Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по "Бюджетному учету"
Б – бюджет
БФ – бюджетный фонд
БС – бюджетная система РФ
РФ – Российская Федерация (федеральный уровень)
СФ – субъект Российской Федерации (региональный уровень)
МО – муниципальное образование (местный уровень)
ГВ – государственная власть (РФ или СФ)
МСУ – местное самоуправление
184-ФЗ - ФЗ от 06.10.99 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти СФ"
131-ФЗ - ФЗ от 06.10.03 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
МБО - межбюджетные отношения
ФД - финансирование дефицита
НГ - нефтегазовый
БКл - бюджетная классификация РФ
ФК – Федеральное казначейство
Тема 1. Основы построения БС РФ.
1. Экономическое содержание БФ.
БФ - фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов ГВ и МСУ и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций этих органов. БФ является материальным воплощением бюджетных отношений. Он формируется в результате перераспределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства. Количество БФ зависит от количества органов ГВ и МСУ, функционирующих в государстве. Уровень концентрации финансовых ресурсов в БФ отражает степень влияния органов ГВ и МСУ на экономическую и социальную сферы государства; на уровень влияют:
- уровень развития экономики государства;
- решаемые социально-экономические задачи;
- исторические и национальные особенности развития государства и др.
Установление оптимального размера БФ, обеспечивает достаточное финансирование общественных потребностей и одновременно условия для накопления финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования и граждан. Размер БФ определяется в ходе бюджетного планирования. Черты сходства БФ и финансового фонда:
- функциональная обособленность: вычленение части финансовых ресурсов из стоимости объектов распределения и последующая концентрация этих финансовых ресурсов в распоряжении органов ГВ и МСУ;
- целевое назначение: обеспечение органов ГВ и МСУ денежными средствами, необходимыми для исполнения возложенных на них полномочий в целях удовлетворения общественных потребностей;
- сбалансированность: обеспечивается заимствованиями в различных формах и другими способами;
- нормативно-правовая регламентация порядка его формирования и использования.
Специфические черты БФ:
а) масштабность финансовых ресурсов БФ определяется их объемом, поступающим в распоряжение органов ГВ и МСУ и отражающим уровень ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и национального богатства, который распределяется через тот или иной фонд;
б) маневренность (мобильность) БФ - подвижность бюджетных средств в процессе формирования и использования бюджетных фондов; она обеспечивается способами:
- соблюдение принципа общего (совокупного) покрытия расходов Б позволяет использовать бюджетные средства в зависимости от имеющихся задач на определенном этапе;
- соблюдение принципа единства кассы позволяет сосредоточить все доходы и поступления на счете средств Б и направить их бюджетополучателям исходя из утвержденных бюджетных назначений;
- привлечение бюджетных кредитов из других Б БС в случаях возникновения временных кассовых разрывов при исполнении Б, при ликвидации последствий стихийных бедствий; временный кассовый разрыв - прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете Б денежных средств, необходимых для кассовых выплат из Б (такие кредиты выдаются на срок, не выходящий за пределы финансового года);
- изменение в ходе исполнения Б бюджетных назначений, если фактическое исполнение Б происходит с отклонениями от величин, заданных законами или решениями о Б; при поступлении сверхплановых доходов изменение бюджетных назначений создает правовые основания для осуществления расходов в объеме и по направлениям, отличающимся от утвержденных законом или решением о Б, исходя из фактического исполнения Б по доходам;
- формирование и использование бюджетных резервов.
1а. Бюджетные резервы.
1) резервные фонды:
- резервные фонды исполнительной власти формируются в расходной части Б; их размер устанавливается законами и решениями о соответствующих Б и не может превышать 3% общего объема расходов этих Б; средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; порядок использования средств резервных фондов устанавливается соответствующими органами:
Резервный фонд Правительства РФ (Постановления Правительства №810 и №838), Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, резервные фонды высших исполнительных органов ГВ СФ (Постановление Правительства Москвы от 06.12.05), резервные фонды местных администраций; использование средств регулируется распоряжениями исполнительных органов;
- Резервный фонд Президента РФ формируется в расходной части федерального Б в размере не более 1% утвержденного объема расходов; он используется на финансовое обеспечение непредвиденных расходов Б; законодательство не допускает расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов и на освещение деятельности президента; использование этих средств осуществляется на основе указов и распоряжений Президента (ст. 82);
- Резервный Фонд и Фонд будущих поколений - часть средств федерального Б, подлежащая обособленному учету и управлению; утверждаются в Б отдельной строкой; формируются за счет нефтегазовых доходов федерального Б и за счет средств от управления средствами этих фондов;
2) оборотно-кассовая наличность - вид бюджетных расходов, образующийся за рамками Б за счет остатков средств на начало (и конец) планируемого года и предназначенный для бесперебойного финансирования расходов при возникновении временных кассовых разрывов; в БК образование наличности не регламентируется, поэтому минимально необходимый уровень наличности и порядок ее расчета определяются органами ГВ СФ и МСУ самостоятельно (в федеральном Б она не формируется); использование оборотно-кассовой наличности планируется при поквартальном распределении доходов, расходов и источников ФД: в случае недостаточности в каком-либо квартале доходов и поступлений на покрытие предусмотренных расходов привлекается наличность; при этом суммы, заимствованные из наличности в течение года, до конца года должны быть восстановлены;
3) остаток бюджетных средств на счетах - денежные средства, образующиеся на счете Б на начало очередного финансового года; он формируется за счет:
- остатков на начало предыдущего финансового года;
- дополнительно полученных и не использованных при исполнении Б доходов;
- экономии в расходах;
остаток используется на покрытие временных кассовых разрывов, финансирование сверхплановых расходов.
2. Сбалансированность Б.
Сбалансированность в широком понимании - равенство объема расходов и объема доходов. Нарушение сбалансированности: профицит или дефицит. БК регулирует сбалансированность Б только в части дефицита. Сбалансированность Б (БК) означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений источников ФД. Б обязательно должны быть утверждены источники ФД. Дефицит:
- первичный: превышение расходов над доходами за исключением расходов на обслуживание государственного и муниципального долга;
- общий (итоговый): превышение общей суммы расходов над общей суммой доходов.
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для покрытия дефицита возможно путем:
а) проведения государственных или муниципальных заимствований: кредиты и займы, привлекаемые от иностранных государств, иностранных и международных организаций, по которым возникают долговые обязательства; это основной неинфляционный способ покрытия дефицита Б;
б) продажи государственного или муниципального имущества (земельных участков, материальных запасов); не инфляционный способ, но ограниченный;
в) кредитно-денежная эмиссия - увеличение количества денег в обращении, инфляционный способ; используется при кризисах государственных финансов.
Бюджетное законодательство (ст. 92, 94, 96) регламентирует конкретный состав источников ФД.
При составлении, утверждении и исполнении Б органы ГВ и МСУ должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита Б. Это достигается за счет изыскания резервов роста доходов Б, эффективного разграничения расходных обязательств РФ, СФ и МО, рационального и целевого использования бюджетных средств.
БК в настоящее время не регулирует общие направления расходования средств при профиците Б. Профицит также бывает первичным (без расходов на обслуживание долга) и общим. Б подлежит сбалансированию не только в части годовых назначений по доходам, расходам и источникам ФД Б, но и при их поквартальном распределении. В ходе поквартального распределения могут возникать временные кассовые разрывы, покрытие которых обеспечивается за счет оборотно-кассовой наличности, остатков бюджетных средств и путем привлечения бюджетных кредитов. Если в отдельные кварталы доходы и поступления превышают расходы, это превышение направляется на покрытие расходов следующего квартала.
3. Особенности Б государственных внеБФ.
В финансовом обеспечении органов ГВ особая роль принадлежит Б государственных внеБФ. Их средства учитываются на отдельных счетах. Важный отличительный признак внеБФ - достаточно узкое целевое назначение (в РФ - социальное). Поступление денежных средств в Б внеБФ осуществляется с учетом заранее обозначенных направлений использования этих средств (привязка определенных доходов к определенным расходам), т.е. принцип общего покрытия расходов Б теряет значимость. Одновременно существенно ограничивается маневренность средств фондов.
Согласно БК федеральные органы ГВ формируют Б Пенсионного фонда (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Федерального фонда социального страхования (ФСС), региональные - Б территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Средства Б внеБФ находятся в федеральной или региональной собственности, а порядок их формирования и исполнения регламентируется федеральными или региональными законами. Само управление средствами осуществляется соответствующими финансово-кредитными учреждениями (Московский городской фонд ОМС).
4. Бюджетные системы унитарного и федеративного государства. БС государства - совокупность Б государственно-территориальных и административно-территориальны
а) вид Б - форма образования и расходования бюджетных ресурсов, определенная органами ГВ и МСУ;
б) уровень Б - совокупность видов Б, соответствующих определенному уровню власти.
Факторы построения БС:
1) форма государственного устройства, которая определяет административно-территориально
а) особенности БС государства:
- двухуровневая структура (центральный и местные Б);
- высокая степень концентрации бюджетных средств в центральном Б;
- основными видами доходов местных Б являются отчисления от распределения доходов и финансовая помощь из центрального Б;
б) особенности БС федеративного государства:
- трехуровневая структура (федеральный, региональные и местные Б);
- разграничение доходов между уровнями БС на основе разграничения полномочий органов ГВ РФ и СФ;
- межбюджетное перераспределение средств в меньших объемах (по сравнению с унитарным);
- основными видами доходов региональных Б являются собственные доходы;
2) особенности территориальной организации МСУ отражает виды МО, их положение; механизм формирования местных Б устанавливается с учетом различий в статусе МО.
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие построение и функционирование БС РФ.
Построение и функционирование БС регулируется нормативно-правовыми актами, которые принимаются уполномоченными органами власти и имеют различную юридическую силу. Акты, действующие на территории:
1) РФ (федеральные):
- БК;
- федеральные законы о федеральном Б и Б федеральных внеБФ;
- федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения (184-ФЗ и 131-ФЗ);
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения;
2) СФ (региональные) принимаются в пределах компетенции, установленных Конституцией, БК, 184-ФЗ:
- законы СФ о бюджетном устройстве и процессе в СФ;
- законы о межбюджетных отношениях СФ;
- законы СФ о Б СФ и Б территориальных внеБФ;
- нормативно-правовые акты исполнительных органов ГВ СФ, регулирующие бюджетные правоотношения;
3) МО (местные) принимаются в пределах компетенции, установленной 131-ФЗ:
- решения представительных органов МО о местных Б;
- иные нормативно-правовые акты представительного органа МО;
- постановления главы местной администрации по вопросам формирования местных Б;
- решения о бюджетном устройстве и процессе МО.
Бюджетное законодательства РФ:
а) БК - основа бюджетного законодательства - определяет:
организацию и функционирование БС;
основы межбюджетных отношений;
правовое положение субъектов бюджетных правоотношений;
основы бюджетного процесса;
основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
б) федеральные законы о федеральном Б;
в) федеральные законы о Б федеральных внеБФ;
г) законы СФ о Б СФ;
д) законы СФ о территориальных внеБФ;
е) муниципальные правовые акты о местных Б;
б) - е) занимают особое положение:
* устанавливают определенные правила формирования Б, действующие в течение срока, на который составляется и утверждается Б;
* устанавливают основные характеристики Б: общий объем доходов и расходов, профицита / дефицита и источников ФД, межбюджетных трансфертов из других Б и другим Б;
* устанавливают верхние пределы внутреннего (государственного / муниципального) и внешнего (только государственного) долгов по состоянию на начало года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;