Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по "Бюджетному учету"
- обслуживание государственного долга;
- финансирование национальной обороны;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики;
- исследование и использование космического пространства;
- финансирование деятельности федеральных государственных учреждений образования, культуры и искусства;
- финансовая поддержка СФ (трансферты);
- прочие расходы.
В соответствии с принципом сбалансированности Б объем предусмотренных Б расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений источников ФД.
Источники ФД федерального Б:
1) внутренние:
- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
- бюджетные кредиты, полученные от других Б в валюте РФ;
- кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций в валюте РФ;
- остатки средств на счетах по учету средств федерального Б в течение соответствующего финансового года;
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней;
- курсовая разница по средствам федерального Б;
- средства, полученные от возврата предоставленных из федерального Б бюджетных кредитов юридическим лицам в валюте РФ;
- средства, полученные от возврата предоставленных из федерального Б бюджетных кредитов другим Б в валюте РФ;
- иные;
2) внешние:
- средства от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- кредиты, полученные РФ от иностранных государств в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты;
- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в иностранной валюте;
- иные.
Кредиты Банка России и средства от приобретения им государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источником ФД федерального Б.
Дефицит федерального Б, утвержденный законом о федеральном Б на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер НГ дефицита федерального Б. Утвержденный этим же законом общий объем источников ФД федерального Б, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП, указанного в законе. Это ограничение может быть превышено только на сумму средств Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году.
2. Формирование Б СФ.
Формирование Б СФ осуществляется с учетом определенных требований, предусмотренных БК. 1 требование: размер дефицита не должен превышать долю утвержденного общего годового объема доходов Б без учета объема безвозмездных поступлений:
- 15% для обычных СФ;
- 10% для СФ, в Б которых доля межбюджетных трансфертов из федерального Б (за исключением субвенций) в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного Б СФ;
это ограничение может быть превышено только в случае утверждения законом СФ о Б в составе источников ФД Б объема поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также при снижении остатков средств на счетах по учету средств Б СФ; превышение может осуществляться в пределах сумм поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и сумм снижения остатков средств на счетах;
2 требование: предельный объем государственного долга СФ не должен превышать долю общего годового объема доходов Б СФ (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений):
- 100% для обычных СФ;
- 50% для СФ, в Б которых доля межбюджетных трансфертов из федерального Б (за исключением субвенций) в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного Б СФ;
3 требование: предельный объем расходов на обслуживание государственного долга СФ в очередном финансовом году не должен превышать 15% объема расходов данного Б за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций из других Б.
Доходы Б СФ:
1) налоговые доходы:
- федеральные налоги и сборы и налоги специальных налоговых режимов, зачисляемые в Б СФ в соответствии с БК (ст. 56-57: НПО, НДФЛ, А, НДПИ, СПО, исключая внутренние водные объекты, ГП, ЕСХН, ЕНУСН) и федеральным законом о федеральном Б (А на алкогольную продукцию и на автомобильные топлива);
- региональные налоги 100% в соответствии с БК (НИО, НИБ, ТН);
- денежные взыскания в виде санкций по этим налогам в доле зачисления налогов в Б СФ;
- в Б городов федерального значения зачисляются и местные налоги;
* БК предусмотрены особенности зачисления налоговых доходов в Б краев / областей, в состав которых входят автономные округа:
- федеральные налоги и сборы и налоги специальных налоговых режимов подлежат зачислению в Б края или области, если иное не предусмотрено федеральным законом о федеральном Б и договором между органами ГВ края / области и автономного округа;
- региональные налоги: чьи органы ГВ установили налог, того и тапки;
2) неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящегося в собственности СФ:
- дивиденды по акциям, находящимся в собственности СФ;
- доходы от предоставления бюджетных кредитов за счет средств Б СФ;
- доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий СФ;
- иные;
б) платежи при пользовании природными ресурсами:
- плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
- плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности СФ;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
в) доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат государства:
- доходы от оказания платных услуг государственными учреждениями СФ;
- сбор за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти СФ;
- иные;
г) доходы от продажи материальных и нематериальных активов:
- доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности СФ;
- доходы от продажи имущества, кроме акций и иного участия в капитале, находящегося в собственности СФ (за исключением имущества государственных автономных учреждений и унитарных предприятий СФ);
д) административные платежи и сборы;
е) штрафы, санкции и возмещение ущерба СФ:
- денежные взыскания за нарушение лесного законодательства в части лесных участков, находящихся в собственности СФ;
- денежные взыскания за нарушение водного законодательства в части водных объектов, находящихся в собственности СФ;
- денежные взыскания за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для нужд СФ;
- денежные взыскания за нарушение бюджетного законодательства в части Б СФ;
- иные;
нормативы отчислений от неналоговых доходов устанавливаются БК, федеральным законом о федеральном Б и законами субъектов;
3) безвозмездные поступления:
- от других Б БС (из федерального - дотации, субсидии, субвенции, из местных - субсидии);
- от юридических и физических лиц;
- от международных организаций;
- от правительств иностранных государств.
Поступившие в Б СФ средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов ГВ СФ по предметам ведения СФ и предметам совместного ведения РФ и СФ. Расходы Б СФ:
- финансирование деятельности высшего должностного лица СФ, законодательного и исполнительных органов ГВ СФ;
- проведение выборов в органы ГВ СФ и референдумов СФ;
- материально-техническое обеспечение мировых судей и содержание Конституционного или Уставного суда СФ;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального и межмуниципального характера;
- государственная поддержка отдельных отраслей экономики (сельскохозяйственное производство, транспорт пригородного и межмуниципального сообщения, строительство автомобильных дорог общего пользования межмуниципального назначения);
- осуществление межмуниципальных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- организация предоставления дошкольного и общего образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении СФ;
- содержание государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении СФ;
- обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- государственная поддержка учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении СФ;
- обеспечение библиотечного обслуживания населения библиотеками СФ;
- оказание специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях, находящихся в ведении СФ;
- социальная поддержка и социальное обслуживание определенной категории граждан (инвалиды, ветераны труда, дети-сироты и без попечения, малоимущие и т.д.);
- осуществление региональных программ в области физической культуры и спорта;
- обслуживание государственного долга СФ;
- выравнивание бюджетной обеспеченности МО на территории СФ;
- иные расходы.
Основной удельный вес в составе расходов СФ занимают расходы на предоставление межбюджетных трансфертов МО, а также на государственную поддержку отдельных отраслей экономики регионального и межмуниципального значения.
Источники ФД:
1) внутренние:
- средства, поступающие от размещения ценных бумаг СФ (номинал в рублях);
- кредиты от кредитных организаций в рублях;
- бюджетные кредиты из других Б БС в рублях;
- кредиты международных финансовых организаций в рублях;
- остатки средств на счетах по учету средств Б СФ;
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности СФ;
- средства, полученные от возврата предоставленных из Б кредитов юридическим лицам, другим Б;
- иные;
2) внешние (с 2008):
- средства, поступающие от размещения ценных бумаг СФ (номинал в иностранной валюте);
- кредиты, полученные от иностранных кредитных организаций в иностранной валюте;
- иные.
Кредиты Банка России и средства от приобретения им ценных бумаг СФ не могут быть источником ФД Б СФ.
3. Формирование местных Б.
Требования к формированию местных Б (ст. БК):
а) размер дефицита местного Б не должен превышать долю утвержденного общего годового объема доходов Б (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений):
- 10% для обычных МО;
- 5% для МО, в Б которых доля межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышала 70% общего объема собственных доходов;
ограничение может быть превышено только на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также на сумму снижения остатков средств на счетах по учету средств местного Б;
б) предельный объем муниципального долга не должен превышать долю утвержденного общегодового объема доходов (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений:
- 100% для обычных МО;
- 50% для МО, в Б которых доля межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышала 70% общего объема собственных доходов;
в) предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов местного Б (кроме расходов за счет субвенций).
Доходы местных Б:
1) налоговые доходы:
- федеральные налоги (НДФЛ, ГП) и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (ЕСХН, ЕНВД), зачисляемые в местные Б в соответствии с БК;
- региональные налоги, зачисляемые в местные Б в соответствии с законодательством СФ и МО;
- местные налоги (ЗН, НИФЛ), зачисляемые в соответствии с БК и муниципальными правовыми актами;
- денежные взыскания в виде санкций, применяемых по этим налогам в доле зачисления соответствующих налогов в местный Б;
это налоговые доходы, закрепленные БК за соответствующим видом Б или передаваемые органами ГВ СФ или МСУ муниципальных районов;
2) неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящихся в муниципальной собственности:
- дивиденды по акциям, принадлежащим МО;
- проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов за счет средств местного Б;
- доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных платежей;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов МСУ и созданных ими учреждений (кроме имущества муниципальных автономных учреждений);
б) платежи при пользовании природными ресурсами:
- плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности МО;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
в) доходы от оказания платных услуг и компенсаций З государства:
- доходы от оказания платных услуг муниципальными учреждениями;
- сбор за выдачу органами МСУ лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
г) доходы от продажи материальных и нематериальных активов:
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности (кроме имущества муниципальных автономных учреждений и унитарных предприятий);
- средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доходы МО;
д) административные платежи и сборы;
е) штрафы, санкции и возмещение ущерба МО:
- денежные взыскания за нарушение бюджетного законодательства в части местных Б;
- денежные взыскания за нарушение лесного законодательства, установленные на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;
- денежные взыскания за нарушение водного законодательства, установленные на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности;