Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по "Бюджетному учету"
б) целевые статьи имеют внутреннюю структуру и включают программы и подпрограммы, обеспечивающие детализацию направлений использования средств; порядок присвоения кодов:
- распределение расходов федерального Б по целевым статьям и видам расходов осуществляется в соответствии с Приказом 74н;
- распределение расходов Б СФ и местных Б по целевым статьям и видам расходов осуществляется в порядке, устанавливаемом финансовыми органами СФ и МО (за исключением расходов, которые обеспечиваются за счет субвенций и субсидий); перечень целевых статей и видов расходов Б СФ и МО может содержать целевые статьи и виды расходов, предусмотренные Приказом 74н (при этом перечень исключительных расходов устанавливаются финансовым органом, за счет средств Б которого предоставляются эти трансферты);
- перечень и коды целевых статей и видов расходов утверждается законом / решением о Б в составе ведомственной структуры расходов Б или, в случаях, предусмотренных БК, сводной бюджетной росписью;
- уникальные коды целевых статей / видов расходов присваиваются каждому: публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции органов ГВ и МСУ, проекту для осуществления бюджетных инвестиций;
код целевой статьи состоит из 7 знаков (8-14 разряды общего кода): 3 - код статьи, 2 - код программы, 2 - код подпрограммы; код вида расходов состоит из 3 знаков (15-17 разряды общего кода);
3) по подразделениям классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам Б (группам, статьям, подстатьям операций); это группировка расходов Б в зависимости от их экономического содержания; она включает группы, статьи и подстатьи операций сектора, которые являются едиными для Б БС; группы сформированы исходя из влияния расходов на величину активов в распоряжении органов ГВ и МСУ; 4 группы операций:
- расходы;
- поступление нефинансовых активов;
- поступление финансовых активов;
- выбытие финансовых активов; СЛАЙД;
статьи и подстатьи раскрывают содержание операций, связанных с осуществлением соответствующих расходов; код операций состоит из 3 знаков (18-20 разряды общего кода;
законом / решением о Б утверждается ведомственная структура расходов Б, отражающая распределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств с привязкой к разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; отдельным приложением утверждается распределение расходов по целевым статьям и видам; распределение бюджетных ассигнований по подразделениям БКл операций сектора, относящихся к расходам Б, законом / решением о Б не утверждается.
4. Классификация источников ФД Б. Это группировка источников ФД по:
1) главным администраторам источников ФД;
* главный администратор источников ФД - определенный законом / решением о Б орган ГВ / МСУ / местной администрации / управления государственным внеБФ / организация, имеющие в своем ведении администраторов источников или являющиеся ими; * администратор источников ФД - вышеуказанные органы, имеющие право осуществлять операции с источниками;
код главного администратора состоит из 3 знаков (1-3 разряды общего кода); перечень и коды главных администраторов источников утверждается законом / решением о Б; закрепление источников ФД федерального Б за главными администраторами осуществляется в соответствии с Приказом 74н;
2) группам, подгруппам, статьям (в т.ч. подстатьям и элементам) и видам источников:
- перечень групп и подгрупп источников утвержден БК, а их коды - Приказом 74н; группы и подгруппы источников едины для всех Б БС; 2 группы источников: источники внутреннего и внешнего ФД Б; код группы состоит из 2 знаков (4-5 разряды общего кода);
- подгруппы отражают форму мобилизации соответствующих поступлений; в рамках подгрупп отражается разница между объемом поступления источников и объемом средств, направляемых на погашение соответствующих долговых обязательств; код подгруппы состоит из 2 знаков (6-7 разряды общего кода);
- по статьям, которые имеют внутреннюю структуру (статьи, подстатьи и элементы); перечень и коды статей и подстатей утверждаются законом / решением о Б; группировка источников ФД федерального Б и Б государственных внеБФ осуществляется на основе статей, предусмотренных Приказом 74н; элементы источников ФД отражают их принадлежность к Б БС; состав и коды элементов источников ФД аналогичны составу и кодам элементов доходов; код статьи состоит из 6 знаков (8-13 разряды общего кода): 2 - статья, 2 - подстатья и 2 -элемент;
- по видам источников ФД, которые отражают долговые обязательства, принимаемые и погашаемые в соответствующем финансовом году; перечень и коды видов источников утверждаются законом / решением о Б, при этом для федерального Б и Б государственных внеБФ установлены Приказом 74н; код вида источников ФД состоит из 4 знаков (14-17 разряды общего кода);
3) группировка по подразделениям классификации операций сектора государственного управления, относящимся к источникам ФД, по группам, статьям и подстатьям; группировка источников предусматривается по 7 группам и 16 статьям классификации; их состав и коды определены Приказом 74н; код группы состоит из 3 знаков (18-20 разряды общего кода).
Тема 5. Основы организации бюджетного процесса в РФ.
1. БП, его этапы и участники.
БП (с 01.01.08) - это регламентированная законодательством РФ деятельность органов ГВ, органов МСУ и иных участников БП по составлению и рассмотрению проектов Б, утверждению и исполнению Б, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Организация БП в РФ осуществляется в соответствии с установленными Конституцией РФ принципами единства кассы и подведомственности расходов, а также разделения ГВ на законодательную, исполнительную и судебную, органы который являются самостоятельными. Согласно принципу самостоятельности Б, предусмотренному БК, органы ГВ и МСУ самостоятельно осуществляют БП.
Бюджетные полномочия в части БП:
а) РФ: установление основ организации БП; установление порядка организации и осуществление БП на федеральном уровне;
б) СФ: установление порядка организации и осуществление БП на региональном уровне;
в) МО: установление порядка организации и осуществление БП на местном уровне.
Участники БП - субъекты, осуществляющие полномочия по элементам БП (см. выше):
1) на федеральном уровне:
- Президент РФ;
- органы законодательной власти – Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации и Государственная Дума;
- высший исполнительный орган РФ – Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие бюджетные полномочия (кроме полномочий главного распорядителя, главных администраторов доходов и источников ФД): Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- государственные органы РФ, осуществляющие бюджетные полномочия: Счетная палата, Центральный банк, органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
их бюджетные полномочия регулируются Конституцией, ФКЗ ("О Правительстве РФ"), БК и иными ФЗ ("О Счетной палате РФ", "О ЦБ РФ"), нормативными правовыми актами Президента и Правительства (Постановления Правительства "О Министерстве финансов РФ", "О федеральном казначействе"), правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти;
2) на региональном и местном уровне:
- высшие должностные лица СФ и главы МО;
- законодательные (представительные) органы ГВ СФ и представительные органы МО;
- исполнительные органы ГВ СФ и исполнительно-распорядительные органы МО;
- государственные и муниципальные органы, наделенные бюджетными полномочиями (включая органы управления бюджетами территориальных государственных внеБФ);
- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами Б СФ и местных Б;
- главные распорядители, распорядители и получатели средств Б СФ и МО;
- главные администраторы (администраторы) доходов Б СФ и МО;
- главные администраторы (администраторы) источников ФД Б СФ и МО;
бюджетные полномочия участников БП в СФ устанавливаются БК, 184 и иными ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ, Конституциями и Уставами СФ, законами и иными нормативными правовыми актами СФ;
бюджетные полномочия участников БП в МО регулируются БК, 131 и иными ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами СФ, уставами МО и иными муниципальными правовыми актами.
Каждый из участников БП обладает определенными бюджетными полномочиями, обеспечивающими выполнение возлагаемых на него функций:
а) полномочия Президента РФ как участника БП связаны с формированием бюджетной политики государства: ежегодно Федеральному Собранию РФ направляется Бюджетное Послание Президента РФ, в котором определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период; кроме того, Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, правом подписания и обнародования федеральных законов, правом применения отлагательного вето;
б) законодательные (представительные) органы ГВ и МСУ рассматривают и утверждают соответствующие Б и Б государственных внеБФ, а также отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением Б и Б государственных внеБФ, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих Б, осуществляют иные полномочия;
в) исполнительные (распорядительные) органы ГВ и МСУ обеспечивают составление проекта Б, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательными (представительными) органами, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение Б и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении Б на утверждение законодательным (представительным) органом, обеспечивает управление государственным / муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия;
г) финансовые органы составляют проект соответствующего Б, представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение Б, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, организуют исполнения Б, составляют и представляют отчет о кассовом исполнении Б, иные полномочия;
- федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения Б БС;
- Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета Б, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;
д) кредитные организации обслуживают счета Б в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими своих функций; они же могут привлекаться для осуществления операция по предоставлению / возврату бюджетных кредитов.
е) органы государственного / муниципального финансового контроля, созданные законодательными органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих Б, готовят заключение на годовой отчет об исполнении соответствующих Б, проводит экспертизы проектов соответствующих Б, а также экспертизы долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ;
ж) органы государственного / муниципального финансового контроля, созданные исполнительными органами, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих Б; они вправе проводить проверки Б СФ, являющихся получателями межбюджетных трансфертов из федерального Б, а органы государственного финансового контроля СФ, финансовые органы СФ вправе проводить проверки местных Б, получающих межбюджетные трансферты из Б СФ.
Самостоятельно ст.158, ст.160.1, ст.160.2, ст.162.
Статья 158. Главный распорядитель бюджетных средств
1. Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
2. Главный распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством Российской Федерации представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
3. Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.