Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – изучить историю, правовые основы функционирования и выявить перспективы развития системы местного управления и самоуправления в Беларуси.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть историю местного управления и самоуправления в Беларуси;
- изучить модели местного самоуправления;
- выявить правовое положение и перспективы развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Развитие местного управления и самоуправления в Беларуси 6
1.2. Модели местного самоуправления 13
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
1) верховной власти – президент, парламент, правительство и т.д.;
2) судов (самостоятельная ветвь государственной власти);
3) представителей
Органы местного самоуправления являются выборными и представлены:
1) определенным лицом или
2) формируемой выборным органом местной администрацией [33, c. 137].
Если верховная власть действует от имени всего населения и представляет все население данной страны, то органы местного самоуправления представляют часть населения – территориальный коллектив. С одной стороны, они обладают автономией и подчинены только воле территориального коллектива, с другой стороны, как территориальный коллектив является частью всего общества, так и органы местного самоуправления являются частью всей общегосударственной системы управления и подчинены воле всего общества -законам, которые принимает верховная власть. Принципиальным при этом является то, что подчинение происходит именно закону, законодательным нормам, а не вышестоящему органу местного самоуправления либо (тем более) органу государственной власти. Тем самым автономия становится реальной, а воля территориального коллектива (реализуемая путем местных выборов, местных референдумов, собраний и т.п.) приобретает главенствующий характер.
В современном мире самоуправление – важнейший институт демократического общества, опосредующий степень общественной свободы индивида, свободу коллективов граждан, в рамках которой они могут решать местные вопросы. Традиционно основные принципы местного самоуправления, сферы компетенции органов местного самоуправления и верховной власти закрепляются конституционным путем.
В Конституции Республики Беларусь местному управлению и самоуправлению посвящен раздел, в котором достаточно полно закреплены вопросы местного самоуправления: определены органы местного самоуправления, срок их деятельности, исключительная компетенция, форма и юридическая сила актов органов местного самоуправления, другие формы участия граждан в местном самоуправлении. Эти положения демонстрируют, что органы местного самоуправления представляют собой одновременно и основу государственного управления делами, и опору гражданского общества.' Специфика белорусской модели заключается в том, что в системе местного управления и самоуправления присутствуют разноуровневые связи и отношения, система выстраивается «по вертикали», «по горизонтали» и по отраслевому признаку. Местное самоуправление включено в политическую систему общества и опосредует, помимо интересов личности и государства, взаимосвязанную часть важнейших прав и интересов – права и интересы коллективов граждан на местном уровне.
Сама природа местного самоуправления такова, что интересы коллектива граждан на местном уровне получают приоритет над интересами как отдельного гражданина, так и общества в целом. Местная власть становится передником между личностью и государством. При этом гражданин, участвуя в делах местного самоуправления, в большей степени становится «вживлен» в общественный организм, чем защищая свой интерес в общем масштабе. Местные проблемы и нужды более знакомы и понятны гражданам, деятельность органов местного самоуправления более понятна, конкретна, открыта, доступна изменению, гражданин ощущает свое воздействие и взаимодействие с местной властью. В функционировании местного самоуправления в государстве тем самым находит выражение как право гражданина на местное самоуправление, так и право органов местной власти, территориальных образований на местное самоуправление [30, c. 40].
Право на местное самоуправление – один их фундаментальных элементов демократического государства, выражение народовластия, реализация демократического принципа привлечения граждан государства к управлению.
Одновременно местное
Совершенствование системы местного самоуправления зависит от правового обеспечения этого процесса. Уровнем законодательного регулирования во многом определяется эффективность местного самоуправления. Такое регулирование целесообразно вести с использованием главным образом управомочивающих норм, ограниченного круга норм запрещающих и минимального числа норм предписаний. Законодательное регулирование местного самоуправления государством должно быть своевременным, достаточно полным и относительно устойчивым. Представляется, что вхождение Беларуси в состав союзного государства не повлияет существенным образом на белорусскую модель самоуправления.
Однако, возвращаясь к определению местного самоуправления, данному в Европейской Хартии, необходимо констатировать, что говорить о состоявшемся самоуправлении можно не только при наличии закрепленного в законодательных нормах права, но и при действительной способности осуществления этого права.
Таким образом, для действительной способности осуществления местного самоуправления представляется необходимым:
1) наличие механизмов осуществления права;
2) наличие возможности
3) наличие осознанной воли в осуществлении права.
Под первым понимается наличие органов, создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля). Под вторым – наличие финансово-экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности населения и создаваемых им органов. Под третьим – активное участие в процессе организации местного самоуправления государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами) и населения (через соучастие в процессе, заинтересованность в его результате). Все три составляющих находятся в настоящее время в процессе формирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающих экономической возможностью организационных структур при активном участии и заинтересованности государства и населения, может привести к созданию реальной эффективной системы самоуправления, а значит и обеспечению стабильного поступательного развития общества и государства.
Вхождение Республики Беларусь в состав Союзного государства не должно коренным образом повлиять на существующую модель местного самоуправления в Беларуси. В самой России, как было показано, существует по меньшей мере 4 модели местного самоуправления. Организация местного самоуправления – внутреннее дело суверенного государства; полномочия на издание нормативных правовых актов в области устройства местного самоуправления не может быть передана в компетенцию Союза.
В контексте будущего Союзного государства речь может идти лишь об ослаблении роли центральной государственной власти в решении местных проблем и расширении компетенции органов местного самоуправления. Необходимо увеличить полномочия местных Советов по контролю над их исполнительными комитетами, в том числе и по назначению на должность председателей исполкомов. С этой целью самоуправления в Республике Беларусь и гарантий его автономности предлагается изложить ч. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в следующей редакции: «Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность соответствующими Советами по представлению Президента Республики Беларусь». Такая формула сочетания местного самоуправления и центральной власти представляется наиболее оптимальной.
Система местного самоуправления и управления в Беларуси определена Конституцией Республики Беларусь, Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», рядом других нормативных правовых актов. Как и в других современных странах, централизованное управление делами государства в Беларуси сочетается с местным управлением и самоуправлением.
Вопрос относительно понятия местного самоуправления в юридической литературе, в том числе белорусской, является дискуссионным: одни авторы утверждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории. По нашему мнению, органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепленными силой государственного принуждения.
В силу того что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением.
Согласно Конституции
Основным звеном местного самоуправления
являются местные Советы депутатов
– представительные органы государственной
власти на территории соответствующих
административно-
Единство системы местных
В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Такая классификация позволяет в законодательстве более четко определять полномочия Советов, имеющих различное название. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы; к базовому – городские (городов областного подчинения), районные Советы; к областному – областные Советы.
Следует отметить, что региональное законодательство, построенное на разделении предметов ведения, должно обладать некоторыми специфическими чертами. В первую очередь, речь идет о том, что в этом законодательстве должны содержаться и нормы прямого действия, и так называемые рамочные нормы – нормы, излагающие не прямые предписания, а лишь определяющие пределы, которых обязаны придерживаться органы местного самоуправления при окончательном урегулировании того или иного вопроса. Через нормы прямого действия в первую очередь устанавливаются государственные гарантии и ограничения, а через рамочные нормы – общие принципы организации местного самоуправления.
Вхождение Республики Беларусь в состав Союзного государства не должно коренным образом повлиять на существующую модель местного самоуправления в Беларуси, поскольку полномочия на издание нормативных правовых актов в области устройства местного самоуправления не должна быть передана в компетенцию Союзного государства. В настоящее время речь должна идти об ослаблении роли центральной государственной власти в решении местных проблем и расширении компетенции органов местного самоуправления. Необходимо увеличить полномочия местных Советов по контролю над исполнительными комитетами, в том числе и по назначению на должность председателей исполкомов.
С целью укрепления роли местного самоуправления в решении местных вопросов и закрепления гарантий его автономности предлагается изложить ч. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в следующей редакции: «Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность соответствующими Советами по представлению Президента Республики Беларусь».
Информация о работе Организация местного управления и самоуправления в Республике Беларусь