Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат

Описание

Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.

Работа состоит из  1 файл

Тема Сбалансированность бюджетов.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

Дотации на выравнивание БО субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ (регионов) – ФФФПР, который является старейшим фондом по времени образования(создан в                1994  году) и крупнейшим по объему средств, направляемых в регионы. Он представляет собой важный, но достаточно сложный по механизму действия инструмент межбюджетного регулирования.

Главная цель ФФФПР – повысить возможности субъектов  РФ с низкой бюджетной обеспеченностью в финансировании закрепленных за ними расходов и тем самым обеспечить   выравнивание доступа граждaн, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам.

В условиях роста  дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ и доходной базы их бюджетов возрастает роль дотаций на выравнивание условий социально-экономического развития регионов.

Получателями  трансфертов из ФФФПР ежегодно являются большинство регионов РФ - более 70, что составляет приблизительно 90% их общего количества.

В настоящее время  дотации из ФФФПР  предоставляются  субъектам РФ, уровень расчетной БО которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной БО субъектов РФ, т.е. у которых уровень б-х доходов на душу населения ниже среднего по России.

 Учитывая  значительную дифференциацию экономических  потенциалов субъектов РФ, добиться одинакового уровня доходов на душу населения невозможно. Поэтому тема выравнивания бюджетной обеспеченности за счет предоставления дотаций из федерального бюджета будет долго сохранять актуальность. Вместе с тем, нужно создавать все условия для того, чтобы субъекты РФ зарабатывали собственные средства путем развития экономического потенциала регионов.

Уровень расчетной  БО  субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и других объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных(муниципальных) услуг в расчете на одного жителя.

При определении  уровня расчетной БО субъекта РФ использование  показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых на пл-й период доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта РФ не допускается.

Общий объем  дотаций на выравнивание БО субъектов  РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной БО субъектов РФ, что обеспечивает необходимые гарантии субъектам РФ в исполнении их расходных обязательств.

Минимальный уровень  расчетной БО субъектов РФ с учетом дотаций на выравнивание БО субъектов  РФ на оч. ф-й год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок (методика) расчета дотаций  определяется Правительством РФ.)

Согласно действующей  методике, вступившей в силу с начала 2008 г., в качестве минимального, до которого подтягивались самые низкообеспеченные с финансовой точки зрения регионы, был выбран уровень БО субъектов-середняков (без учета десяти самых богатых и десяти самых бедных регионов).

Изменилась и  база расчета межбюджетных трансфертов. Вместо прогнозного значения валового регионального продукта, не учитывавшего ряд особенностей отдельных регионов (например, трансфертные цены и миграцию налогоплательщиков), для определения налогового потенциала субъектов РФ стали брать налогообразующие показатели, такие как прибыль, фонд оплаты труда, имущество, акцизы от оборота ликероводочной продукции, что точнее и объективнее.

С тем, чтобы  не допустить вызванных этими  решениями значительных изменений  объемов трансферта (особенно у регионов, находящихся в зависимости от финансовой помощи федерального центра, поскольку расходные обязательства стабильны, а доходные источники могут серьезно пострадать в результате изменения системы расчетов), были установлены границы возможного снижения финансовой помощи с учетом стимулирующих механизмов.

В частности, расчет налогового потенциала для регионов с быстрорастущей экономикой осуществляется исходя из средней по стране величины. Соответственно, регионам, имеющим налогообразующие показатели нижесреднероссийского уровня, налоговый потенциал берется по расчету.

Проект  и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

Стимулирующим инструментом является и трехлетний бюджет, устанавливающий распределение межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу.

При этом допускается  утверждение на плановый период нераспределенного между субъектами РФ объема дотаций на выравнивание уровня БО в размере не более 15% общего  объема указанных дотаций, утвержденного на первый, и не более 20% - на второй год планового периода, что направлено на повышение точности распределения дотаций на плановый период и минимизацию возможных рисков в связи с изменением налоговой базы субъектов РФ.

Объем дотаций  на выравнивание БО субъектов РФ, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема  дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

В условиях роста  дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ и доходной базы их бюджетов возрастает роль дотаций на выравнивание условий социально-экономического развития регионов.

В составе дотаций  на выравнивание БО субъектов РФ могут  выделяться дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной БО субъектов РФ.

(не  более 10% объема  дотаций  на  выравнивание БО  регионов)

Благодаря этим изменениям субъекты РФ будут иметь  более объективный объем финансовой помощи на выравнивание БО, что позволит сократить различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными  регионами. Т.о., ФФФПР – активный инструмент межбюджетных отношений, направленный на решение задач выравнивания БО регионов.  

Федеральный фонд компенсаций 

Совокупность  субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций (второй базовый элемент системы финансовой поддержки регионов, был  создан в 2001).

Субвенции бюджетам субъектов РФ – это  МБТ-ы, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления региональным органам власти и (или) ОМС в установленном порядке.

Цель  создания   этого  фонда  -  финансовое обеспечение передаваемых полномочий. Это в основном касалось реализации социальных законов, связанных с денежными выплатами в адрес отдельныx категорий граждан (различных пособий). С его помощью решена проблема так называемых «нефинансируемых мандатов».

Субвенции бюджетам субъектов  РФ из федерального бюджета распределяются между ними в соответствии с методиками, разрабатываемыми и утверждаемыми Правительством РФ применительно к каждому виду субвенций. (в соответствии с требованиями БК РФ, ФЗ-в и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ).

Проект  и методики распределения  субвенций (бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета) между субъектами РФ представляются Правительством РФ в ГосДуму( в составе документов и материалов, вносимых в Госдуму одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.) и утверждаются при рассмотрении проекта ФЗ о федеральном бюджете  во втором чтении.

При этом допускается  утверждение не распределенной между субъектами РФ субвенции ( объем не превышает 5% общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами РФ на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в ФЗ о федеральном бюджете.)

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных  расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований, зачисляются в бюджет субъекта РФ и расходуются в порядке, установленном ФЗ-и и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ (или) нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Субвенции из фонда распределяются между всеми без исключения субъектами РФ, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных(муниципальных) услуг в субъектах РФ. (в необходимых случаях учитывают коэффициент удорожания бюджетных услуг).

Использование при распределении субвенций  бюджетам субъектов РФ из ф. б.  показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), не допускается.

В 2008 году из федерального бюджета субъектам РФ выделялось 17 видов субвенций, а в 2009 году - уже 20 видов. Следовательно, субвенция как  форма межбюджетных трансфертов является наиболее востребованной, кроме того, увеличение количества видов субвенций показывает, что объем расходных обязательств РФ, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, увеличивается, что также приводит к сокращению обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет средств их бюджетов и высвобождению бюджетных средств. 
 
 
 
 
 

Федеральный фонд софuнансuрования  расходов 

Совокупность  субсидий бюджетам субъектов  РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов (сформирован в 2008 г.).

Такие субсидии (бюджетам субъектов РФ) -  это   МБТ-ы, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий  ОМС, по вопросам местного значения.

Цель  создания- предоставление бюджетам других уровней  средств на софинансирование приоритетных расходов вне зависимости  от их характера (включая бюджетные инвестиции в объекты региональной и муниципальной собственности), в   соответствии с едиными принципами распределения указанных средств.

Этот фонд  заменил собой направляемые ранее  по различным каналам средства инвестиционного характера, а также иные трансферты субъектам РФ, предоставляемые на условиях софинансирования. Фонд объединил в себе средства действовавших в 2001-2007 гг. федеральных фондов софинансирования социальных расходов и регионального развития, что позволило повысить в рамках единой методологии прозрачность и объективность распределения субсидий с учетом бюджетной обеспеченности регионов.

В составе федерального бюджета могут предусматриваться  субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обяз-в.

Цели, условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов  РФ из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее 3  лет.

Распределение субсидий регионам устанавливается ФЗ-и о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Проект  распределения субсидий бюджетам субъектов  РФ из федерального бюджета между субъектами РФ вносится Правительством в Госдуму в составе проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного ФЗ  во втором чтении.

Допускается утверждение нераспределенного  между субъектами РФ объема субсидий в размере не более 5% общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый, и не более 10%  -  на второй год планового периода.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов