Организация местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить историю, правовые основы функционирования и выявить перспективы развития системы местного управления и самоуправления в Беларуси.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть историю местного управления и самоуправления в Беларуси;
- изучить модели местного самоуправления;
- выявить правовое положение и перспективы развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Развитие местного управления и самоуправления в Беларуси 6
1.2. Модели местного самоуправления 13
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа состоит из  1 файл

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-АУ-01.11.2009.doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

Органы территориального общественного самоуправления:

1) Собрание (сход) граждан  – совместное присутствие группы  граждан, собравшихся для публичного  обсуждения и решения вопросов  местной жизни, базовая форма  прямого участия населения в решении государственных и общественных дел. 

2) Территориальное общественное  самоуправление – самоорганизация  граждан на добровольной основе  по месту их жительства на  части территории административно-территориальной  единицы .

Местные Советы обладают исключительной компетенцией, состоящей из 4 пунктов:

1) утверждение программ  экономического и социального  развития, местных бюджетов и  отчетов об их исполнении;

2) установление в соответствии  с законом местных налогов  и сборов;

3) определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных  референдумов [24, c. 132].

Ответственность местных  исполнительных и распорядительных органов: решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующих законодательству, могут отменяться следующими органами и лицами: 1) соответствующими Советами местных депутатов; 2) вышестоящими исполнительными и распорядительными органами; 3) Президентом.

К компетенции Советов относятся:

1) обеспечение соблюдения  на подведомственной территории  законов, актов вышестоящих государственных  органов; 

2) утверждение программ  и утверждение отчетов об их  выполнении;

3) установление местных  налогов, сборов и пошлин;

4) решение вопросов о приватизации коммунальной собственности;

5) распоряжение и контроль  в за использованием природных  ресурсов;

6) участие в разработке, утверждении и реализации проектов  планировки и застройки населенных  пунктов; 

7) охрана прав и свобод граждан; 

8) решение вопросов административно-территориального  устройства.

Участники собрания  (схода) граждан  вправе обсуждать любые вопросы  республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или  принимать рекомендации.

Орган территориального общественного самоуправления вправе: 1) вносить предложения по всем вопросам местного значения; 2) участвовать в рассмотрении ими вопросов местного значения; 3) созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения; 4) аккумулировать добровольные взносы и пожертвования; 5) вносить предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы. Создание, размещение, строительство или преобразование экономических и социальных объектов, использование природных ресурсов на соответствующей территории, решение иных вопросов хозяйственной, социальной и культурной деятельности, затрагивающих интересы населения, осуществляются с согласия исполнительного комитета (местной администрации).

В случае, если исполнительные комитеты (местные администрации) не дают согласия на размещение или реконструкцию предприятий и других объектов общереспубликанского значения несмотря на обеспечение экологических и других социально значимых нормативов, установленных действующим законодательством Республики Беларусь, окончательное решение принимается Советом Министров Республики Беларусь.

Советы, исполнительные комитеты и  местные администрации вправе:

1) требовать или организовывать  проведение дополнительных экологических  и других необходимых экспертиз  строящихся, а также действующих  объектов и используемых технологий;

2) устанавливать в предусмотренном  законодательством Республики Беларусь  порядке повышенные требования  экологической безопасности на  подведомственной им территории  и применять экономические санкции  за их нарушение; принимать  решения о приостановлении (прекращении) деятельности предприятий, организаций, учреждений, объединений или их отдельных производств (цехов, участков), находящихся на подведомственной территории, или о лишении этих предприятий, организаций, учреждений, объединений, их производств, находящихся на подведомственной территории, права пользования местными природными ресурсами за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства Республики Беларусь, санитарных норм и правил;

3) осуществлять в случае  стихийных бедствий, экологических  катастроф, эпидемий, эпизоотий,  пожаров, массовых нарушений общественного  порядка предусмотренные законодательством  Республики Беларусь особые меры  по обеспечению личной безопасности граждан, защите их прав и законных интересов, охране всех форм собственности и правопорядка.

Решения референдумов, Советов, исполнительных комитетов, местных администраций, органов территориального общественного самоуправления, собраний должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. За законностью деятельности Советов, исполнительных комитетов, местных администраций, органов территориального общественного самоуправления осуществляют надзор прокуратура, а также другие уполномоченные государственные органы. Решения Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Решения местного референдума по вопросам, отнесенным законодательством Республики Беларусь к ведению местного управления и самоуправления, обязательны для соответствующих Советов, исполнительных комитетов и местных администраций, органов территориального общественного самоуправления, всех предприятий, организаций, учреждений, объединений и граждан на соответствующей территории [25].

Решения Советов, исполнительных и  распорядительных органов, принимаемые  в пределах полномочий, установленных  настоящим Законом и иным законодательством  Республики Беларусь, обязательны для  исполнения всеми расположенными на подведомственной им территории органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами. За невыполнение этих решений должностные лица указанных предприятий, организаций, учреждений, объединений и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

За невыполнение решений Советов, исполнительных комитетов, местных  администраций, принятых в пределах их компетенции, руководители государственных  предприятий, организаций, учреждений и объединений, расположенных на подведомственной им территории и не принадлежащих к коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы, могут отстраняться от должности исполнительными комитетами и Советами областного и базового территориальных уровней с внесением в соответствующий орган предложений об освобождении этих руководителей от занимаемых должностей.

В случае нарушения должностными лицами исполнительных комитетов и местных  администраций законодательства Республики Беларусь, невыполнения решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции, они могут быть освобождены от должности председателем соответствующего или вышестоящего исполнительного комитета, а также Президентом Республики Беларусь в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Решения исполнительных комитетов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются соответствующими Советами, вышестоящими исполнительными комитетами, а также Президентом Республики Беларусь.

Решения местной администрации  и распоряжения главы местной  администрации, не соответствующие  законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящим исполнительным комитетом, Президентом Республики Беларусь.

Решения Советов, не соответствующие  законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящими Советами, Советом  Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также приостанавливаются Президентом Республики Беларусь. В  случаях приостановления решений Советов Президент Республики Беларусь вносит представление об отмене таких решений в Совет, вышестоящий по отношению к Совету, решение которого приостановлено, или в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Государственные органы Республики Беларусь, руководящие органы республиканских общественных объединений обязаны в соответствии с настоящим Законом рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения органов местного управления и самоуправления, а также в месячный срок сообщать им о результатах их рассмотрения.

Таким образом, граждане, проживающие  на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Таким образом, система местного управления и самоуправления в Республике Беларусь состоит из четырех элементов. Местные Советы депутатов являются первым элементом системы местного самоуправления. Советы являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления. В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. Исполнительные и распорядительные органы являются вторым элементом системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Органы территориального общественного самоуправления являются третьим элементом системы местного управления и самоуправления. К ним относятся собрание (сход) граждан – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел, территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы для самостоятельного осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Согласно части четвертой ст. 122 Конституции Республики Беларусь решения местных Советов депутатов (т.е. областных, Минского городского, районных, городских, поселковых, сельских), исполнительных и распорядительных органов (исполкомов и местных администраций), ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке. В Республике Беларусь действует 1672 местных Совета депутатов, решения которых охватывают все население страны. И от того, насколько строго они соблюдают Конституцию и законы, зависит уровень правового порядка в государстве, степень соблюдения прав и свобод граждан.

Проблема конституционности решений  указанных органов, недостатков  в порядке их принятия, опубликования и вступления в силу действительно существует. Конституционным Судом Республики Беларусь установлено, что достаточно распространенными являются случаи «подмены» полномочий органов представительной власти исполнительной властью, распространены случаи введения в действие актов до их опубликования или в сроки, которые не позволяют населению основательно ознакомиться с их содержанием, придания обратной силы, когда это недопустимо и др.

Так, 9 октября 2002 г. Конституционным  Судом вынесено решение №Р-147/2002 «О конституционности установления местного сбора с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты» [26, с. 29].

Данное решение вынесено в связи  с коллективной жалобой граждан  по поводу взимания с них платы на пограничных переходах. Конституционным Судом данное обращение рассмотрено на основании части первой ст. 116 и части четвертой статьи 122 Конституции. Предметом конституционного контроля являлись решения Брестского областного, Брестского городского, Каменецкого районного Советов депутатов, которыми на территории соответствующих административно-территориальных единиц, в частности, был установлен местный сбор с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты, расположенные на территории этих Советов.

Изучение нормативных правовых актов, практики их применения показало следующее. К исключительной компетенции  местных Советов депутатов Конституция  относит установление в соответствии с законом местных налогов  и сборов. Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» был определен перечень таких налогов и сборов, которые могут вводить областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня. В их числе указаны и сборы с физических лиц при пересечении ими границы через контрольно-пропускные пункты Республики Беларусь. Конституционный Суд исходил из того, что решение Брестского областного Совета депутатов от 21 декабря 2001 г. № 294 о передаче городским и районным Советам депутатов полномочий по введению указанного сбора является правомерным. Решениями Брестского городского Совета депутатов введен местный сбор при пересечении контрольно-пропускного пункта «Варшавский мост», через пункт таможенного оформления № 104 «Брест-Центральный», Каменецким районным Советом депутатов – через контрольно-пропускной пункт «Песчатка», Брестским районным Советом депутатов – через контрольно-пропускные пункты «Домачево – Словатычи» и «Томашовка».

Информация о работе Организация местного управления и самоуправления в Республике Беларусь