Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов. Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................3
ГЛАВА I Основы социального страхования в РФ………...............................................4
1.1. Развитие системы социального страхования........................................................4
1.2. Общие положения о ФСС …..…………................................................................6
1.3. Порядок образования и направления расходования средств…….....................11
ГЛАВА II Анализ бюджета ФСС на 2009 и на плановый период 2010-2011 годов...17
2.1. Особенности бюджета ФСС…………..................................................................17
2.2. Анализ распределения бюджетных ассигнований.............................................22
2.3. Анализ распределения межбюджетных трансфертов…………….....................25
ГЛАВА III Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ……29
3.1. Проблемы ФСС РФ………………………………………………………………29
3.2. Модели социальной защиты и страхования……………………………………32
3.3. Перспективы развития социального страхования в РФ……………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................40
ГЛАВА III
Проблемы
и перспективы
развития социального
страхования Российской
Федерации
3.1. Проблемы ФСС РФ
Российское
социальное обеспечение держится на
трех фондах социального страхования:
Пенсионном фонде России, Фонде социального
страхования и Федеральном
У российской системы социального страхования есть две беды: дефицит бюджетов и обременение нестраховыми функциями, прежде исполнявшимися Минздравсоцразвития. Теперь без федеральных ассигнований фонды, к сожалению, уже не выживут. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях. Если бы этот вывод касался только Пенсионного фонда России, было бы не так плохо. Но в последние годы государственный менеджмент умудрился развалить до недавнего времени внебюджетный последний финансово независимый внебюджетный фонд – Фонд социального страхования .
Произошло это двумя путями. Во-первых,
директивно, с опережением роста
взносов, увеличивались суммы
выплачиваемых пособий, во-
Начнем с дефицита бюджета ФСС и количества денег, уходящих на нестраховые мероприятия (таблица 3.1.).5
Таблица 3.1.
Показатели доходов и расходов ФСС РФ на 2008-2010 годы
( млрд. руб.)
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Доходы, в том числе | 305 665,6 | 346 470,1 | 389 962,8 |
по
обязательному социальному |
261 854,3 | 301 949,8 | 344 272,2 |
передаваемые из федерального бюджета | 27 211,3 | 27 520,3 | 28 690,6 |
передаваемые из бюджета ФФОМС | 16 600 | 17 000 | 17 000 |
Расходы, в том числе | 323 879, 3 | 356 067,4 | 389 463,6 |
по
обязательному социальному |
280 068,1 | 311 547,0 | 343 773,0 |
Примечание: в доходы и расходы на обязательное социальное страхование включены доходы и расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как следует из таблицы 3.1., в 2008 году дефицит средств ФСС составит 18 213,7 млрд. рублей или 5,6%, в 2009-м – 2,7%, в 2010 году дефицита не будет, возможен даже небольшой профицит.
Как известно, львиную долю всех страховых выплат ФСС - более 83% - составляют страховые пособия. Пособия по временной нетрудоспособности тянут на 73% от всех пособий (61% всех расходов ФСС), пособия по беременности и родам – на 13% (11% всех расходов ФСС), при рождении ребенка – на 7% (6% всех расходов), по уходу за ребенком до 1,5 лет – на 6% (5% всех расходов).
Несмотря на то, что прогноз
поступлений страховых взносов
в ФСС составлялся на базе
расчетов МЭРТа (суммарный
По
действующему законодательству размер
пособия по временной нетрудоспособности
при страховом стаже 8 и более
лет составляет 100% среднего заработка,
при страховом стаже от 5 до 8 лет
– 80%, до 5 лет – 60%. Пособие по временной
нетрудоспособности по уходу за больным
ребенком при его амбулаторном лечении
выплачивается за первые 10 календарных
дней в размере, определяемом в зависимости
от продолжительности страхового стажа
застрахованного, а за последующие
дни - в размере 50% среднего заработка.
Но максимум останется незыблемым –
17 250 рублей. Благодарить надо тех, кто
снизил ЕСН (часть налога, поступающая
в ФСС, была уменьшена с 4% до 3,2%, а
потом и вовсе до 2,9%), а также
высокие цены на нефть, серьезно повлиявшие
на рассудок руководства финансово-
Заметим, что граждане, получающие
большие заработные платы,
Но Конституционный суд указал “на недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями в ФСС и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением”. При чем здесь работники? При чем тут работодатели? Ведь они платят налоги согласно Главе 24 “Единый социальный налог” Налогового кодекса, где установлены действующие на сегодняшний день ставки.
Не они их устанавливали. Они
законопослушно платят ЕСН в
надежде, что их подчиненные
смогут получить адекватное
А теперь подсчитаем количество молодых матерей, которые уже в следующем году могут эти иски подать. В 1 квартале 2008 года большинство получательниц пособия по беременности и родам (90,1%) имели среднюю зарплату до 17,9 тыс. рублей. Трудовым доходом от 17,9 тыс. до 26,6 тыс. рублей перед родами располагали 6,2% женщин. Но 3,7% тех, кому положено пособие, получали зарплаты 26,6 тыс. рублей и выше. Таких женщин на апрель этого года насчитывалось 8 660 человек.
Учитывая популистский рост
Кстати говоря, максимальный размер
ежемесячной страховой выплаты
при несчастном случае на
А теперь о нестраховых выплатах ФСС, кои в последнее время активно передаются в ФСС. Согласно таблице 3.1. общая величина средств, передаваемых из федерального бюджета на обеспечение этой деятельности, в 2008 году составит 27 211, 3 млрд. рублей (8,4% от всех расходов бюджета), в 2009-м - 27 530,3 млрд. (7,7% всех расходов), в 2010-м – 28 690,6 млрд. рублей (7,4%).
А нестраховых выплат много. Сегодня ФСС, подменяя органы социального обеспечения, финансирует:
Неосвещенной
осталась очень интересная строка в
табл. 4 - “средства, передаваемые из ФФОМС”.
Это не что иное, как слегка подзабытые
“родовые сертификаты”. ФСС вынужден
оплачивать государственным и
Напоследок
об источниках финансирования дефицита
бюджета ФСС. Основной источник один,
но это не федеральный бюджет, а
бюджет все того же ФСС, вернее, те излишки,
которые у него должны остаться.
По прогнозам наших
Как
свидетельствует мировая
Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектов страхования за социальный риск.
Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации