Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:14, доклад
Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Понятие бюджетного
федерализма впервые ввели
Модели бюджетного федерализма
Американская (бюджетно- |
Германская (фискальный федерализм) |
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») |
|
2. самостоятельность в расходах |
2. совместное регулирование расходов |
3. непринятие «мандатов» |
3. «финансируемые мандаты» |
4. слабое выравнивание |
4. сильное выравнивание |
5. свобода заимствований |
5. ограничения заимствований |
6. возможность «банкротства» |
6. помощь кризисным регионам |
Для германской модели бюджетного федерализма характерной чертой является все возрастающая тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на общих налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями. К ним относятся: налог на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентных прибылей, налог на добавленную стоимость.
Однако имеются
и такие налоги, которые применяет
только один уровень власти. В частности,
в федеральный бюджет поступают
все акцизы. К региональным (налогам
земель) относятся транспортный налог,
налог на наследство; к местным
налогам относятся налог на недвижимость,
местный предпринимательский
Для выравнивания условий
между отдельными землями (богатыми
и бедными) используется механизм дифференциации
нормативов отчислений от общих налогов.
Однако следует подчеркнуть, что
основные финансовые ресурсы для
выравнивания социально-экономических
условий жизнедеятельности
Несмотря на такую
систему финансового
Расходные полномочия
между всеми уровнями власти в
Германии распределены в соответствии
с принципами классического бюджетного
федерализма. Система бюджетного налогового
выравнивания возможностей в Германии
вызывает действие разнонаправленных,
порою спорных стимулов. Экономически
сильные земли не очень-то заинтересованы
укреплять свою налоговую базу или
преследовать лиц, уклоняющихся от налогов,
так как значительные суммы фактически
собственных доходов через
Достижение его обеспечивается требованием Основного закона Германии (Конституции) о необходимости установления по всей стране единообразных условий жизни населения.
Германская модель бюджетного федерализма создала высокую степень однородности региональных общественно полезных услуг для населения. Использование ее позволило в короткие сроки за счет массивных трансфертов в земли Восточной Германии создать современную социальную инфраструктуру, продвинуть вперед предпринимательство и, что очень важно, стабилизировать общественную жизнь.
Канадская модель бюджетного
федерализма во многом похожа на американскую
модель. Провинции вправе принимать
законы по всем региональным и местным
вопросам. Они самостоятельно определяют
собственную налоговую
Провинции и муниципалитеты имеют право добавлять свои ставки к базовой федеральной ставке. Так, общая ставка федерального налога на доходы корпораций равняется 28,84%, а провинциальная часть налога на доходы корпораций колеблется от 14 до 17%, за исключением Квебека, где она составляет 8,9%.
Таким образом, суммарная ставка налога на доходы корпораций может достигать 45,84% (сравнивать эту ставку с российской ставкой налога на прибыль некорректно в силу различий в расчетах налогооблагаемой базы).
В Канаде отсутствует единая система сбора налогов. Это относится, прежде всего, к личному подоходному налогу, налогу на доходов корпораций.
Так, провинция Квебек самостоятельно собирает и распоряжается своей частью личного подоходного налога.
В то же время в
канадской модели бюджетного федерализма,
в отличие от американской, важную
роль играют процессы повсеместного
выравнивания социально-экономических
условий жизнедеятельности
Американская модель строится на относительно большой самостоятельности отдельных штатов. Зачастую она рассматривается как классическая модель бюджетного федерализма.
В США отсутствует
система горизонтального
Отдельные штаты, местные
органы власти имеют право осуществлять
собственную налоговую
До 1991 года бюджетная система России была чрезвычайно централизованной и унитарной. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 году закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В законе устанавливались принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов, расходов и отдельно регламентировался порядок организации бюджетного процесса на республиканском уровне. Важным этапом в нормативном регулировании бюджетных правоотношений явился закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов», который был принят в 1993 г. Этот закон определил права субъектов РФ и местных образований на получение доходов в соответствующие бюджеты, на расходование средств этих бюджетов, определил взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе. Этот закон установил общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и использования бюджетов на региональном уровне. Следующий этап – принятая в 1993 конституция РФ, которая закрепила федеральное устройство государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Это потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы и необходимость разработки принципов бюджетного федерализма (разграничение полномочий между органами власти всех уровней в бюджетной сфере). Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходование бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
Быстрому развитию финансово-бюджетного
федерализма в РФ способствовало
принятие ряда законов: «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РФ», в который были
внесены значительные изменения
после принятия Конституции; «Об
основах налоговой системы в
РФ» (1991г), «Об основах бюджетных
прав и прав по использованию внебюджетных
фондов». В 1995г был принят ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ». Данный
закон установил источники