Лекции по "Бюджету и бюджетному учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курс лекций

Описание

Работа содержит лекционный материал по "Бюджетному учету"

Работа состоит из  1 файл

лекции по БИБУ все(прошлый год).doc

— 427.00 Кб (Скачать документ)

ж) иные федеральные законы, законы СФ и муниципальные акты представительских органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения.

6. Структура БС РФ.

БС РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального, региональных, местных Б и Б внеБФ. БС охватывает весь объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов ГВ и МСУ. Структура БС регулируется БК, законами СФ о бюджетном устройстве и процессе. БС РФ включает:

1) федеральный уровень: федеральный Б и Б государственных внеБФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ; использование органами ГВ РФ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается;

2) региональный уровень: региональные Б и Б территориальных (государственных) внеБФ предназначены для исполнения расходных обязательств СФ; использование органами ГВ СФ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается; региональные Б:

- республиканские;

- краевые;

- областные;

- окружные автономных округов;

- областной автономной области;

- городские городов федерального значения;

3) местный уровень: местные Б предназначены для исполнения расходных обязательств МО; использование органами МСУ иных форм образования и расходования денежных средств для этих целей не допускается; многообразие видов МО (ст. 2 131-ФЗ) определяет многообразие видов местных Б:

- Б муниципальных районов;

- Б городских поселений и Б сельских поселений (могут предусматривать сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и других территорий, не являющихся МО);

- Б городских округов;

- Б внутригородских МО городов федерального значения (в Москве - 125 районов, в Санкт-Петербурге - 111 муниципальных округов, городов и поселений).

В соответствии с БК могут составляться консолидированные Б. Консолидированный Б - свод Б БС на соответствующей территории за исключением Б государственных внеБФ и без учета межбюджетных трансфертов. Они законодательно не утверждаются и имеют расчетно-аналитическое значение:

а) консолидированный Б РФ - федеральный Б и свод консолидированных Б СФ;

б) консолидированный Б СФ - региональный Б и свод Б МО, входящих в состав СФ;

в) консолидированный Б муниципального района - Б муниципального района и свод Б городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.

7. Принципы построения БС РФ.

В ст. 29-38 БК представлены принципы построения БС (первые 4) и функционирования БФ и органов бюджетного процесса (остальные):

а) единство БС – единство:

- бюджетного законодательства;

- принципов организации и функционирования БС;

- форм бюджетной документации, отчетности и классификации;

- санкций за нарушение;

- порядка формирования доходов и осуществления расходов Б;

- ведения бюджетного учета и отчетности и т.д.;

б) разграничение доходов, расходов и источников ФД между Б БС:

- закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за Б БС;

- определение полномочий органов ГВ и МСУ по формированию доходов, установлению и исполнению расходов;

в) самостоятельность Б:

- право и обязанность органов ГВ и МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность Б и эффективность использования средств;

- право и обязанность органов ГВ и МСУ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (кроме случаев БК);

- право органов ГВ и МСУ устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;

- право органов ГВ и МСУ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (кроме расходов за счет субсидий и субвенций);

- недопустимость расходов за счет средств более одного Б или без определения Б;

- недопустимость непосредственного исполнения расходов за счет других Б и т.д.;

г) равенство бюджетных прав СФ, МО:

- определение бюджетных полномочий органов ГВ СФ и МО;

- установление и исполнение расходов, формирование доходов;

- определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов

в соответствии с едиными принципами и требованиями БК;

д) полнота отражения доходов, расходов и источников ФД Б:

- все доходы и расходы подлежат отражению в Б в обязательном порядке и в полном объеме;

- все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств БС;

е) сбалансированность Б:

- объем предусмотренных Б расходов должен соответствовать суммарному объему доходов Б и поступлений из источников ФД;

- уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита;

ж) результативность и эффективность использования бюджетных средств: уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств (достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств);

з) общее (совокупное) покрытие расходов Б:

- все расходы Б должны покрываться общей суммой доходов Б и поступлений из источников ФД;

- доходы Б и поступления из источников ФД не могут быть увязаны с определенными расходами (кроме целевых бюджетных фондов, иностранных кредитов, субвенций);

и) прозрачность (открытость):

- обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов;

- обязательная открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам Б;

- секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального Б;

к) достоверность Б:

- надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;

- реалистичность расчета доходов и расходов Б;

л) адресность и целевой характер бюджетных средств: средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их финансирования.

При исполнении Б органы исходят их принципов подведомственности расходов бюджетов и единства кассы.

 

Тема 2. Межбюджетные отношения.

1. Содержание МБО.

МБО – отношения, возникающие между органами ГВ и МСУ в ходе:

- разграничения доходов, расходов и источников ФД Б между Б БС;

- распределения доходов между Б;

- межбюджетного перераспределения средств.

Субъекты - ОГВ РФ, ОГВ СРФ и ОМСУ МО.

МБО направлены на:

а) реализацию права ОГВ и ОМСУ на самостоятельное формирования собственных Б за счет закрепленных за Б доходов исходя из необходимости исполнения расходных обязательств;

б) создание равных финансовых возможностей ОГВ и ОМСУ для реализации возложенных на них полномочий;

в) выравнивание бюджетной обеспеченности СФ и  МО;

г) возмещение дополнительных расходов ОГВ и ОМСУ, связанные с выполнением переданных им полномочий;

д) повышение уровня Б финансирования со стороны ОГВ СФ и ОМСУ на реализацию приоритетных для государства социальных мероприятий.

Организация МБО в РФ осуществляется в соответствии с такими актами, как:

* БК РФ, 184-ФЗ, 131-ФЗ;

* федеральные законы о федеральных Б и Б государственных ВБФ на очередной год;

* нормативно-правовые акты Правительства и Президента;

* законы СФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о МБО субъектов;

* законы СФ о Б СФ и Б территориальных ВБФ;

* решения ОМСУ о местных Б.

2. Разграничение расходных обязательств между РФ, СФ и МО.

Расходные обязательства - обусловленные нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего Б. Разграничение расходных обязательств между Б БС РФ - закрепление расходов за Б в соответствии с законодательством РФ и их осуществление на основе расходных обязательств РФ, СФ и МО.

В основе разграничения расходных обязательств РФ и СФ лежат:

а) разграничение предметов ведения (Конституция):

- предметы ведения РФ (ст. 71);

- предметы совместного ведения РФ и СФ (ст. 72);

- предметы ведения СФ (ст. 73);

б) разграничение полномочий по соответствующим предметам ведения (184-ФЗ):

- полномочия ОГВ РФ по предметам ведения РФ (…);

- полномочия ОГВ РФ по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 7 ст. 26.3);

- полномочия ОГВ СФ по предметам совместного ведения, осуществляемым ОГВ СФ самостоятельно (п. 2, 5 ст. 26.3);

- полномочия ОГВ СФ по предметам ведения СФ (Конституции и Уставы, законы СФ).

В итоге разграничение расходов (БК):

1) расходные обязательства РФ возникают при осуществлении ОГВ РФ полномочий по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 1 ст. 84); они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД Б РФ и за счет средств государственных внеБФ (п. 2 ст. 84);

2) расходные обязательства СФ возникают при осуществления ОГВ СФ полномочий по предметам ведения СФ и предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям ОГВ СФ (п. 1 ст. 85); они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД Б СФ и за счет средств территориальных внеБФ.

С учетом изменений в территориальных организации МСУ возникает необходимость разграничения расходных обязательств МО различного вида:

а) разграничение предметов ведения (131-ФЗ):

- вопросы местного значения поселений (ст. 14);

- вопросы местного значения муниципальных районов (ст. 15);

- вопросы местного значения городских округов (ст. 16);

б) разграничение полномочий (уставы МО):

- полномочия ОМСУ поселений по решению вопросов местного значения поселений;

- полномочия ОМСУ муниципальных районов по решению вопросов местного значения муниципальных районов;

- полномочия ОМСУ городских округов по решению вопросов местного значения городских округов.

В итоге разграничение расходов (БК) – за Б каждого вида МО закрепляются расходные обязательства, возникающие при осуществлении ОМСУ полномочий по решению соответствующих вопросов местного значения; они исполняются за счет собственных доходов и источников ФД соответствующего местного Б.

Процесс разграничения полномочий дополняется процессом их передачи – исключения определенных полномочий из компетенции ОГВ одного уровня и включения этих полномочий в компетенцию ОГВ другого уровня на срок или бессрочно:

а) от ОГВ РФ:

- международным объединениям (ст. 79 Конституции)

- ОГВ СФ по соглашению (ст. 78 Конституции) за счет субвенций из Б РФ;

- ОМСУ за счет субвенций из Б СФ, переданных из Б РФ;

б) от ОГВ СФ:

- ОГВ РФ по соглашению (ст. 78 Конституции) за счет субвенций из Б СФ;

- другим ОГВ СФ;

- ОМСУ за счет субвенций из Б СФ;

в) от ОМСУ:

- другим ОМСУ за счет субвенций из Б МО.

Средства, направленные на исполнение расходных обязательств для обеспечения переданных расходных полномочий отражаются в Б отдельно.

3. Разграничение доходов между Б.

Разграничение доходов - законодательно закрепление федеральными ОГВ соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за определенными Б БС. Разграничение доходов позволяет обеспечить ОГВ и ОМСУ средствами, снизить масштабы перераспределения средств между Б, создать стабильные условия взаимоотношений РФ, СФ и МО, стимулировать ОГВ СФ и ОМСУ к наиболее полной мобилизации доходов на соответствующей территории. Формы разграничения:

1) разделение доходов между уровнями ОГВ и ОМСУ: основано на определении органа власти, в чьей компетенции находится введение данного дохода и установление порядка его исчисления и взимания; все списки налогов закрыты, т.е. ОГВ и ОМСУ не могут устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные НК:

а) федеральные – налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы (А);

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

- единый социальный налог (ЕСН);

- налог на прибыль организаций (НПО);

- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

- водный налог (ВН);

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (СПО);

- государственная пошлина (ГП);

все элементы установлены НК;

б) региональные –  налоги, установленные НК и законами СФ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих СФ:

- налог на имущество организаций (НИО);

- налог на игорный бизнес (НИБ);

- транспортный налог (ТН);

ОГВ СФ в порядке и пределах, определенных НК, устанавливают ставки налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, основания и порядок их применения; остальные элементы установлены НК;

в) местные – налоги, установленные НК и нормативными правовыми актами представительных ОМСУ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих МО:

- земельный налог (ЗН);

- налог на имущество физических лиц (НИФЛ);

ОМСУ в порядке и пределах, определенных НК, устанавливают ставки налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, основания и порядок их применения; остальные элементы установлены НК;

в городах федерального значения местные налоги устанавливаются НК и законами СФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих СФ;

г) налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами – налоги, установленные НК и обязательные к уплате налогоплательщиками, которые на них перешли:

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

- единый налог при упрощенной системе налогообложения (ЕНУСН);

- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

- налог при выполнении соглашений о разделе продукции (НСРП);

они могут предусматривать особый порядок налогообложения и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов;

* проблемы:

- федеральные налоги и сборы самые значительные по объему и самые устойчивые по поступлениям (преобладание интересов федеральных ОГВ при разграничении доходов);

- ОГВ СФ и ОМСУ не могут оказать существенного влияния на объем доходов, поступающих в их Б от уплаты региональных и местных налогов;

2) квотирование поступлений дохода - разграничение доходов путем квотирования контингента (ст. 50-51, 56-57, 61-62 БК) и ставок (НК); квотирование позволяет обеспечить ОГВ СФ и ОМСУ полной и своевременной мобилизацией налогов на соответствующей территории и сохранить единый методологический подход в налогообложении объекта на всей территории РФ; проблемы:

Информация о работе Лекции по "Бюджету и бюджетному учету"