Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов. Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................3
ГЛАВА I Основы социального страхования в РФ………...............................................4
1.1. Развитие системы социального страхования........................................................4
1.2. Общие положения о ФСС …..…………................................................................6
1.3. Порядок образования и направления расходования средств…….....................11
ГЛАВА II Анализ бюджета ФСС на 2009 и на плановый период 2010-2011 годов...17
2.1. Особенности бюджета ФСС…………..................................................................17
2.2. Анализ распределения бюджетных ассигнований.............................................22
2.3. Анализ распределения межбюджетных трансфертов…………….....................25
ГЛАВА III Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ……29
3.1. Проблемы ФСС РФ………………………………………………………………29
3.2. Модели социальной защиты и страхования……………………………………32
3.3. Перспективы развития социального страхования в РФ……………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................40
В
наиболее общем виде можно выделить
четыре модели, которые различаются
тремя принципиальными
Проанализируем
предложенные модели социальной защиты
и страхования.
Первая модель не столь давно существовала в СССР, но используется и в ряде других стран. По этой модели финансовая нагрузка никоим образом не ложится на самих страхуемых. Значительная часть взносов перекладывается на предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые взносы выполняют роль некоторой “государственной повинности”, превращаются в “обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую ценовую политику, стремятся переложить на потребителей их продукции”.
Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет к тому, что никакой ответственности они не несут и никакие обязательства на них ложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение по инвалидности, в случае потери кормильца и некоторые др.
Такова
модель монопольной государственной
системы социального
Следует отметить, что при проведении реформ “сверху” угроза возвращения к этой модели продолжает сохраняться. Такую тенденцию могут поддержать и некоторые слои населения, что обусловлено работой модели в течение длительного периода отечественной истории.
Организационные
формы построения такой модели, видимо,
ясны и наиболее емко могут быть
обозначены как система попечительства.
Возврат к ней может не только
резко ухудшить положение с обеспечением
социальной защищенности населения, но
и будет способствовать деформации
мотивации людей к труду, а
также служить серьезным
По
второй модели страховые взносы платят
и страхователи, и страхуемые, но инструментарий
социального риска не используется в полной
мере, не осуществляется строгий расчет
вероятности наступления страхового случая,
накопление страховых средств не увязывается
с ростом обязательств. В сущности, так
сегодня организовано в нашей стране пенсионное
страхование. К тому же взимаемые по нему
взносы направляются только на погашение
текущих расходов, а будущие затраты по
пенсионному обеспечению в расчет не берутся.
Таким образом, организационное построение
и финансирование выплат также мало отличается
от принятых в системе социального обеспечения.
По третьей модели полностью используется система социальных рисков и на ее основе устанавливаются размеры взносов по социальному страхованию и выплат при наступлении страховых случаев. Объемы и взносов, и выплат строго взаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисков существующие “правила страховой техники дают возможность с достаточной точностью определять, какие единовременные пособия или выплаты могут быть произведены”. Организационная форма такой модели обладает чрезвычайной гибкостью. Для покрытия возможного дефицита финансовых средств предусматривается создание специальных резервных фондов. Единство организационных принципов построения позволяет также разделять и объединять различные виды страхования безболезненно и без серьезных технических трудностей.7
Устойчивость
такой модели определяется за счет
органичного сочетания
Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.
Бюджет
социального страхования
В
основе такой модели лежит принцип,
согласно которому размеры страховых
взносов зависят от доли ответственности
за страховые риски. В организационном
построении модели учтены интересы всех
участников системы социально-трудовых
отношений, соответственно представленных
в системе социального
Функционирование
системы социального
И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования — государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все работающие, средства которых отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.
Бюджет предполагает финансирование всей системы социального обеспечения (в большей доле) и части системы социального страхования (в меньшей доле). Понятно, что средства бюджета составляют также деньги работающих — налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю поступлений в систему социального страхования.
В
фонды социального страхования
перечисляется определенный процент
страховых взносов, устанавливаемый
субъектами по согласованию. Для обеспечения
координации деятельности всей системы
социального страхования, а также
для проведения различных мероприятий
республиканского уровня, выполнения
программ социального страхования
фонды перечисляют в
Средства
социального страхования, отчуждаемые
на законном основании, становятся собственностью
застрахованных и не подлежат изъятию.
Они не могут быть использованы вне
системы социального
Для
большей устойчивости в системе
рыночных отношений фондам и страховым
кассам предоставляется право
Одним
из важных является вопрос об участии
средств госбюджета в системе
социального страхования. С одной
стороны, отказ от бюджетного финансирования
части расходов по социальному обеспечению
в системе социального
С другой стороны, государство в виде различных налогов так или иначе производит отчисление в госбюджет, в том числе и на нужды социального страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит сегодня не позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребности нашего общества. Поэтому создателями моделей финансирования социального страхования предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.
Вариант 1. Утраченный заработок возмещается в размере 80% от среднего заработка или совокупного дохода застрахованного, в том числе 73% — из дохода предприятия и 7% — из накопленных средств застрахованного. Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств либо госбюджета, либо социального страхования, накопленных за счет коммерческого управления (или же из средств фондов).
Отказ
от средств госбюджета, а также
отсутствие достаточных средств
на первых порах, пока не произойдет становление
системы социального
Вариант
2. Страховые возмещения составляют
75% — минимальное страховое
Размер минимального возмещения утраченного заработка взят как некая средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее размер зависел от стажа работающего.
Включение
средств застрахованного в
Во-первых, работник включается в систему социального страхования не только как субъект защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального страхования.
Во-вторых, если работник не принимает финансового участия в системе социального страхования, то она приобретает в его глазах отвлеченный характер. В этом случае система социального страхования действует по образу и подобию “старой”, когда работники даже не знали, что они являются застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не задумываясь об их источниках.
При
перечислении определенного процента
средств социального
В
целом приведенная схема
Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации