Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
Введение
Жизнь в стремительно меняющемся мире накладывает отпечаток на процессы, происходящие в различных сферах деятельности. В этой связи нахождение правильных решений, адекватных складывающимся условиям, становится все более и более сложным, требующим комплексного подхода к учету разнообразных факторов и высокого уровня профессионализма.
Эти общие требования особенно
важны для бюджетной сферы
деятельности, в которой за последние
16 лет произошли поистине радикальные
преобразования. Коренным образом изменившие
всю систему бюджетных
Актуальность проблемы становления
новых федеративных отношений в
России значительно усиливается
особенностью современного политического
процесса России, а именно значительным
повышением роли регионов в сфере
принятия политических решений на общенациональном
уровне. С ослаблением жёсткой
централизации и нарастанием
тенденций к автаркии и прямым
экономическим обменам между
регионами резко возросла роль региональных
управленческих и хозяйственных
элит. Ход реформ, как в политической,
так и в экономической сфере
заметно переместился с общефедерального
уровня на уровень субъектов Российской
Федерации. Проявляется очевидная
тенденция к политическому
В этой связи целесообразно было бы обращение к вопросам методологии взаимоотношений центра и регионов в условиях федерализма в России. А для этого необходимо сначала рассмотреть этот способ политико-территориальной организации общества и, в частности, особенности его построения в России.
Сложившаяся в России система
межбюджетных отношений, несмотря на проведенные
в 1990-х годах реформы, не отвечает
основополагающим принципам бюджетного
федерализма. От создания оптимального
механизма межбюджетных отношений,
обеспечения действительного (а
не просто регламентированного правом)
сочетания интересов на всех уровнях
бюджетной системы, от достижения подлинного
финансового равноправия всех органов
власти в значительной мере зависит
успех экономической
По уровню децентрализации
бюджетных ресурсов Россия практически
не уступает большинству федеративных
государств, однако, формально сохраняет
крайне высокую, даже по меркам унитарных
государств, централизацию налогово-
Становление действенного механизма межбюджетных отношений существеннейшим образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.
Межбюджетные отношения
играют важную роль в бюджетной системе
любого государства, имеющего административно-
Установленные федеральным
законодательством крайне ограниченные
налогово-бюджетные полномочия органов
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
позволяют перекладывать
Противоречия между
Региональные и местные
бюджеты остаются недостаточно прозрачными,
отсутствует целостная система
мониторинга состояния и
Серьезным препятствием на
пути развития бюджетной системы
стала неопределенность бюджетного
статуса муниципальных
Все это приводит к неэффективному
использованию бюджетных
В настоящее время проблема межбюджетных отношений и, следовательно, применяемых подходов к установлению состава и размеров, закрепленных и регулирующих доходов субъектов Российской Федерации до настоящего времени остается неразрешенной. По-прежнему при обосновании проектов бюджетов субъектов Федерации идут споры и дискуссии относительно нормативов отчислений от регулирующих доходов в региональные бюджеты, размеров трансфертов и субсидий, предоставляемых бюджетами вышестоящего уровня нижестоящим бюджетам.
Отсутствие единых для
всей Российской Федерации научно-методических
принципов обоснования размеров
необходимых территории финансовых
ресурсов интенсивно провоцирует руководителей
субъектов Федерации на выбивание
разного рода льгот и привилегий
для своих регионов и постоянное
объяснение этого спецификой территории,
«особыми условиями местоположения»,
социально-экономической
Все это свидетельствует о том, что существующая система межбюджетных отношений нуждается в реформировании. Чтобы правильно определить направления реформирования межбюджетных отношений, требуется, прежде всего, провести глубинный анализ этих отношений.
Все вышеизложенное, в совокупности, характеризует важность выбранной темы дипломной работы.
Предметом исслдеования в дипломной работе является – проблемы и перспективы бюджетного федерализма.
Объектом исслдеования выступает – Российская Федерация.
Таким образом, целью данной дипломной работы является – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
– расмотреть сущность и принципы бюджетного федерализма в РФ;
– изучить реализацию бюджетного федерализма в РФ, а именно распределение расходов и доходов на уровне бюджетной системы;
– определить и исследовать основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ.
Данные проблемы рассматриваются
не впервые: эти вопросы и раньше
разрабатывались в
Методологической и
В работе применяется несколько
основных исследовательских подходов.
Прежде всего, это системный подход,
в рамках которого объект исследования
предстаёт как один из аспектов целостной,
сложноорганизованной политико-территориальной
системы. Важное место в исследовании
занимает институциональный подход,
в соответствии, с которым исследовались
институты, составляющих организационную
основу межуровневых отношений, институциональные
формы взаимоотношений центра и
регионов. В связи с этим, определённое
значение для работы имеет юридический
подход, используемый при анализе
конституционно-правового
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, а также приложений. В первой главе рассматриваются сущность и принципы бюджетного федерализма в РФ. Вторая глава посвящена изучению реализации бюджетного федерализма в РФ, в третьей главе определяются основные направления совершенствования налогообложения бюджетного федерализма в РФ.
1. Сущность и
принципы бюджетного
1.1 Понятие и
сущность бюджетного
Само понятие федерализма
возникло с потребностью устройства
государства в такой форме, которая,
обеспечивая единство и согласованное
функционирование крупного как целостной
организации политической власти, допускает
существование и развитие в его
пределах структурных единиц. В свою
очередь выступающие как
Федерация – это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство.[1] Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства.
Федерация является сложным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.
Наряду с наличием высших
государственных органов, гражданства,
территории федерации, включающей территории
вошедших в ее состав государств, эти
государства сохраняют и
Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как, правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.
Между федерацией и ее субъектами
проводится разграничение компетенции,
имеющее целью обеспечить наиболее
эффективное осуществление
Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущие за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации, которая в этом случае утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств, либо распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.