Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат
Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.
Тема
Сбалансированность
бюджетов
Вопрос.
Дефицит бюджета
Понятие
дефицита бюджета, его
классификация
Одной из главных
целей государственной
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран. На практике также проводилась политика сбаланс-ти б-тов, ктр не являлась рез-том ф-й политики гос-ва, а носила чисто политич-й хар-р. Вместе с тем состояние госфинансов было неидеальным, о чем свидетельствовали попытки реформирования бюджетной сферы, начиная с 60-х годов, которые не приносили желаемых результатов.
В мировой практике для финансирования бюджетного дефицита используются займы, налоги и денежная эмиссия. ( финансир-е дефицита при помощи правительственных займов приводит к росту процентных ставок, в рез-те чего сокращаются частные(внутренние) инвестиции, а также займы влияют на величину госдолга. Рост налогов также сокращает спрос и инвестиции, но в периоды эк-го подъема этот инструмент м.б. использован. Денежная эмиссия как способ фин-я бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в стране)
Возможна следующая
классификация дефицитов
бюджетов.
1) По отношению к плану выделяют плановый и фактический дефициты бюджета.
2) По степени учета конъюнктурных доходов бывают скрытый (латентный) и реальный дефициты бюджета. Скрытый дефицит представляет собой разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т. е. доходов, полученных в связи с ростом цен на нефть, газ, и других факторов, влияющих на показатели доходов бюджета.
3) По отношению к уровню бюджета могут быть дефициты федерального, региональных, местных бюджетов.
4) По характеру возникновения разделяют случайный (чрезвычайный) и действительный дефициты.
5) В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефициты. Циклические деф-ты возникают или в отдельные пер-ды эк. цикла в рез-те провед-я антициклической политики гос-ва, или в периоды эк. спада принимают бюджет с деф-том для стимул-я эк. роста. Временные деф-ты возникают в теч. года в рез-те кассовых разрывов м/д поступлением доходов и текущими расходами.
6) По степени переложения на будущие поколения может быть переложимый и и непереложимый бюджетный дефицит. Последствием долгового финанс-я деф-та б-та является его переложение на будущее поколение.
7) По степени учета процентных выплат по обслуживанию государственного(м) долга различают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефициты. Дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию долга называют первичным, с учетом - вторичным.
8) По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджетов.
Активный дефицит
бюджета связан с дефицитом бюджета
развития, пассивный - с бюджетом текущих
расходов.
В экономической литературе в последнее время используется понятие ненефтегазового баланса, в соответствии с которым возникают понятия ненефтяного бюджетного дефицита или профицита.
9) По степени учета нефтегазовых доходов в ф. б-те различают нефтегазовый и ненефтегазовый дефицит ф. б.
Ненефтяной бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над ненефтяными доходами (за вычетом ассигнований, связанных, нефтегазовой отраслью). Нефтегазовый деф-т- это превыш-е расх-в над доходами бюджета, включая нефтегазовые.
В БК РФ внесена
новая ст.96.7 «Ненефтегазовый
дефицит федерального
бюджета», который пр. собой разницу
м/д объемом доходов фед. бюджета без учета
нефтегазовых доходов ф. б. и доходов
от управления средствами Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния
и общим объемом расходов ф.б. в соответствующем
финансовом году. Ненефтегазовый дефицит
федерального бюджета финансируется за
счет нефтегазового трансферта и источников
финансирования дефицита федерального
бюджета. БК РФ устанавливает также ограничения
на ненефтегазовый дефицит федерального
бюджета, которое предполагалось ввести
с 1.01.11г.: размер ненефтегазового дефицита
ф. б-а не может превышать 4.7% прогнозируемого
в соотв-щем ф-м году ВВП, указанного в
ФЗ о ф.б.
Ограничения
размера бюджетного
дефицита
В
БК РФ( ст.92, 92.1) установлены
ограничения размера
бюджетного дефицита
ф.б., бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов.
В соответствии
с ФЗ от 26.04.07 N 63 дефицит
федерального бюджета,
утвержденный ФЗ-м о
федеральном бюджете
на очередной фин-й год
и пл. период, не может
превышать размера нефтегазового
дефицита ф.б.
Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на оч. ф-й год( оч. ф-й год и каждый год планового пер-да) устанавливается законом(решением) о соотв-щем бюджете с соблюдением след-щих ограничений:
Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 10-15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит бюджета субъекта РФ может превысить эти ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в т.ч. средств Резервного фонда субъекта РФ.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 5-10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Превышение установленных БК РФ ограничений по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Кредиты
ЦБ РФ, а также
приобретение ЦБ-м
РФ государственных
ценных бумаг РФ, субъектов
РФ, муниципальных ценных
бумаг при их размещении
не могут быть источниками
финансирования дефицита
соответствующего бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета
В Федеральном законе от 26.04. 2007 г. №63-ФЗ определены источники фин-ния дефицита для б-в каждого уровня.
БК
РФ установил источники
фин-ния дефицита
бюджета всех уровней.
Источники
финансирования дефицита
федерального бюджета
Источники ф.б. разделяются на внутренние и внешние.
Реально ист-ками
фин-я деф-тов б-тов, связанных
с заимствованиями, является разница
м/д суммой привлеченных и погашенных
займов.
В
состав источников внутреннего
фин-ния дефицита ф.б.
включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения гос.ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными ф.б-ту другими б-ми б.с. РФ;
- разница между полученными и погашенными РФ-й в валюте РФ кредитами кредитных организаций; международных фин-х организаций;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники внутреннего фин-ния дефицита ф.б. (поступл-я от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собств-ти РФ;
от реализации гос запасов драг металлов и драг камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам ф.б.;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам бюджетных кредитов в валюте РФ;
разница между
суммой средств, полученных от возврата
бюджетных кредитов за счет средств
целевых иностранных кредитов (заимствований),
предоставленных внутри страны, и суммой
предоставленных внутри страны бюджетных
кредитов за счет средств целевых иностранных
кредитов; прочие).
В состав источников внешнего финанс- ния дефицита ф.б. включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения гос займов, которые осуществляются путем выпуска гос ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из ф. б. российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения гос. внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
- разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
- иные. (В состав иных источников включаются:
* разница между средствами, поступившими в ф.б. в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; прочие источники)
Установлено, что общий объем источников финансирования дефицита ф.б.( утвержденный ФЗ-м о ф.б. на очеред…), не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого ВВП, указанного в ФЗ о ф.б. (ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном ф-м году).
Остатки средств ф.б. на начало текущего финансового года могут быть использованы на:
- финансовое обеспечение нефтегазового трансферта текущего финансового года.( в объеме поступлений нефтегазовых доходов ф.б. в декабре отчетного года)
- реализацию в текущем финансовом году проектов за счет средств Инвестиц-го фонда (в объеме неполного использования бюджетных ассигнований отчетного финансового года этого фонда РФ);
- покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения ф.б. в текущем финансовом году. (в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов ф.б. текущего финансового года);
- осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;