Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по "Бюджетному учету"
ж) иные федеральные законы, законы СФ и муниципальные акты представительских органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения.
6. Структура БС РФ.
БС РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального, региональных, местных Б и Б внеБФ. БС охватывает весь объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов ГВ и МСУ. Структура БС регулируется БК, законами СФ о бюджетном устройстве и процессе. БС РФ включает:
1) федеральный уровень: федеральный Б и Б государственных внеБФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ; использование органами ГВ РФ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается;
2) региональный уровень: региональные Б и Б территориальных (государственных) внеБФ предназначены для исполнения расходных обязательств СФ; использование органами ГВ СФ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается; региональные Б:
- республиканские;
- краевые;
- областные;
- окружные автономных округов;
- областной автономной области;
- городские городов федерального значения;
3) местный уровень: местные Б предназначены для исполнения расходных обязательств МО; использование органами МСУ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается; многообразие видов МО (ст. 2 131-ФЗ) определяет многообразие видов местных Б:
- Б муниципальных районов;
- Б городских поселений и Б сельских поселений (могут предусматривать сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и других территорий, не являющихся МО);
- Б городских округов;
- Б внутригородских МО городов федерального значения (в Москве - 125 районов, в Санкт-Петербурге - 111 муниципальных округов, городов и поселений).
В соответствии с БК могут составляться консолидированные Б. Консолидированный Б - свод Б БС на соответствующей территории за исключением Б государственных внеБФ и без учета межбюджетных трансфертов. Они законодательно не утверждаются и имеют расчетно-аналитическое значение:
а) консолидированный Б РФ - федеральный Б и свод консолидированных Б СФ;
б) консолидированный Б СФ - региональный Б и свод Б МО, входящих в состав СФ;
в) консолидированный Б муниципального района - Б муниципального района и свод Б городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.
7. Принципы построения БС РФ.
В ст. 29-38 БК представлены принципы построения БС (первые 4) и функционирования БФ и органов бюджетного процесса (остальные):
а) единство БС – единство:
- бюджетного законодательства;
- принципов организации и функционирования БС;
- форм бюджетной документации, отчетности и классификации;
- санкций за нарушение;
- порядка формирования доходов и осуществления расходов Б;
- ведения бюджетного учета и отчетности и т.д.;
б) разграничение доходов, расходов и источников ФД между Б БС:
- закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за Б БС;
- определение полномочий органов ГВ и МСУ по формированию доходов, установлению и исполнению расходов;
в) самостоятельность Б:
- право и обязанность органов ГВ и МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность Б и эффективность использования средств;
- право и обязанность органов ГВ и МСУ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (кроме случаев БК);
- право органов ГВ и МСУ устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;
- право органов ГВ и МСУ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (кроме расходов за счет субсидий и субвенций);
- недопустимость расходов за счет средств более одного Б или без определения Б;
- недопустимость непосредственного исполнения расходов за счет других Б и т.д.;
г) равенство бюджетных прав СФ, МО:
- определение бюджетных полномочий органов ГВ СФ и МО;
- установление и исполнение расходов, формирование доходов;
- определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов
в соответствии с едиными принципами и требованиями БК;
д) полнота отражения доходов, расходов и источников ФД Б:
- все доходы и расходы подлежат отражению в Б в обязательном порядке и в полном объеме;
- все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств БС;
е) сбалансированность Б:
- объем предусмотренных Б расходов должен соответствовать суммарному объему доходов Б и поступлений из источников ФД;
- уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита;
ж) результативность и эффективность использования бюджетных средств: уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств (достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств);
з) общее (совокупное) покрытие расходов Б:
- все расходы Б должны покрываться общей суммой доходов Б и поступлений из источников ФД;
- доходы Б и поступления из источников ФД не могут быть увязаны с определенными расходами (кроме целевых бюджетных фондов, иностранных кредитов, субвенций);
и) прозрачность (открытость):
- обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов;
- обязательная открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам Б;
- секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального Б;
к) достоверность Б:
- надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;
- реалистичность расчета доходов и расходов Б;
л) адресность и целевой характер бюджетных средств: средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их финансирования.
При исполнении Б органы исходят их принципов подведомственности расходов бюджетов и единства кассы.
Тема 2. Межбюджетные отношения.
1. Содержание МБО.
МБО – отношения, возникающие между органами ГВ и МСУ в ходе:
- разграничения доходов, расходов и источников ФД Б между Б БС;
- распределения доходов между Б;
- межбюджетного перераспределения средств.
Субъекты - ОГВ РФ, ОГВ СРФ и ОМСУ МО.
МБО направлены на:
а) реализацию права ОГВ и ОМСУ на самостоятельное формирования собственных Б за счет закрепленных за Б доходов исходя из необходимости исполнения расходных обязательств;
б) создание равных финансовых возможностей ОГВ и ОМСУ для реализации возложенных на них полномочий;
в) выравнивание бюджетной обеспеченности СФ и МО;
г) возмещение дополнительных расходов ОГВ и ОМСУ, связанные с выполнением переданных им полномочий;
д) повышение уровня Б финансирования со стороны ОГВ СФ и ОМСУ на реализацию приоритетных для государства социальных мероприятий.
Организация МБО в РФ осуществляется в соответствии с такими актами, как:
* БК РФ, 184-ФЗ, 131-ФЗ;
* федеральные законы о федеральных Б и Б государственных ВБФ на очередной год;
* нормативно-правовые акты Правительства и Президента;
* законы СФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о МБО субъектов;
* законы СФ о Б СФ и Б территориальных ВБФ;
* решения ОМСУ о местных Б.
2. Разграничение расходных обязательств между РФ, СФ и МО.
Расходные обязательства - обусловленные нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего Б. Разграничение расходных обязательств между Б БС РФ - закрепление расходов за Б в соответствии с законодательством РФ и их осуществление на основе расходных обязательств РФ, СФ и МО.
В основе разграничения расходных обязательств РФ и СФ лежат:
а) разграничение предметов ведения (Конституция):
- предметы ведения РФ (ст. 71);
- предметы совместного ведения РФ и СФ (ст. 72);
- предметы ведения СФ (ст. 73);
б) разграничение полномочий по соответствующим предметам ведения (184-ФЗ):
- полномочия ОГВ РФ по предметам ведения РФ (…);
- полномочия ОГВ РФ по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 7 ст. 26.3);
- полномочия ОГВ СФ по предметам совместного ведения, осуществляемым ОГВ СФ самостоятельно (п. 2, 5 ст. 26.3);
- полномочия ОГВ СФ по предметам ведения СФ (Конституции и Уставы, законы СФ).
В итоге разграничение расходов (БК):
1) расходные обязательства РФ возникают при осуществлении ОГВ РФ полномочий по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 1 ст. 84); они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД Б РФ и за счет средств государственных внеБФ (п. 2 ст. 84);
2) расходные обязательства СФ возникают при осуществления ОГВ СФ полномочий по предметам ведения СФ и предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 1 ст. 85); они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД Б СФ и за счет средств территориальных внеБФ.
С учетом изменений в территориальных организации МСУ возникает необходимость разграничения расходных обязательств МО различного вида:
а) разграничение предметов ведения (131-ФЗ):
- вопросы местного значения поселений (ст. 14);
- вопросы местного значения муниципальных районов (ст. 15);
- вопросы местного значения городских округов (ст. 16);
б) разграничение полномочий (уставы МО):
- полномочия ОМСУ поселений по решению вопросов местного значения поселений;
- полномочия ОМСУ муниципальных районов по решению вопросов местного значения муниципальных районов;
- полномочия ОМСУ городских округов по решению вопросов местного значения городских округов.
В итоге разграничение расходов (БК) – за Б каждого вида МО закрепляются расходные обязательства, возникающие при осуществлении ОМСУ полномочий по решению соответствующих вопросов местного значения; они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД соответствующего местного Б.
Процесс разграничения полномочий дополняется процессом их передачи – исключения определенных полномочий из компетенции ОГВ одного уровня и включения этих полномочий в компетенцию ОГВ другого уровня на срок или бессрочно:
а) от ОГВ РФ:
- международным объединениям (ст. 79 Конституции)
- ОГВ СФ по соглашению (ст. 78 Конституции) за счет субвенций из Б РФ;
- ОМСУ за счет субвенций из Б СФ, переданных из Б РФ;
б) от ОГВ СФ:
- ОГВ РФ по соглашению (ст. 78 Конституции) за счет субвенций из Б СФ;
- другим ОГВ СФ;
- ОМСУ за счет субвенций из Б СФ;
в) от ОМСУ:
- другим ОМСУ за счет субвенций из Б МО.
Средства, направленные на исполнение расходных обязательств для обеспечения переданных расходных полномочий отражаются в Б отдельно.
3. Разграничение доходов между Б.
Разграничение доходов - законодательно закрепление федеральными ОГВ соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за определенными Б БС. Разграничение доходов позволяет обеспечить ОГВ и ОМСУ средствами, снизить масштабы перераспределения средств между Б, создать стабильные условия взаимоотношений РФ, СФ и МО, стимулировать ОГВ СФ и ОМСУ к наиболее полной мобилизации доходов на соответствующей территории. Формы разграничения:
1) разделение доходов между уровнями ОГВ и ОМСУ: основано на определении органа власти, в чьей компетенции находится введение данного дохода и установление порядка его исчисления и взимания; все списки налогов закрыты, т.е. ОГВ и ОМСУ не могут устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные НК:
а) федеральные – налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы (А);
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- единый социальный налог (ЕСН);
- налог на прибыль организаций (НПО);
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- водный налог (ВН);
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (СПО);
- государственная пошлина (ГП);
все элементы установлены НК;
б) региональные – налоги, установленные НК и законами СФ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих СФ:
- налог на имущество организаций (НИО);
- налог на игорный бизнес (НИБ);
- транспортный налог (ТН);
ОГВ СФ в порядке и пределах, определенных НК, устанавливают ставки налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, основания и порядок их применения; остальные элементы установлены НК;
в) местные – налоги, установленные НК и нормативными правовыми актами представительных ОМСУ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих МО:
- земельный налог (ЗН);
- налог на имущество физических лиц (НИФЛ);
ОМСУ в порядке и пределах, определенных НК, устанавливают ставки налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, основания и порядок их применения; остальные элементы установлены НК;
в городах федерального значения местные налоги устанавливаются НК и законами СФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих СФ;
г) налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами – налоги, установленные НК и обязательные к уплате налогоплательщиками, которые на них перешли:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- единый налог при упрощенной системе налогообложения (ЕНУСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- налог при выполнении соглашений о разделе продукции (НСРП);
они могут предусматривать особый порядок налогообложения и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов;
* проблемы:
- федеральные налоги и сборы самые значительные по объему и самые устойчивые по поступлениям (преобладание интересов федеральных ОГВ при разграничении доходов);
- ОГВ СФ и ОМСУ не могут оказать существенного влияния на объем доходов, поступающих в их Б от уплаты региональных и местных налогов;
2) квотирование поступлений дохода - разграничение доходов путем квотирования контингента (ст. 50-51, 56-57, 61-62 БК) и ставок (НК); квотирование позволяет обеспечить ОГВ СФ и ОМСУ полной и своевременной мобилизацией налогов на соответствующей территории и сохранить единый методологический подход в налогообложении объекта на всей территории РФ; проблемы: