Направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание

Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3
1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………4
2.СТРУКТУРА БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………....6
2.1. Неурегулированность отношений между Центром и субъектами РФ, представляющими различные государственно- территориальные образования…………………………………...……..8
2.2. Неурегулированность отношений между субъектами РФ, одни из которых находятся на территории других……………..…...................8
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………...………....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...………………………………………......16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа состоит из  1 файл

готовый вариант 2.docx

— 148.55 Кб (Скачать документ)

      Основными причинами огромных различий в бюджетной  обеспеченности субъектов Федерации  являются:

      – уровень экономического развития регионов;

      – степень их обеспеченности природными ресурсами;

      – различная структура экономики регионов, определяющая разный  налоговый потенциал;

      – неодинаковые усилия региональных властей по сбору налогов.

      Наряду  с показателем ВРП на душу населения  для правильной организации бюджетных  отношений большое значение имеет  соотношение средней по региону  начисленной заработной платы к  прожиточному минимуму. Данный показатель не только отражает уровень жизни  в конкретном регионе, но и потребности  его жителей в бюджетных услугах. Чем ниже отношение заработной платы  к прожиточному минимуму, тем выше потребности в бюджетных услугах  у жителей региона, поскольку  в таких условиях они оказываются  неспособными осуществлять значительный объем расходов за счет собственных  доходов. В свою очередь, это предполагает увеличение финансовой помощи конкретному  региону и, соответственно, интенсификацию бюджетных отношений. Низкое соотношение  между средней заработной платой и прожиточным минимумом в  целом характерно для дотационных  регионов. Их жители вследствие невысоких  доходов пользуются значительным объемом  общественных услуг. Это, в частности, относится к Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии – Алании, Тыве, Марий Эл, Мордовии, Ивановской области. В то же время низкое отношение заработной платы к прожиточному минимуму наблюдается в Саратовской, Ульяновской областях, Приморском крае. Высокое отношение заработной платы к прожиточному минимуму отмечается в основном в экспортно ориентированных регионах: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Башкортостане, а также в г. Москве и Свердловской области. Отсутствие эффективной политики в сфере заработной платы обусловливает увеличение объема услуг, предоставляемых государственной властью и муниципальными образованиями за счет бюджетных источников.

      Критерии  выравнивания бюджетной обеспеченности регионов определяются общим социально-экономическим  положением государства. В условиях устойчивого развития федеральное  правительство в состоянии обеспечивать единый по стране уровень социальных гарантий и, соответственно, бюджетных  услуг. Для государств со средним  развитием приемлемым критерием  выравнивания может быть гарантированный  минимум бюджетных услуг. Для  его достижения требуется относительно небольшое по объему перераспределение  финансовых ресурсов между регионами. Поэтому данный критерий может использоваться в федеративных государствах с ограниченными  финансовыми полномочиями центральных  властей. В странах, переживающих социально-экономические  кризисы, критерием выравнивания бюджетной  обеспеченности является фактический  бюджетный минимум. Это означает, что предоставление финансовой помощи регионам ограничивается объемом средств, выделяемых федеральным центром  после финансирования своих основных потребностей.

      Для современной России весьма актуальной задачей является отказ от предоставления финансовой помощи по критерию фактического бюджетного минимума и переход к  ее оказанию по критерию гарантированного минимума. В этом случае будет достигнута стабилизация уровня жизни не только в относительно благополучных, но и в депрессивных регионах. Тем самым улучшится социальная ситуация в стране в целом. Однако для обеспечения такого перехода нужен устойчивый рост доходов бюджетов всех уровней, достижимый при значительных темпах увеличения ВВП.

      Большое значение для оптимизации финансовой поддержки регионов имеет совершенствование  методических основ формирования и  использования Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). В 1994 – 2003 гг. изменения в методику распределения средств этого фонда вносились по следующим основным направлениям:

      – определение источников формирования ФФПР;

      – становление методических основ распределения средств ФФПР;

      – выбор единого критерия расчета объема средств, необходимых для  бюджетного выравнивания;

      – обеспечение сопоставимости расходных потребностей регионов;

      – применение единых для всех регионов принципов предоставления  средств ФФПР на основе нормативно-долевого перехода.

      Несмотря  на все преимущества методики, использованной в 2002 – 2003 гг., по сравнению с ранее применяемыми вариантами она не была свободна от серьезных недостатков. В ней не удалось связать предоставление трансфертов конкретным регионам со сложившимся в них уровнем жизни. Дело в том, что дифференциация регионов по такому показателю, как ВРП на душу населения, не совпадает с их дифференциацией по стандартному набору показателей, характеризующих уровень жизни. К их числу, например, относятся объем розничного товарооборота на душу населения, обеспеченность жильем (кв. м на душу населения), количество легковых автомобилей на 10 тыс. жителей. Указанные показатели косвенно отражают перераспределение между регионами заработной платы и предпринимательских доходов. Видимо, объем предоставляемых из ФФПР средств должен корректироваться с учетом показателя расходов на конечное потребление домашних хозяйств.

      Современная бюджетная политика, включая ее составную  часть по совершенствованию межбюджетных отношений, безусловно, обеспечивает создание ряда предпосылок для увеличения инвестиций в отечественную экономику, создания условий для ее устойчивого  роста и повышения конкурентоспособности. Принципиальной особенностью такой  политики является ее реализация с  помощью гибких в экономико-финансовом отношении и универсальных в  смысле объекта приложения инструментов. Они в большинстве своем должны быть ориентированы на регулирование  не самих отраслей экономики, а макроэкономических показателей (речь идет о поддержании  эффективных пропорций агрегированных показателей валового национального  выпуска; приемлемого уровня инфляции; эффективного обменного курса рубля  и ставки рефинансирования; таможенных тарифов; экспортных и импортных  квот и пр.). В данной связи, стране предстоит решить следующие задачи.

      1. Стимулирование инструментами налоговой  политики позитивных структурных  изменений в экономике, последовательное  снижение совокупной налоговой  нагрузки на бизнес.

      При этом следует иметь в виду, что  действующий Бюджетный кодекс РФ значительно усиливает экономическое  неравенство субъектов Федерации. Из-за непропорционального перераспределения  социальных обязательств и налоговых  поступлений усиливается экономическая  зависимость регионов от федерального центра, что негативно сказывается  на экономической динамике территорий и инициирует обострение межбюджетных отношений.

      Решение этих проблем требует уточнения  ряда приоритетов, регулирующих федеральные  отношения.

      Одним из них является вопрос справедливого  распределения государственной  собственности между центром  и субъектами как вещественной основы экономического роста.

      Представляется, что государственная собственность, расположенная на территории субъекта, если она не имеет стратегического  для страны назначения, могла бы быть передана на субфедеральный уровень с пропорциональными ее бюджетной производительности социальными мандатами. Если федеральная собственность "доходопоглощающая", то ее можно передать субъектам вместе с соответствующим финансовым покрытием (субсидированием) из центра.

      2. Достижение стабильно низкого  уровня инфляции. Устойчивость российского  рубля является тем условием, при котором экономика работает  эффективно и бесперебойно. Низкая  инфляция создает благоприятные  условия для накопления и инвестирования  средств в результате сокращения  риска потери покупательной способности  денег; укрепляются и получают  возможность эффективно функционировать  кредитные и финансовые рынки.  Сохранение в течение последних  лет высоких темпов инфляции  формирует высокие инфляционные  ожидания, которые носят инерционный  характер, и превышение инфляцией  установленных ориентиров приводит  к ее ожидаемому автоматическому  росту, сохранению высокой склонности  к потреблению.

      Важным  шагом к поддержанию макроэкономической стабильности должно стать создание фонда будущих поколений, аккумулирующего  доходы бюджета, связанные с использованием невозобновляемых природных ресурсов и благоприятной внешней конъюнктурой. Требуется предусмотреть возможность  инвестирования этих средств в проекты, обеспечивающие в долгосрочной перспективе  достаточно высокий доход. Это позволило  бы перейти к последовательному  замещению в долгосрочной перспективе  сокращающихся в процентах от ВВП доходов от использования  природных запасов инвестиционными  доходами от размещения накопленных  средств.

      3. Реализация приоритетных национальных  проектов, направленных на модернизацию  социальной сферы, в том числе  сферы здравоохранения и образования,  обеспечения населения доступным  и комфортным жильем. Значительный  социальный эффект будет также  иметь реализация национального  проекта в сфере АПК.

    Развитие  АПК будет осуществляться по трем основным направлениям:

1) ускоренное  развитие животноводства;

2) стимулирование  развития малых форм хозяйствования;

3) обеспечение  жильем молодых специалистов  и их семей на селе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Анализ  экономики России за последние несколько  лет позволяет подтвердить действенность  и в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора.

      Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и  повышению уровня народного благосостояния. Основные цели и задачи бюджетной  политики на 2009-2011 годы. При определении  целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой  экономики. Внешние факторы оказывают  серьезное воздействие на российскую экономику.

      Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики  еще не отвечает современным требованиям  динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры  экономики развитых стран, где высок  удельный вес образования, науки, здравоохранения. При таких условиях необходимо повышение  устойчивости национальной экономики  на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления  модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской  деятельности.

     Развитие  бюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов  публичной власти, прежде всего при  осуществлении инвестиционных и  социальных расходов. Определение дополнительных сфер государственного управления, в  которых могут быть применены  принципы делегирования исполнения федеральных полномочий органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации с предоставлением  субвенций из федерального бюджета. Своевременное принятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций из федерального бюджета  для исполнения делегируемых федеральных  полномочий и контроля за эффективностью их использования. Назрела необходимость  включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных  норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение  бюджетного законодательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26 04.2007 г.).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р «О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 годах и плане мероприятий по её реализации».
  3. Федеральный закон № 19-ФЗ от 03.03.2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"».
  4. Ковалева Т. М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005 г.
  5. Александров И. М.  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и К 2006 г.
  6. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Вариант №2

ДОХОДЫ  БЮДЖЕТА

     Доходы  бюджета района включают налоговые  и неналоговые доходы.

К налоговым  доходам относят поступление  следующих видов налогов:

     - налога на имущество физических  лиц;

Информация о работе Направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях