые  и развивающиеся страны имеют   различные  налоговые  структуры:

развитые  экономики   обычно   имеют   высокую   долю   прямых   налогов   в

государственных поступлениях. В США, например, наиболее  крупным  источником

финансовых поступлений, превышающим 85% их общего  объема,  являются  прямые

налоги, в то время  как в  Аргентине  40%  всех  государственных  поступлений

приходится на прямые налоги.

    Другим  источником поступлений общественного   сектора  являются  прибыли

государственных предприятий и фирм, продающих  товары и услуги. В США они  не

столь многочисленны, но в Западной Европе и в  развивающихся  странах  имеют

несколько  большее  значение:  в  Венесуэле,   например,   нефтяной   сектор

принадлежит государству, и в начале 80-х  годов  обеспечивал  огромную  долю

бюджетных поступлений - 77 %.

    Государственные  расходы также могут быть разделены  на четыре категории: 

       1.  потребление  в  государственном   секторе   (включает   зарплату

          работникам госсектора, а также  его платежи за товары,  закупаемые

          для текущего потребления);

       2. государственные инвестиции  (включают  разнообразные  капитальные

          расходы,  такие,  как  затраты   на  дорожное  строительство   или

          строительство портов);

       3. трансферты частному сектору  (включают  пенсии  за  выслугу   лет,

          страхование по безработице, льготы  ветеранам и др. платежи);

       4. проценты по государственным  долгам. 

    Бюджетный  дефицит - это величина, на  которую   государственные  расходы

превышают доходы в  конкретном  году.  Например,  в  1994  году  федеральное

правительство США  израсходовало  1461  млрд.  дол.,  в  то  время  как  его

поступления составили  лишь 1258 млрд. дол., что создало бюджетный  дефицит  в

размере 203 млрд. дол.

    Национальный,  или  государственный,  долг  -  это  общая  сумма   всех

дефицитов и положительных  сальдо федерального бюджета,  накопленная  за  всю

историю страны. К  концу 1994 года государственный долг США достиг почти  4,6

трлн. дол. 
 
 

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 
 
 

1.1. КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТА 
 

    Хорошо  это или плохо -  допустить   образование  дефицита  и   увеличение

государственного  долга?  Следует  ли  ежегодно  принимать  сбалансированный

бюджет? Попробуем  разобраться в  данном  вопросе,  рассмотрев  экономические

последствия нескольких разных подходов к формированию бюджета. 

 Ежегодно сбалансированный  бюджет.

    До  Великой   депрессии  30-х  годов  ежегодно  сбалансированный  бюджет

считался наиболее  приемлемой  целью  государственной  финансовой  политики.

Однако  тщательное  изучение  вопроса  совершенно   явно   показывает,   что

сбалансированный  бюджет  несовместим  с  активным  применением   фискальной

политики в  качестве  антициклического  стабилизирующего  инструмента.  Хуже

того, ежегодно сбалансированный бюджет даже  усугубляет  колебания  делового

цикла. 

    Рис. 1

|                                                                      |

|                                                                      |

|                                                                      |

|                                                                      | 
 

                         ВВП1                                          ВВП2

                                      ВВП3

|                                                                     | 

    Для  иллюстрации  предположим,  что   экономика  столкнулась  с   затяжной

безработицей и  падением  доходов.  Как  явствует  из  рис.  1,  в  подобных

обстоятельствах  налоговые  поступления   автоматически   сокращаются.   Для

принятия  сбалансированного  бюджета  правительство  должно  либо   повысить

ставки налогов, либо сократить государственные  расходы, либо сделать и то  и

другое. Все эти  меры носят ограничительный,  сдерживающий  характер;  каждая

из них еще  сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

    Точно  так же ежегодно  сбалансированный  бюджет  способствует  усилению

инфляции. Вновь  вернувшись к рис. 1, увидим, что по мере  роста  в  процессе

инфляции номинальных  доходов налоговые  сборы  автоматически  увеличиваются.

Для того, чтобы  устранить неизбежные в  такой  ситуации  бюджетные  излишки,

правительство  должно  либо  повысить   ставки   налогов,   либо   сократить

государственные расходы, либо сделать и то и другое. Но любая  из  этих  мер

только усилит инфляционное давление в экономике. 

    Ежегодное  принятие сбалансированного бюджета  не  является  экономически

нейтральным; это  проциклическая, а не антициклическая  политика. 

    Несмотря  на  это,  предложения  о   внесении  поправки  в  конституцию,

предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный  бюджет,  встречают

широкую поддержку. 

Циклически сбалансированный бюджет.

    Идея   циклически   сбалансированного   бюджета    предполагает,    что

правительство проводит антициклическую  политику  и  в  то  же  самое  время

обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае,  однако,  бюджет  не

должен балансироваться  ежегодно  -  никакого  священного  закона,  согласно

которому  за  отчетный  период  следует  принимать  именно  12  месяцев,  не

существует.  Достаточно  того,  чтобы  бюджет  был  сбалансирован  в  рамках

экономического  цикла

    Логическое  обоснование  этой  концепции   бюджета  просто,  разумно   и

привлекательно. Для  преодоления спада правительство  должно снизить налоги  и

увеличить расходы, таким  образом,  сознательно  создавая  дефицит.  В  ходе

последующего инфляционного  подъема  необходимо  повысить  налоги  и  урезать

государственные расходы. Возникающее на  этой  основе  положительное  сальдо

бюджета  может  быть   использовано   для   покрытия   федерального   долга,

образовавшегося в период спада. Таким образом,   правительство  в  состоянии

сбалансировать  бюджет, но не ежегодный, а за несколько  лет.

    Ключевая  проблема данной концепции бюджета  состоит в том, что подъемы  и

спады в экономическом  цикле не одинаковы  по  степени  и  продолжительности.

Например, если  за длительным и глубоким спадом  последует  короткий  период

весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение  крупного

дефицита в период  спада,  незначительного  или  вовсе  никакого  избытка  в

период процветания  и, следовательно, циклического дефицита бюджета. 
 
 

1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ 
 

    Поскольку      современная      фискальная      политика      допускает

несбалансированность  бюджета ради стабилизации экономики, она может  повлечь

за собой рост государственного долга. Давайте поэтому  обратимся  к  феномену

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит