Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – изучить историю, правовые основы функционирования и выявить перспективы развития системы местного управления и самоуправления в Беларуси.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть историю местного управления и самоуправления в Беларуси;
- изучить модели местного самоуправления;
- выявить правовое положение и перспективы развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Развитие местного управления и самоуправления в Беларуси 6
1.2. Модели местного самоуправления 13
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Вышеперечисленные аспекты – представительная демократия, децентрализация, субсидиарность – часть одной философии, которая на практике может иметь гораздо больший эффект при активной гражданской позиции населения не только при решении дел государственной важности, но и в практической плоскости при решении задач местного значения. Активная гражданская позиция выражается в повышении заинтересованности жителей в решении насущных проблем, а также в накоплении культурного наследия, самосознания, функциональности и оптимального решения повседневных вопросов. Все вышесказанное должно базироваться не только на букве закона, содержащейся в Хартии, но и на конкретной имплементации его норм в повседневной жизни. Это должно выражаться в наделении местных властей реальной автономией, которая предполагает защиту юридического статуса, политическую независимость в пределах определенных полномочий, а также финансовую независимость.
Для более эффективного выполнения Хартии создан механизм мониторинга за имплементацией положений, закрепленных в ней. Внутри Совета Европы таким органом стала Конференция региональных и местных властей Европы, которая после 1994 года получила статус одной из основных базовых органов Совета Европы наряду с Комитетом министров и Парламентской ассамблеей. Следующим шагом на этом пути стало создание Комитета независимых экспертов Совета Европы по региональным и местным властям (правительствам).
В результате исследования основополагающих нормативных актов и сравнения их положений с опытом зарубежных стран можно прийти к выводу о том, что российская и белорусская система местного самоуправления, несмотря на общую близость правовых институтов с континентальной системой права, имеет больше черт схожих все-таки с англосаксонской системой, предоставляя муниципалитетам большую самостоятельность и независимость от государственной власти. Роль государства, аналогично положению в Великобритании, сводиться к установлению общих принципов и норм путем принятия и изменения федеральных законов и обеспечению соответствующих гарантий и законности. Тем не менее, в отличие от Великобритании принцип позитивного регулирования в наших странах был заменен на принцип «что не запрещено, то разрешено», свойственный большинству российских институтов. Таким образом, можно говорить о существовании комбинированной системы местного самоуправления с преобладанием англосаксонского подхода к самостоятельности и независимости муниципальных образований и органов.
Раздел V Конституции Республики
Беларусь посвящен местному управлению
и самоуправлению. Ст. 117 Конституции
определяет, что местное управление
и самоуправление осуществляется гражданами
через местные Советы депутатов, исполнительные
и распорядительные органы, органы территориального
общественного самоуправления, местные
референдумы, собрания и другие формы
прямого участия в государственных и общественных
делах. Местные Советы депутатов избираются
гражданами соответствующих административно-
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Как отмечает К.Н. Кунцевич, теоретические основы местного управления и самоуправления были разработаны идеологами буржуазной революции, связавшими его природу и роль с идеями выборности властей и самоуправления общин [21, c.132].
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.02.1991 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление – это «форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории» [2].
Местное самоуправление – форма
организации и деятельности граждан
для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими органы
социальных, экономических, политических
и культурных вопросов местного значения
исходя из интересов населения и особенностей
развития административно-
Самостоятельное решение населением вопросов местного значения – вот суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона. Это относится к проблемам, которые имеют местное значение. Конституция связывает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. И это оправданно, поскольку никакая самостоятельность действий и решений невозможна без имущественной базы. В сущности, важнейшую содержательную сторону решений, связанных с обеспечением интересов жителей городов и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местного самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов самоуправления собственности, во-вторых, эффективным участием органов самоуправления в определении ее пообъектного состава и, в-третьих, обеспечением правового статуса этой собственности как таковой [22, c. 16].
В соответствии с общей концепцией Конституции, устанавливающей, что единственным источником власти является народ, местное самоуправление непосредственно связывается с возможностью самого населения решать соответствующие вопросы. Здесь же подчеркиваются права самих граждан как первичных субъектов самоуправления.
Основные принципы местного управления и самоуправления закреплены в ст. 5 Закона от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии с принципами:
1) народовластия, участия
2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
3) взаимодействия органов
4) разграничения компетенции
5) единства и целостности
6) самостоятельности и
7) выборности Советов, других
органов местного
8) гласности и учета общественног
9) сочетания местных и
10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
Система местного управления и самоуправления состоит из 4 элементов: 1) местные Советы депутатов; 2) исполнительные и распорядительные органы; 3) органы территориального общественного самоуправления; 4) местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.
Граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь [23, c. 138].
Не допускается ограничение полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
Органы местного управления – 1) исполнительный комитет; 2) местная администрация. Единая система органов местного управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.
Первый заместитель
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный комитет
1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;
2) разрабатывает и вносит для
утверждения в Совет проекты
программ экономического и
3) обеспечивает на
4) организует получение доходов
местного бюджета и их
5) распоряжается коммунальной
6) принимает решения о создании,
реорганизации и ликвидации
7) заключает договоры с
8) решает в соответствии с
законодательством Республики
9) принимает решения,
9) решает в соответствии
с законодательством
Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.
Исполнительный комитет
не вправе вмешиваться в компетенцию
соответствующего Совета, а Совет
– в компетенцию
Исполнительным и
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
В Республике Беларусь три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы.
Информация о работе Организация местного управления и самоуправления в Республике Беларусь