Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – изучить историю, правовые основы функционирования и выявить перспективы развития системы местного управления и самоуправления в Беларуси.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть историю местного управления и самоуправления в Беларуси;
- изучить модели местного самоуправления;
- выявить правовое положение и перспективы развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Развитие местного управления и самоуправления в Беларуси 6
1.2. Модели местного самоуправления 13
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Органы территориального общественного самоуправления:
1) Собрание (сход) граждан
– совместное присутствие
2) Территориальное общественное
самоуправление –
Местные Советы обладают исключительной компетенцией, состоящей из 4 пунктов:
1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
2) установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
3) определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначение местных референдумов [24, c. 132].
Ответственность местных исполнительных и распорядительных органов: решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующих законодательству, могут отменяться следующими органами и лицами: 1) соответствующими Советами местных депутатов; 2) вышестоящими исполнительными и распорядительными органами; 3) Президентом.
К компетенции Советов относятся:
1) обеспечение соблюдения
на подведомственной
2) утверждение программ и утверждение отчетов об их выполнении;
3) установление местных налогов, сборов и пошлин;
4) решение вопросов о приватизации коммунальной собственности;
5) распоряжение и контроль в за использованием природных ресурсов;
6) участие в разработке,
утверждении и реализации
7) охрана прав и свобод граждан;
8) решение вопросов
Участники собрания (схода) граждан вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации.
Орган территориального общественного самоуправления вправе: 1) вносить предложения по всем вопросам местного значения; 2) участвовать в рассмотрении ими вопросов местного значения; 3) созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения; 4) аккумулировать добровольные взносы и пожертвования; 5) вносить предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы. Создание, размещение, строительство или преобразование экономических и социальных объектов, использование природных ресурсов на соответствующей территории, решение иных вопросов хозяйственной, социальной и культурной деятельности, затрагивающих интересы населения, осуществляются с согласия исполнительного комитета (местной администрации).
В случае, если исполнительные комитеты (местные администрации) не дают согласия на размещение или реконструкцию предприятий и других объектов общереспубликанского значения несмотря на обеспечение экологических и других социально значимых нормативов, установленных действующим законодательством Республики Беларусь, окончательное решение принимается Советом Министров Республики Беларусь.
Советы, исполнительные комитеты и местные администрации вправе:
1) требовать или организовывать
проведение дополнительных
2) устанавливать в
3) осуществлять в случае
стихийных бедствий, экологических
катастроф, эпидемий, эпизоотий,
пожаров, массовых нарушений
Решения референдумов, Советов, исполнительных комитетов, местных администраций, органов территориального общественного самоуправления, собраний должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. За законностью деятельности Советов, исполнительных комитетов, местных администраций, органов территориального общественного самоуправления осуществляют надзор прокуратура, а также другие уполномоченные государственные органы. Решения Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Решения местного референдума по вопросам, отнесенным законодательством Республики Беларусь к ведению местного управления и самоуправления, обязательны для соответствующих Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, органов территориального общественного самоуправления, всех предприятий, организаций, учреждений, объединений и граждан на соответствующей территории [25].
Решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, принимаемые в пределах полномочий, установленных настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь, обязательны для исполнения всеми расположенными на подведомственной им территории органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами. За невыполнение этих решений должностные лица указанных предприятий, организаций, учреждений, объединений и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
За невыполнение решений Советов,
исполнительных комитетов, местных
администраций, принятых в пределах
их компетенции, руководители государственных
предприятий, организаций, учреждений
и объединений, расположенных на подведомственной
им территории и не принадлежащих к коммунальной
собственности соответствующей административно-
В случае нарушения должностными лицами исполнительных комитетов и местных администраций законодательства Республики Беларусь, невыполнения решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции, они могут быть освобождены от должности председателем соответствующего или вышестоящего исполнительного комитета, а также Президентом Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Решения исполнительных комитетов, не
соответствующие
Решения местной администрации и распоряжения главы местной администрации, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящим исполнительным комитетом, Президентом Республики Беларусь.
Решения Советов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящими Советами, Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также приостанавливаются Президентом Республики Беларусь. В случаях приостановления решений Советов Президент Республики Беларусь вносит представление об отмене таких решений в Совет, вышестоящий по отношению к Совету, решение которого приостановлено, или в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Государственные органы Республики Беларусь, руководящие органы республиканских общественных объединений обязаны в соответствии с настоящим Законом рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения органов местного управления и самоуправления, а также в месячный срок сообщать им о результатах их рассмотрения.
Таким образом, граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами.
Единая система органов
Таким образом, система местного
управления и самоуправления в Республике
Беларусь состоит из четырех элементов.
Местные Советы депутатов являются первым
элементом системы местного самоуправления.
Советы являются представительными государственными
органами на территории соответствующих
административно-
Согласно части четвертой ст. 122 Конституции Республики Беларусь решения местных Советов депутатов (т.е. областных, Минского городского, районных, городских, поселковых, сельских), исполнительных и распорядительных органов (исполкомов и местных администраций), ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке. В Республике Беларусь действует 1672 местных Совета депутатов, решения которых охватывают все население страны. И от того, насколько строго они соблюдают Конституцию и законы, зависит уровень правового порядка в государстве, степень соблюдения прав и свобод граждан.
Проблема конституционности
Так, 9 октября 2002 г. Конституционным Судом вынесено решение №Р-147/2002 «О конституционности установления местного сбора с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты» [26, с. 29].
Данное решение вынесено в связи
с коллективной жалобой граждан
по поводу взимания с них платы
на пограничных переходах. Конституционным
Судом данное обращение рассмотрено на
основании части первой ст. 116 и части четвертой
статьи 122 Конституции. Предметом конституционного
контроля являлись решения Брестского
областного, Брестского городского, Каменецкого
районного Советов депутатов, которыми
на территории соответствующих административно-
Изучение нормативных правовых
актов, практики их применения показало
следующее. К исключительной компетенции
местных Советов депутатов
Информация о работе Организация местного управления и самоуправления в Республике Беларусь