Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат
Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.
Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств этих фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.
Поэтому управление
средствами этих фондов (для обеспечения
стабильного уровня доходов от их
размещения в долгосрочной перспективе)
допускает возможность получения отрицательных
финансовых результатов в краткосрочном
периоде.
Средства Резервного
фонда могут размещаться
в ино валюту и следующие
виды финансовых активов,
номинированных в ино
валюте:
1) долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
2) долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
3) депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
4)
депозиты и остатки
на банковских
счетах в ЦБ
РФ.
Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
1) то же ( т.е. долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков);
2) то же (т.е долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами);
3) то же ( т.е. депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях), а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
4) то же ( т.е. депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ);
5) долговые обязательства и акции юридических лиц;
6)
паи (доли участия)
инвестиционных фондов.
Средства данного Фонда могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством РФ. (Учредителем доверительного управления средствами Фонда является РФ, от имени которой выступает Минфин РФ).
Требования
к финансовым активам
( указанным выше),
перечень операций с
ними и их предельные
доли в общем объеме
размещенных средств
отдельно для Резервного
фонда и Фонда национального
благосостояния устанавливаются
Правительством РФ.
Средства
нефтегазовых доходов
ф.б., Резервного фонда
и Фонда нац
благосостояния учитываются
на отдельных счетах
по учету средств
федерального бюджета,
открытых Федеральному
казначейству в ЦБ РФ.
С 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
С 1 января 2010 г.
до 1 февраля 2012 г. доходы от управления
средствами Резервного фонда не зачисляются
в Фонд, а направляются на финансовое
обеспечение расходов федерального
бюджета.
Средства нефтегазовых
доходов федерального бюджета, Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния
учитываются на отдельных счетах по учету
средств федерального бюджета, открытых
Федеральным казначейством в Центральном
банке Российской Федерации.
С 1 января 2010 г.
до 1 января 2013 г. обособленный учет средств
нефтегазовых доходов федерального бюджета
не осуществляется.
Расчеты и перечисления
средств в связи с
С 1 января 2010 г.
до 1 января 2013 г. учет операций с нефтегазовыми
доходами федерального бюджета, средствами
Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния осуществляется в порядке,
установленном для учета операций со средствами
федерального бюджета.
Средства Резервного
фонда могут использоваться на финансовое
обеспечение нефтегазового трансферта
и досрочное погашение государственного
внешнего долга.
Использование
средств Резервного фонда на формирование
нефтегазового трансферта осуществляется
без внесения изменений в федеральный
закон о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период в случае недостаточности для этих
целей нефтегазовых доходов федерального
бюджета, поступивших за соответствующий
финансовый год.
Предельный объем
использования средств
С 1 января 2010 г.
до 1 января 2013 г. средства Фонда не используются
для финансового обеспечения нефтегазового
трансферта, а могут направляться на финансовое
обеспечение расходов федерального бюджета.
Использование
средств Резервного фонда на досрочное
погашение государственного внешнего
долга Российской Федерации ориентировано
на снижение долговой нагрузки федерального
бюджета за счет незапланированных доходов
федерального бюджета и экономию средств
федерального бюджета за счет сокращения
расходов на обслуживание долговых обязательств
Российской Федерации.
Правительство
Российской Федерации
вправе до 1 января 2013
г. без внесения изменений
в федеральный
закон о федеральном
бюджете направлять
средства фонда на
осуществление выплат,
сокращающих долговые
обязательства, сокращение
заимствований и
обеспечение сбалансированности
федерального бюджета (включая
финансовое обеспечение
нефтегазового трансферта),
в том числе с превышением
общего объема расходов
федерального бюджета
в случае и в пределах
увеличения бюджетных
ассигнований федерального
бюджета на предоставление
межбюджетных трансфертов
в целях обеспечения
сбалансированности
бюджетов государственных
внебюджетных фондов
Российской Федерации
Тема. Межбюджетные отношения в РФ
Вопрос.
Бюджетный федерализм -
основа построения б.с.
РФ
В б.с. РФ взаимодействуют различные субъекты межб-х отноше-й.
Специфический характер этих
межбюджетных связей
Бюджетный федерализм
В федеративном государстве выделяют три уровня власти: федер-й, рег-й и местный, каждый из которых располагает собственным б-м и действует в пределах закрепленных за ним бюдж-х полномочий.
Итак, под бюджетным федерализмом понимается форма бюджетного устройства в федеративном государстве, определяющая бюджетные взаимоотношения федерального центра и регионов РФ.
Система бюджетного устройства должна обеспечивать:
- экономическую эффективность,
- бюджетную ответственность, социальную справедливость,
- политическую консолидацию и территориальную интеграцию.
Бюджетный федерализм опирается на ряд базовых принципов, среди которых наиболее значимыми являются:
1)
сосуществование
нескольких уровней
бюджетно - налоговой
системы, соответствующих
уровням территориально-
2) законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из указанных уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
3) единство общегосударственных интересов и интересов населения;
4) сочетание принципов централизма и децентрализма;
5)
активное участие
субъектов Федерации
в формировании
и реализации налогово-
Федеративные страны решают задачу реализации модели бюджетного федерализма по-своему. Модель бюдж-х отношений в условиях бюджетного федерализма формируется с учетом конкретных экон-ких и политич-х условий.
Тем не менее принято выделять два типа моделей бюджетного федерализма - децентрализованную (конкурентную) и кооперативную.
А) Конкурентная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы в сочетании с приоритетностью федерального законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую фин- ю поддержку территориальным образованиям.
Б) Кооперативная модель ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей. Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма.
Вопрос.
Общая характеристика
межбюджетных отношений
Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.
Межбюджетные отношения
Напомню, что различают унитарные и федеративные бюджетные системы.
Унитарные бюджетные системы характеризуются высокой централизацией бюджетных средств, отсутствием или незначительным объемом бюджетных прав нижестоящих органов власти.
Федеративным бюджетным системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных органов власти при соблюдении единства общегосударственных интересов.
Принципы, на которых строятся межбюджетные отношения, идентичны принципам бюджетного федерализма и закреплены в бюджетном законодательстве данной страны.
Межбюджетные отношения, как установлено в БК РФ, - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные
отношения - это целый комплекс
финансово-правовых норм, в круг
которых включаются
- разграничения
расходных обязательств и
- разграничения
налоговых полномочий и
- бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.
Основные принципы межбюджетных отношений:
1) разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов по уровням бюджетной системы РФ;
2) распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
3) распределение доходов по уровням бюджетной системы РФ согласно нормативам закрепления;
4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образ-й;
5) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности;