Фонд социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов. Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................3
ГЛАВА I Основы социального страхования в РФ………...............................................4
1.1. Развитие системы социального страхования........................................................4
1.2. Общие положения о ФСС …..…………................................................................6
1.3. Порядок образования и направления расходования средств…….....................11
ГЛАВА II Анализ бюджета ФСС на 2009 и на плановый период 2010-2011 годов...17
2.1. Особенности бюджета ФСС…………..................................................................17
2.2. Анализ распределения бюджетных ассигнований.............................................22
2.3. Анализ распределения межбюджетных трансфертов…………….....................25
ГЛАВА III Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ……29
3.1. Проблемы ФСС РФ………………………………………………………………29
3.2. Модели социальной защиты и страхования……………………………………32
3.3. Перспективы развития социального страхования в РФ……………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................40

Работа состоит из  1 файл

Фонд социального страхования(Кур.р. - отл.).docx

— 99.63 Кб (Скачать документ)
      • пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 44941,3 тыс. руб., что составляет 98,8%, происходит увеличение на 6,6% за год и на 13,2% за 2 года, доля постепенно снижается;
      • пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в сумме 41,7 тыс. руб., что составляет 0,1%, произойдет увеличение на 13,9% по сравнению с 2010 годом и на 34,5% по сравнению с 2009 годом, доля практически не изменится;
      • пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в сумме 513,8 тыс. руб., что составит 0,7%, произойдет увеличение на 27% по сравнению с 2010 годом и на 97,5% по сравнению с 2009 годом, доля останется неизменной.
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА III

    Проблемы  и перспективы  развития социального  страхования Российской Федерации 

    3.1. Проблемы ФСС РФ

     Российское  социальное обеспечение держится на трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России, Фонде социального  страхования и Федеральном фонде  обязательного медицинского страхования. Взносы в них отчисляются с наших доходов, то есть в этих организациях аккумулируются и перераспределяются наши деньги. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, а часть откладывается до тех времен, когда мы достигнем пенсионного рубежа. Размеры возвращаемых средств зависят от зносов, а также эффективности работы самих фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.

     У российской системы социального  страхования есть две беды: дефицит  бюджетов и обременение нестраховыми функциями, прежде исполнявшимися Минздравсоцразвития. Теперь без федеральных ассигнований фонды, к сожалению, уже не выживут. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях. Если бы этот вывод касался только Пенсионного фонда России, было бы не так плохо. Но в последние годы государственный менеджмент умудрился развалить до недавнего времени внебюджетный последний финансово независимый внебюджетный фонд – Фонд социального страхования .

       Произошло это двумя путями. Во-первых, директивно, с опережением роста  взносов, увеличивались суммы  выплачиваемых пособий, во-вторых, с каждым годом на фонд навешивали  все больше и больше функций,  которые во всем мире выполняют  органы социального обеспечения,  при том, что финансирование  выполнения новых обязанностей  должно происходить, в том числе,  за счет средств ФСС. 

       Начнем с дефицита бюджета ФСС и количества денег, уходящих на нестраховые мероприятия (таблица 3.1.).5

     Таблица 3.1.

     Показатели  доходов и расходов ФСС РФ на 2008-2010 годы

     ( млрд. руб.)

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
Доходы, в том числе 305 665,6 346 470,1 389 962,8
по  обязательному социальному страхованию 261 854,3 301 949,8 344 272,2
передаваемые  из федерального бюджета 27 211,3 27 520,3 28 690,6
передаваемые  из бюджета ФФОМС 16 600 17 000 17 000
Расходы, в том числе 323 879, 3 356 067,4 389 463,6
по  обязательному социальному страхованию 280 068,1 311 547,0 343 773,0
 

     Примечание: в доходы и расходы на обязательное социальное страхование включены доходы и расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

      

     Как следует из таблицы 3.1., в 2008 году дефицит средств ФСС составит 18 213,7 млрд. рублей или 5,6%, в 2009-м – 2,7%, в 2010 году дефицита не будет, возможен даже небольшой профицит.

     Как известно, львиную долю всех страховых  выплат ФСС - более 83% - составляют страховые  пособия. Пособия по временной нетрудоспособности тянут на 73% от всех пособий (61% всех расходов ФСС), пособия по беременности и родам – на 13% (11% всех расходов ФСС), при рождении ребенка – на 7% (6% всех расходов), по уходу за ребенком до 1,5 лет – на 6% (5% всех расходов).

       Несмотря на то, что прогноз  поступлений страховых взносов  в ФСС составлялся на базе  расчетов МЭРТа (суммарный фонд  заработной платы в целом по  стране в 2008 году составит 8 921,0 млрд. рублей, в 2009-м – 10 299,0 млрд. руб., в 2010-м – 11 771,0 млрд.), по  которым суммарный фонд заработной  платы по стране должен вырасти  на 32%, размеры этих пособий индексироваться  не будут. 

     По  действующему законодательству размер пособия по временной нетрудоспособности при страховом стаже 8 и более  лет составляет 100% среднего заработка, при страховом стаже от 5 до 8 лет  – 80%, до 5 лет – 60%. Пособие по временной  нетрудоспособности по уходу за больным  ребенком при его амбулаторном лечении  выплачивается за первые 10 календарных  дней в размере, определяемом в зависимости  от продолжительности страхового стажа  застрахованного, а за последующие  дни - в размере 50% среднего заработка. Но максимум останется незыблемым – 17 250 рублей. Благодарить надо тех, кто  снизил ЕСН (часть налога, поступающая  в ФСС, была уменьшена с 4% до 3,2%, а  потом и вовсе до 2,9%), а также  высокие цены на нефть, серьезно повлиявшие на рассудок руководства финансово-экономического блока правительства.

       Заметим, что граждане, получающие  большие заработные платы, уплачивая  в ФСС соразмерные налоги, вправе  рассчитывать на адекватное страховое  возмещение. В данном случае все  равно, что в стране до сих  пор действует регрессивная шкала  социального налогообложения, по  которой ставки налога начинают  уменьшаться с ежемесячного дохода  в 23,3 тыс. рублей. Эту шкалу  разрабатывали не те, кто сегодня  платит налоги, они уплачивают  взносы в соответствии с текущим  налоговым законодательством. Поэтому  иски в Конституционный и иные  суды о признании незаконным  верхнего предела ограничения  пособия по временной нетрудоспособности  не заставят себя ждать. Тем  более что прецедент создан. Они ссылаются на Конвенцию МОТ №103 “Об охране материнства”, в которой записано, что сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей. Но Конвенция принята 28 июня 1952 года, а по новому Европейскому кодексу социального обеспечения оплата временной нетрудоспособности должна компенсировать не две трети, а все 100% заработка. Плюс ко всему, размер выплат также должен составлять 100% заработка.

     Но  Конституционный суд указал “на  недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями в ФСС и из которых  формируются его средства, и страховым  обеспечением”. При чем здесь  работники? При чем тут работодатели? Ведь они платят налоги согласно Главе 24 “Единый социальный налог” Налогового кодекса, где установлены действующие  на сегодняшний день ставки.

       Не они их устанавливали. Они  законопослушно платят ЕСН в  надежде, что их подчиненные  смогут получить адекватное заработной  плате и существующим нормативам  обеспечение, тем более, что  сегодня со всех трибун высокопарно  разглагольствуют о демографической  проблеме. Казалось бы, чего уж  проще – отменить регрессивную  шкалу налогообложения или повысить  планку, с которой начинаются  льготы, хотя бы до 1 млн. рублей, и проблема решится сама собой. 

     А теперь подсчитаем количество молодых  матерей, которые уже в следующем  году могут эти иски подать. В 1 квартале 2008 года большинство получательниц пособия по беременности и родам (90,1%) имели среднюю зарплату до 17,9 тыс. рублей. Трудовым доходом от 17,9 тыс. до 26,6 тыс. рублей перед родами располагали 6,2% женщин. Но 3,7% тех, кому положено пособие, получали зарплаты 26,6 тыс. рублей и выше. Таких женщин на апрель этого года насчитывалось 8 660 человек.

       Учитывая популистский рост МРОТ  и постоянное увеличение денежной  массы, можно уверенно предположить, что к концу года число женщин, имеющих право на большее по  сравнению с законодательно определенным  верхним пределом пособие, превысит за 40 тыс. человек. Поскольку женщины, получающие такие зарплаты, хорошо образованы и юридически подкованы, можно не сомневаться, что новые иски к ФСС не за горами.

       Кстати говоря, максимальный размер  ежемесячной страховой выплаты  при несчастном случае на производстве, исчисленный в соответствии Федеральным  законом “Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний”, почему-то индексируется.  В 2008 году он составит 38 500 рублей, в 2009-м  - 41 000 рублей, в 2010-м  - 43 500 рублей. Данные размеры определены  с учетом прогнозируемых Минэкономразвития  индексов инфляции по годам  - соответственно 7,0%, 6,5%, 6,0%.

     А теперь о нестраховых выплатах ФСС, кои в последнее время активно  передаются в ФСС. Согласно таблице 3.1. общая величина средств, передаваемых из федерального бюджета на обеспечение этой деятельности, в 2008 году составит 27 211, 3 млрд. рублей (8,4% от всех расходов бюджета), в 2009-м - 27 530,3 млрд. (7,7% всех расходов), в 2010-м – 28 690,6 млрд. рублей (7,4%).

     А нестраховых выплат много. Сегодня  ФСС, подменяя органы социального обеспечения, финансирует:

    • выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
    • оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно;
    • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;
    • выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий;
    • выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;
    • оздоровление детей.

     Неосвещенной  осталась очень интересная строка в  табл. 4 - “средства, передаваемые из ФФОМС”. Это не что иное, как слегка подзабытые “родовые сертификаты”. ФСС вынужден оплачивать государственным и муниципальным  учреждениям здравоохранения услуги в части медицинской помощи, оказанной  женщинам в период беременности в  сумме 3 тыс. рублей, в период родов  и в послеродовой период - в сумме 6 тыс. рублей, а также диспансерное наблюдение ребенка в течение  первого года жизни в сумме 2 тыс. рублей.

     Напоследок  об источниках финансирования дефицита бюджета ФСС. Основной источник один, но это не федеральный бюджет, а  бюджет все того же ФСС, вернее, те излишки, которые у него должны остаться. По прогнозам наших государственных  финансистов в 2008 году у ФСС останется 18 213,7 млн. рублей, в 2009-м – 9 597,3 млн. рублей, а в 2010 году, учитывая отсутствующие  индексации выплат, ФСС должен выйти  в плюс.

3.2. Модели социальной защиты и страхования

     Как свидетельствует мировая практика, наиболее надежным является метод трехканального финансирования6, в том числе:

    • две трети средств, идущих на компенсационные выплаты при утрате дохода наемным работником, вносится работодателем;
    • одна треть — самими работниками, подлежащими страхованию, и государством.

     Средства  госбюджета могут направляться на выплаты  всеобщего характера и на обеспечение  минимального уровня страховых пособий  при условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается  совместная ответственность трех субъектов  страхования за социальный риск.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации