Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат
Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.
Объект бюджетного контроля - совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов(бюджетов).
Непосредственно же его предметом являются:
Предметом бюджетного контроля являются:
во-первых, конкретные операции, осуществляемые субъектами хозяйствования с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами и имущественными объектами,
во-вторых, показатели, характеризующие каждый из этапов бюджетного процесса.
Бюджетный контроль, как система мер конкретных органов власти и управления, направлен на:
• соблюдение действующего бюджетного и налоговoгo законодательства, правильное ведение бухгалтерского учета, составление отчетности;
• эффективное и целевое использование бюджетных средств; проведение операций с бюджетными средствами на счетах в банках и в других кредитных учреждениях с соблюдением установленных правил;
•
выявление резервов
роста бюджетных
доходов и экономии
средств;
• успешную реализацию межбюджетных отношений;
• пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение накaзания к виновным лицам;
•
проведение профилактической
работы с целью
улучшения финансовой
дисциплины и др.
Вопрос.
Функции бюджетного
контроля
Общественное назначение финансового контроля в бюджетной сфере выражается в выполняемых им функциях.
Основными функциями бюджетного контроля являются:
1) оперативная – проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушений бюджетного законодательства;
2) информационная - формирование массива информации о выявленных нарушениях и его систематизация;
3) регулятивная – внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативных правовых актов, касающихся б-й сферы;
4) аналитическая - установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;
5) коррекционная - устранение выявленных нарушений и отклонений;
6) превентивная – предупреждение возможных нарушений бюджетного законодательства (путем предоставления разъяснений, касающихся проведения операций с бюджетными средствами, а также путем проведения контрольных мероприятий в рамках проведения предварительного контроля).
Эффективный финансовый контроль возможен только при наличии системного подхода к его осуществлению.
Под системой финансового контроля в бюджетной сфере следует понимать совокупность элементов, опосредующих проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством РФ на осуществление данной деятельности.
Элементами системы финансового контроля в б-й сфере являются:
1) органы, осуществляющие в соответствии с финансовым законодательством РФ государственный и (м ) финансовый контроль;
2) кадровая база и кадровое обеспечение функционирования органов финансового контроля;
3) нормативная правовая база, устанавл-ющая основы функционирования и правила проведения контрольно-ревизионных мероприятий; правила ведения ф-во-хозяйственной деятельности 6юджетополучателями;
4)
информационно-
Вопрос.
Принципы организации
финансового контроля
Функционирование системы финансового контроля в бюджетной сфере должно осуществляться на базе соблюдения ряда принципов, сложившихся в мировой практике.
Основные
принципы организации
финансового контроля:
1. Принцип независимости, предполагающий, что органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Основными факторами, обеспечивающими независимость, являются:
- закрепление
независимости органа
- четкое законодательное
разграничение полномочий
- разграничение
источников финансирования
2. Принцип гласности, означающий, что любой заинтересованный пользователь должен иметь свободный доступ к информации о результатах контрольной деятельности, за исключением тех данных, которые составляют гос-ю, коммерческую или налоговую тайну.
3. Принцип законности, предполагающий, что деятельность органов финансового контроля и их должностных лиц должна осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими финансовые правоотношения в РФ, и не нарушать конституционных прав проверяемых организаций и лиц.
4. Принцип ответственности, в соответствии с которым все участники правоотношений, возникающих в ходе проведения контрольно- ревизионных мероприятий, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
5. Принцип обеспеченности средствами, означающий, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.
6. Принцип системности предполагает наличие системы органов ф-го контроля, функционально взаимно дополняющих друг друга.
Непременное
и жесткое следование всем
означенным принципам при
Важным
условием создания эффективно
функционирующей системы
Вопрос.
Виды, формы и
методы финансового
контроля в бюджетной
сфере
Виды бюджетного контроля могут быть классифицированы по ряду признаков. К наиболее распространенным относятся следующие.
1) Применительно к ветвям власти бюджетный контроль подразделяется на контроль, осуществляемый по линии законодательной власти и по линии исполнительной власти.
а) по линии законодательной (представительной) власти контроль осуществляется:
- законодательными (представительными) органами власти федерального, регионального и местного уровня.
С этой целью
в их составе формируются
- контрольно-счетными органами, которые могут создаваться законодательными органами на всех уровнях управления. На федеральном уровне таким специализированным контрольно-счетным органом является Счетная палата РФ.
б) по линии исполнительной власти бюджетный контроль осуществляется:
- Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (ФСФБН);
- Федералъным казначейством;
- финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований;
-
главными распорядителями
и распорядителями бюджетных
средств.
2)
По отношению к
уровням власти -
бюджетный контроль,
осуществляемый на
федеральном, региональном
и муниципальном
уровнях.
3) По субъектам контроля различают:
- государственный,
- внутриведомственный,
- внутрихозяйственный,
- общественный,
-
аудиторский (независимый)
финансово-бюджетный
контроль.
По времени проведения выделяют следующие формы бюджетного контроля: предварительный, текущий и последующий.
а) предварительный бюджетный контроль осуществляется на этапах составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного расходования финансовых ресурсов и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия.
б) текущий (оперативный) контроль, осуществляемый в течение финансового года в процессе исполнения бюджета, является основным видом бюджетного контроля и направлен на получение данных о текущем состоянии различных параметров исполнения б-в.
в) последующий контроль связан с оценкой финансовой деятельности в отчетном периоде. В процессе его проведения проверяется целевое расходование денежных средств при исполнении б-в, смет бюджетных учреждений. При этом анализируются законность, эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонений фактических показателей от бюдж-го плана.
К основным методам проведения бюджетного контроля относятся:
1) проверка,
2) обследование,
3) анализ,
4) ревизия,
5) аудит эффективности.
1.
Проверка - единичное
контрольное действие
или исследование состояния
дел на определенном
участке деят-ти проверяемого
объекта.
2.
Обследование заключается
в личном ознакомлении
контролирующего лица
с отдельными сторонами
финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого
объекта. При этом могут не только изучаться
финансовые документы, но и проводиться
опрос, анкетирование
сотрудников, контрольные
замеры, обследование
помещений.
3.
Анализ - один из важнейших
методов осуществления
бюджетного контроля
как а) на уровне конкретного
бюджетополучателя
(анализ проводится на основе
детального изучения
периодической и годовой
отчетности, а также
организации финансово-хозяйственной
деятельности на проверяемом
объекте), так и б)
на уровне бюджета
в целом (анализ бюджетных
показателей проводится
на всех этапах бюджетного
процесса с целью получения
сведений об обоснованности,
структуре, динамике,
а также иных количественных
и качественных параметрах
бюджетных показателей).
4. Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий ее руководителей.
Ревизии подразделяются на комплексные и тематические.
Комплексная ревизия охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: ф-е и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухучета и др.
В процессе проведения тематической ревизии проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме.
По
степени охвата данных в