Организация местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить историю, правовые основы функционирования и выявить перспективы развития системы местного управления и самоуправления в Беларуси.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть историю местного управления и самоуправления в Беларуси;
- изучить модели местного самоуправления;
- выявить правовое положение и перспективы развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Развитие местного управления и самоуправления в Беларуси 6
1.2. Модели местного самоуправления 13
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа состоит из  1 файл

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-АУ-01.11.2009.doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

Вышеперечисленные аспекты  – представительная демократия, децентрализация, субсидиарность – часть одной философии, которая на практике может иметь гораздо больший эффект при активной гражданской позиции населения не только при решении дел государственной важности, но и в практической плоскости при решении задач местного значения. Активная гражданская позиция выражается в повышении заинтересованности жителей в решении насущных проблем, а также в накоплении культурного наследия, самосознания, функциональности и оптимального решения повседневных вопросов. Все вышесказанное должно базироваться не только на букве закона, содержащейся в Хартии, но и на конкретной имплементации его норм в повседневной жизни. Это должно выражаться в наделении местных властей реальной автономией, которая предполагает защиту юридического статуса, политическую независимость в пределах определенных полномочий, а также финансовую независимость.

Для более эффективного выполнения Хартии создан механизм мониторинга за имплементацией положений, закрепленных в ней. Внутри Совета Европы таким органом стала Конференция региональных и местных властей Европы, которая после 1994 года получила статус одной из основных базовых органов Совета Европы наряду с Комитетом министров и Парламентской ассамблеей. Следующим шагом на этом пути стало создание Комитета независимых экспертов Совета Европы по региональным и местным властям (правительствам).

В результате исследования основополагающих нормативных актов  и сравнения их положений с опытом зарубежных стран можно прийти к выводу о том, что российская и белорусская система местного самоуправления, несмотря на общую близость правовых институтов с континентальной системой права, имеет больше черт схожих все-таки с англосаксонской системой, предоставляя муниципалитетам большую самостоятельность и независимость от государственной власти. Роль государства, аналогично положению в Великобритании, сводиться к установлению общих принципов и норм путем принятия и изменения федеральных законов и обеспечению соответствующих гарантий и законности. Тем не менее, в отличие от Великобритании принцип позитивного регулирования в наших странах был заменен на принцип «что не запрещено, то разрешено», свойственный большинству российских институтов. Таким образом, можно говорить о существовании комбинированной системы местного самоуправления с преобладанием англосаксонского подхода к самостоятельности и независимости муниципальных образований и органов.

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ                    И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Раздел V Конституции Республики Беларусь посвящен местному управлению и самоуправлению. Ст. 117 Конституции  определяет, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Как отмечает К.Н. Кунцевич, теоретические  основы местного управления и самоуправления были разработаны идеологами буржуазной революции, связавшими его природу  и роль с идеями выборности властей  и самоуправления общин [21, c.132].

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.02.1991 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление – это «форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории» [2].

Местное самоуправление – форма  организации и деятельности граждан  для самостоятельного решения непосредственно  или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения – вот  суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться  в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона. Это относится к проблемам, которые имеют местное значение.  Конституция связывает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. И это оправданно, поскольку никакая самостоятельность действий и решений невозможна без имущественной базы. В сущности, важнейшую содержательную сторону решений, связанных с обеспечением интересов жителей городов и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местного самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов самоуправления собственности, во-вторых, эффективным участием органов самоуправления в определении ее пообъектного состава и, в-третьих, обеспечением правового статуса этой собственности как таковой [22, c. 16].

В соответствии с общей концепцией Конституции, устанавливающей, что  единственным источником власти является народ, местное самоуправление непосредственно  связывается с возможностью самого населения решать соответствующие вопросы. Здесь же подчеркиваются права самих граждан как первичных субъектов самоуправления.

 Основные принципы местного управления и самоуправления закреплены в ст. 5 Закона от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии с принципами:

1) народовластия, участия граждан  в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного  управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных  и исполнительных органов; 

5) единства и целостности системы  местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости  органов местного самоуправления  в пределах своих полномочий  в решении вопросов местной  жизни; 

7) выборности Советов, других  органов местного самоуправления, их подотчетности населению; 

8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения;

9) сочетания местных и общегосударственных  интересов; 

10) ответственности за законность  и обоснованность принимаемых  решений.

Система местного управления и самоуправления состоит из 4 элементов: 1) местные Советы депутатов; 2) исполнительные и распорядительные органы; 3) органы территориального общественного самоуправления; 4) местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Граждане, проживающие на соответствующей  территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь [23, c. 138].

Не допускается ограничение  полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь.

Органы местного управления – 1) исполнительный комитет; 2) местная администрация. Единая система органов местного управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов  районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного  комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий  делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета - председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны  Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет наделен  следующими полномочиями:

1) разрабатывает и вносит для  утверждения в Совет схему  управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

2) разрабатывает и вносит для  утверждения в Совет проекты  программ экономического и социального  развития, местного бюджета, принимает  меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

3) обеспечивает на соответствующей  территории соблюдение Конституции,  законов Республики Беларусь, выполнение  решений Совета и решений вышестоящих  государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

4) организует получение доходов  местного бюджета и их использование  по целевому назначению, принимает  решения о выпуске местных  ценных бумаг и проведении  аукционов;

5) распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий,  организаций, учреждений и объединений  коммунальной собственности; утверждает  режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

7) заключает договоры с юридическими  и физическими лицами;

8) решает в соответствии с  законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;

9) принимает решения, направленные  на защиту прав и удовлетворение  законных интересов граждан, организует  прием населения руководителями  исполнительного комитета и его  структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;

9) решает в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного  обеспечения, торгового, транспортного,  коммунального, бытового и иного  обслуживания граждан на соответствующей территории, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Исполнительный комитет  также решает вопросы, отнесенные к  компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Исполнительный комитет  не вправе вмешиваться в компетенцию  соответствующего Совета, а Совет  – в компетенцию исполнительного  комитета.

Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации. Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом. Местная администрация на территории своего района обладает компетенцией исполнительного комитета.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

В Республике Беларусь три  территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы.

Информация о работе Организация местного управления и самоуправления в Республике Беларусь